какова окраска спины боков и брюха рыбы
Лабораторная работа. Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Лабораторная работа №6
Тип Хордовые ( Chordata )
Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижение рыбы.
Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы, мотыль или трубочник.
2.Определите окраску тела рыбы. Рассмотрите окраску спины, боков и брюха рыбы. Какое значение она имеет? Напишите. Отмеченные особенности окраски укажите на рисунке.
3.Найдите на теле рыбы парные плавники(грудные и брюшные), непарные плавники(спинной, подхвостовой и хвостовой). Отметьте их на рисунке. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в её передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или погружается в глубь. Соответствующие записи сделайте в тетради.
4.На боках тела расположена боковая линия- важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде. Отметьте её на рисунке.
5.Рассмотрите, как на теле рыбы располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются.. Подумайте, какое значение имеет наблюдаемое вами расположение чешуи в жизни рыбы. Рассмотрите чешую в лупу определите возраст рыбы по годовым кольцам.
5.Установите, на какие отделы можно разделить тело рыбы. Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в левую или в правую сторону? Какой вывод можно сделать из наблюдения?
6.На голове рыбы найдите два отверстия – это ноздри. Отметьте их на своём рисунке. Рассмотрите по бокам головы рыбы глаза(без век). Отметьте их на рисунке.
8.Бросьте в банку мотыля или трубочника. Как реагирует рыба на появление корма? Как она хватает его? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель?
Вывод: в чем выражается приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде?
Общая характеристика рыб.
Урок изучения нового материала, с использованием дидактического материала
Просмотр содержимого документа
«л.р.»
Лабораторная работа № 6
Наблюдение за живыми рыбками. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы и внутреннего строения рыб.
Цель: выявить особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с приспособлениями к жизни в воде.
Оборудование: лупа, аквариумные рыбки, рисунки или чучело рыбы.
Рассмотрите внешнее строение рыбы, определите окраску тела.
Сделайте рисунок и обозначьте отделы тела.
Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы
Рассмотрите чешую рыбы, зарисуйте. Каково значение чешуи?
Какова окраска спины, боков и брюха рыбы, какое значение она имеет? ________
Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются? Парные: ___________Непарные: _____________________
Вставьте пропущенные слова: Органы зрения – … рыбы, органы обоняния – …..
Вставьте пропущенные слова.
Рыбы – водные позвоночные. По сравнению с бесчерепными они характеризуются более высоким уровнем организации. Они активно ________. У них развит _____, защищенный черепом. Основу внутреннего скелета составляет __________.
Какое значение имеет движение жаберных крышек? ___________
Сделайте вывод о признаках внешнего и внутреннего строения рыбы, в связи с жизнью в воде.
Просмотр содержимого документа
«рыбы. »
Общая характеристика р ыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Цель урока: Дать общую характеристику Надклассу Рыбы. Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.
Учебные: продолжить формирование представлений о позвоночных животных на примере костных рыб, их внешнего строения, некоторых физиологических особенностей.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, культуру общения.
Оборудование: рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран),презентация к уроку.
Методы. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Оборудование. Живые аквариумные рыбы, презентация, раздаточный материал.
Оргмомент- Готовность учителя и учеников.
Выведены впервые в Китае, и надежно скрывались за стенами дворцов китайских императоров. В Европе впервые появились только в XVII в. В Россию впервые попали из Китае в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.
В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.
Телескоп, комета, львиная голова, жемчужина существует более 12 разновидностей
Сказочный персонаж, исполняющий желания. Ответ: Золотая рыбка
Ребята, кто из вас не мечтал прохладным летним утром посидеть с удочкой у реки?! А кто-то из вас, наверняка, заядлый рыбак! (Дети оживленно реагируют на собственные воспоминания).
Ребята, как вы думаете: легко ли наловить много рыбы? (Иногда очень трудно)
мы выясним, откуда пошло такое выражение – «чувствует себя как рыба в воде», а также ответим на вопросы:
1) Почему рыба скользкая?
2) Зачем рыбе чешуя?
