какое оплодотворение у большинства рыб
Процесс спаривания рыб: краткое строение половой системы, способы размножения рыбок
Размножение — одно из интереснейших явлений, которые существуют на планете Земля. Бесполое размножение появилось около трёх миллиардов лет назад, а половое — более одного млрд. Способы продолжения рода со временем менялись и обретали разные формы. Как на суше, так и в океане существует множество видов организмов, имеющих свой способ воспроизведения потомства. Например, рыбы спариваются несколькими способами, а также размножаются посредством партеногенеза и гистогенеза.
Данные рыбы размножаются несколькими способами
Особенности воспроизведения потомства
Водная среда, занимающая 71% поверхности планеты, предоставила организмам большие просторы для существования, от мелководий до глубинных придонных вод. Эволюция и условия окружающей среды создали множество видов рыб с различным поведением и способами воспроизведения потомства.
Чтобы понять процесс спаривания рыб, для начала нужно разобрать строение половой системы. По статистике около 80% от всех существующих видов являются раздельнополыми. Репродуктивная система самца имеет вид парных семенников с выводящими протоками, которые оканчиваются половым отверстием. У самки с парными яичниками соединяются выносные протоки.
В данном видео вы подробнее узнаете о спаривании петушков:
Существуют виды рыб, называемые гермафродитами, у которых самец способен превратиться в половозрелую самку и наоборот. Изменение пола может происходить и один раз в жизни. Например, красный пагелл в течение жизни из молодой самки с яичниками может превратиться в зрелого самца с семенниками.
Половое размножение
Половое воспроизведение потомства носит различный характер у разных видов. Кратко о размножении рыб можно сказать, что при оплодотворении происходит слияние половых гамет самца и самки, после чего происходит образование зиготы и дальнейшее развитие рыбок. Вследствие дробления зиготы образуется зародыш. Рыба покидает икринку в виде личинки. Первое время рыбки живут за счёт желточного мешка. Последний постепенно рассасывается, обеспечивая питание и рост.
Когда исчезает желток, рыба переходит в стадию малька и питается одноклеточными организмами и мелкими рачками (дафниями, к примеру). Малёк растёт, переходит на другой корм, и уже от взрослой рыбы его отличают только размеры.
Оплодотворение может быть наружным или внутренним. У большинства видов оно происходит в водной среде. Самка мечет икру, а самец осеменяет её сперматозоидами.
Встречается и внутреннее оплодотворение, например, у морского окуня и гуппи. Оно осуществляется при помощи гоноподий, они же видоизменённые анальные плавники. Часто такое размножение сопровождается внутриутробным развитием. В вынашивании потомства есть свои преимущества: защита мальков от хищников и формирование в утробе мальков, способных к активному движению и самостоятельному поглощению пищи.
Партеногенез и гистогенез
Это один из видов воспроизведения потомства, при этом в оплодотворении икринки не участвует сперматозоид. Этот способ размножения считается половым, так как в воспроизведении задействована хотя бы одна половая гамета. Яйцеклетка способна самостоятельно развиваться до стадии дробления, а после, взаимодействуя с оплодотворённой икрой, активируется. Благодаря этому неоплодотворённые икринки не загнивают, и кладка и не портится. Хоть яйцеклетка продолжает развиваться и может достигнуть личиночной стадии, но после неё при рассасывании желтка многие зародыши погибают.
Исключением является иссык-кульский чебачок. Когда рыбы плодятся таким способом, они дают многочисленное жизнеспособное потомство.
Партеногенез встречается у таких семейств рыб:
Гистогенез, как вид воспроизведения потомства, является частным случаем партеногенетического размножения. Стимуляция активации яйцеклетки происходит за счёт её взаимодействия со спермой самца другого вида, близкого к данному виду. Проникая в икринку, сперматозоид побуждает её к дальнейшему дроблению, но слияния ядер не происходит. Яйцеклетка развивается, и из неё формируется полноценный организм женского пола. Самцы при гистогенезе не появляются.
Гистогенез встречается у серебряных карпов и моллинезий, чью икру способна простимулировать к развитию сперма плотвы, карпа и нескольких других видов.
Рыб можно стимулировать к спариванию
Рыбьи инстинкты
Оплодотворению предшествует ряд событий. Они являются сигналом к готовности размножаться.
Стимуляция к спариванию
Многие виды подходят к размножению очень ответственно. Лососёвые, например, мигрируют из солёного океана вверх по пресноводным водоемам для нереста. Они могут преодолеть тысячи километров, осуществляют опасный путь вверх по быстрым рекам, истощая себя до конца.
Во многих случаях самцы (например, у гуппи) имеют яркий окрас, чтобы понравиться самке. В брачном танце они кружат вокруг сереньких самок, пытаясь привлечь их внимание. Какой самец самый пёстрый, того и выберет дама.
Самцы других видов могут строить «домики» из ила, грязи и прочего донного мусора. Если самочке понравится домик, рыбки спариваются.
Изменения условий
Рыбы, как и другие живые организмы, подвержены биологическим циклам. Спаривание происходит в определённых условиях, которые наступают со сменой сезона:
Длительность вынашивания икринок зависит от вида рыбки и может составлять от 12 часов и до полутора месяцев. Возраст полового взросления рыб тоже сильно варьируется (от нескольких месяцев до 15−30 лет). Это зависит от видового размера и условий обитания. Чем меньше рыбка, тем быстрее она плодится и быстрее наступает её половозрелость.
РАЗМНОЖЕНИЕ.
Как размножаются рыбы?
Особенности размножения рыб.
Большинство видов рыб, как правило, однополые, хотя встречаются среди них и настоящие гермафродиты. К видам гермафродитам среди костистых рыб относится каменный окунь, у которого в половых гонадах развиваются как икра, так и сперматозоиды. Однако созревание половых продуктов обычно происходит поочередно, благодаря чему не происходит самооплодотворения икры. У красного пагелла в течение жизни происходит реверсия пола, т.е. изменение пола на противоположный. Если у молодых особей красного пагелла гонады функционируют как яичники, то у особей более старших возрастов – как семенники. Кроме того, гермафродитизм изредка встречается у некоторых представителей сельдевых, лососевых, карповых, окуневых рыб.
Что касается способов оплодотворения икры у рыб, то встречается наружное и внутреннее оплодотворение икры. Наружное оплодотворение встречается у большинства видов рыб и происходит оно во внешней водной среде. Внутреннее оплодотворение встречается чаще встречается у хрящевых рыб, хотя характерно и некоторым костистым рыбам, в частности, морскому окуню, бельдюге; многиим карпозубообразным (гамбузии, гуппи, меченосцам и др.).
У живородящих рыб в задних отделах яйцеводов («матке») образуется структура, в некоторой степени сходная с плацентой млекопитающих, благодаря которой эмбрион получает питательные вещества вместе с кровью матери. Живорождение характерно для