4) Существует ли вещество страха?
Что же позволяет рыбам (особенно взрослым) редко попадаться на крючок и избегать когтей и клювов хищников?
Сегодня мы с вами побываем на виртуальной рыбалке! И я надеюсь, что к концу урока вы многое узнаете о рыбах и сможете их обхитрить!
А девизом нашего урока будут следующие строчки:
Чтобы рыбку нам поймать,
Надо все о рыбах знать!
1.Почему тип называется Хордовые? Перечислите основные признаки хордовых.
2.Какую роль играет хорда?
3.На какие подтипы делятся хордовые?
4.Расскажите о распространении и значении хордовых животных.
5.Что вы знаете о ланцетниках?
6.На какие группы делят позвоночных в зависимости от наличия челюстей?
Изучение нового материала. Первоначальные представления о многообразии рыб (рассказ учителя, демонстрация презентации).
Рыбы – исконные обитатели водной среды.
Рыбы населяют моря, океаны, пресные водоемы, и даже пересыхающие и пещерные водоемы. По обилию видов – около 20 тыс. – самый многочисленный класс Хордовых животных.
Рыбы отличаются друг от друга внешним обликом, особенностями строения, физиологией, экологией и поведением.
Их размеры зависят от возраста, количества и качества корма, температуры воды. Самые крупные живут в море. Рекорд здесь принадлежит китовой акуле или гигантской акуле. Их длинна более 20 м, вес 14 – 15 тон.
Среди речных рыб нашего региона первенство держит – сом, длинна 5 м, вес 300 кг)
Самые маленькие на Земле бычки (бычок люционский мистихтис) и карликовая пандака обитатели Филиппинских островов.
Общая характеристика рыб (заполнение кроссворда, см. Приложение 1). Большинство особенностей рыб Вам известны, поэтому мы даем общую характеристику рыб в необычной форме разгадывая кроссворд. Рыбы – позвоночные животные, обитающие в воде и передвигающиеся при помощи плавников. Их тело состоит из головы, туловища и хвоста. Их кожу покрывает чешуя и слизь. Имеется особый орган чувств – боковая линия. Орган дыхания – жабры. Кровеносная система в виде одного замкнутого круга кровообращения, сердце двухкамерное. Известно свыше 20 000 видов. Наука изучающая рыб называется: ихтиология.
Давайте сначала предположим, т.е. выдвинем гипотезы – что помогает рыбам жить в воде.
· 1. Жабры 7. Форма тела
· 2. Плавники 8. Зрение
· 4. Слизь 10. Обоняние
· 5. Окраска 11. Размножение
Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию формы их тела, множеству приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях.
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы заполним с вами таблицу. “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.
Заполняем таблицы в парах самостоятельно. Внимательно читаете задания, отвечаете на вопросы и заполняете таблицу. Обратите внимание на 8 пункт, это задание повышенной сложности, это задание выполняют те ребята, кто сможет.
Обсуждение (беседа, демонстрация презентации).
— Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?
Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.
Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).
В чем особенности покровов тела рыбы?
Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?
Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.
Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха, половые гормоны).
Каковы особенности окраски рыбы?
Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.
Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.
Назовите отделы тела рыб.
Каковы границы отделов?
Почему у рыб нет шеи?
Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.
— третьи – с поверхности.
Как вы думаете: почему?
Оказывается, потому, что у разных рыб различное положение рта! Посмотрите на рисунок. Слайд№6
Положение рта у карповых рыб:
а- верхний рот (чехонь); б— конечный рот (сазан), в- полунижний рот (вобла); г—нижний рот (остролучка)
При ловле этих рыб рыболовы используют различные виды снасти.
В чем особенности зрения рыб? Есть ли веки у рыбы почему?
У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.
Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.
Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями).
В чем особенности обоняния рыб?
Дополнение учителя. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.
Что такое боковая линия и каково ее значение?
Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.
По бокам тела многих рыб можно наблюдать ряд выделяющихся чешуек с отверстиями, которые образуют боковую линию — один из важнейших органон чувств. Количество чешуй в боковой линии — один из признаков при определении видов рыб.
Ребята, а вы слышали о таком опыте? В аквариум, в котором плавала старая ослепшая щука, запустили мальков – ее добычу. Как вы думаете: что произошло? Да, щука всех их переловила!
— Но она ведь слепая,- скажете вы! А зрение ей и не помогло. Помогла боковая линия – орган, который чутко реагирует на колебания и давление воды!
Скажите пожалуйста, какие правила должен соблюдать рыболов, чтобы рыбалка была удачной и почему? (Не шуметь, не махать руками, не болтать ногами в воде, ловить сидя, а не стоя, в особенности если ловишь в водоеме со стоячей водой; стараться, чтобы солнце светило у тебя из-за спины, а не в лицо и т.д.)
Правильно! А все потому, что у рыб хорошо развиты органы чувств. Давайте изучим их подробней. С одним из них – боковой линией – вы уже познакомились.
Помимо вышеперечисленных органов чувств для рыб характерны:
Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Как называются органы движения рыб?
Органы движения – плавники
Парные (грудные, брюшные) непарные (спинной, анальный=подхвостовой, хвостовой)
На какие группы они делятся?
Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.
А теперь посмотрим как связаны факторы водной среды и особенности внешнего строения тела.
Большая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела.
Текучесть – органы боковой линии.
Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).
Поднимите руки кто справился с этим заданием?
Закрепление. Решение биологических задач [1].
Почему в реках рядом с полями и фермами обитает мало рыб? Какие меры надо применять для увеличения численности рыб?
Известны случаи вылова рыбаками крупных нормально упитанных щук, которые были совершенно слепыми. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб?
Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»
1. Б 2. А, Г 3. В 4. Б, В 5. А 6. Г 7. В 8. А
Вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыб к жизни в воде?
На этом уроке мы с вами рассмотрели одно из общебиологических понятий “связь строения и функций” на примере внешнего строения рыбы.
Сделайте (в виде небольшого иллюстрированного журнал) подборку интересных сообщений о рыбах нашего региона.
*Факторы водной среды
Обтекаемая, сжатая с боков.
Снижение трения воды
Большая плотность воды.
Защита, снижение трения воды
Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба)
Голова плавно переходит в туловище и хвост.
Снижение трения воды
Хорошо видят на близком расстоянии
Восприятие запахов растворенных в воде
Способность растворять различные вещества.
Каналы лежащие под чешуей
Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля.
Защитная окраска рыб или чудеса маскировки
В борьбе за жизнь рыбам нужно уметь хорошо прятаться. Защитная окраска у рыб возникла постепенно, в процессе естественного отбора. Кто не умел прятаться или защищаться, тот погибал. Одним рыбам она помогает спасаться от врагов, другим незаметно подстерегать добычу.
Вы замечали, что у многих рыб темная окраска спинки переходит в белую окраску брюшка? Это делает рыбку менее заметной. Дело в том, что серебристое брюшко рыбы, если смотреть на нее снизу, не будет выделяться на светлом фоне неба. Точно так же темная спинка, если смотреть на рыбу сверху, будет сливаться с темным фоном дна.
У рыб, обитающих на дне, особенно обитающих на каменистом грунте, не однотонная, а мраморная окраска спины и боков. Это так же делает их менее заметными на неоднородном фоне.
Камбала. Плавает плашмя, прижимаясь ко дну, и всегда маскируется под грунт, подбирая нужный цвет тела. Золотой морской ёрш. Большую часть времени проводит лежа на дне в ожидании добычи. Его окрас позволяет почти полностью слиться с водной растительностью.
А как же полосатые рыбки? Казалось бы, полосатая окраска должна резко бросаться в глаза. На самом же деле это не так. Поперечные полосы на фоне зарослей как бы разделяют тело рыбы, и она теряет знакомые очертания.
Рыбы могут менять окраску в зависимости от цвета грунта, воды и условий освещения. Одни и те же рыбы в одном и том же водоеме зимой, когда из-за льда в воду проникает мало световых лучей, становятся темнее, чем летом.
Встречаются рыбы-хамелеоны, приспосабливающие свою окраску к цвету грунта.
Угрожающая окраска
Иногда хорошо защищенные рыбы имеют резко бросающуюся в глаза окраску.
Остальные хищники, наблюдавшие эту картину, вряд ли захотят повторить опыт своего соседа по стае. Очевидно, угрожающая окраска помогает уцелеть хозяину.
Есть рыбы, которые имитируют окраску хорошо вооруженных рыб.
Например, некоторые виды безобидных морских угрей окрашены так же, как ядовитые морские змеи.
Всегда ли им помогает такая окраска, сказать трудно.
Обманная окраска
Среди многих рыб распространена маскировка глаз. Поперечными или продольными полосами замаскированы истинные глаза, в то время как у хвоста располагаются яркие пятна —ложный глаз.
Отправляясь на охоту такая рыбка медленно плывет хвостом вперед, зорко поглядывая по сторонам. Но как только покажется враг, она стремительно уплывает в противоположном направлении, сбивая с толку преследователя.
Трёхполосый щетинозуб. Настоящий глаз скрыт у него черной поперечной полосой, а у хвоста расположен резко выделяющийся ложный глаз
В Индийском океане обитает рыба красная крылатка, у нее по розово-красному фону туловища тянутся к зрачку многочисленные бурые полосы. Образуется настолько сложный рисунок, что рассмотреть глаз не удается даже вблизи.
Красная крылатка
Кроме защитной окраски, прятаться некоторым рыбам помогает форма тела, а иногда и принимаемая ими поза.
Австралийский морской конек-тряпичник с поразительной точностью имитирует форму и цвет окружающих водных растений.
Морской конек-тряпичник
Изумление вызывает рыба с необычным названием— вялый лист. Она живет в реках Бразилии. По очертаниям это настоящий лист тополя.
Рыба-лист прожорливая хищница и сходство с листом помогает ей не только спасаться от врагов, но и незаметно подбираться к добыче.
Рыба-лист
На Цейлоне есть рыба, которую местные рыбаки называют косколайя, то есть лист хлебного дерева. При виде врага она падает головой вниз и опускается на дно, словно намокший лист.
Удивительна рыба спинорог-монакантус. Уткнувшись носом в дно, она часами может стоять вертикально и помахивать плавниками и хвостом. Кажется, не рыба перед тобой, а растение, колеблемое течением.
Спинорог-монакантус
А вот иглобрюх, четырехзубец, куткутья — могут изменять свою форму. Они захватывают ртом воздух или воду и раздуваются, превращаясь в шар. Это помогает им спасаться от хищных рыб, ведь не каждый хищник отважится схватить шар, совсем не похожий на рыбу! Когда опасность проходит, они вновь принимают свой обычный вид.
Иглобрюх Клоуновые рыбы. Маскируются под кораллы и растения
Технологическая карта к уроку: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыбы в связи со средой обитания
Информационная карта на урок. Ф.И. уч-ся____________________________________
Тема урока: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего
строения рыбы в связи со средой обитания.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
I . Выберите из списка общие признаки хордовых животных.
а) скелет наружный, хитиновый или известковый;
б) скелет внутренний, хрящевой или костный;
в) животные имеют лучевую симметрию;
г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист ков);
д) животные двусторонне-симметричные;
е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли стков);
ж) кровеносная система замкнутая;
з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;
к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.
л) у большинства хорошо развит головной мозг;
м) сердце расположено на брюшной стороне тела.
II . Подпиши указанные органы и части тела ланцетника в информационном листе.
IV . Основные характеристики в строении рыб
«Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб»
Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.
1. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рисунок. ( рабочая тетрадь – иллюстрации в середине)
1. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ______________ __________________________________________________________________________________________
2. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_________________________
3. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? _______________________________________________________________
4. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. _______________________________________________________________________
5. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?
1. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как можно определить возраст рыбы?_______________________________________________________
4. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________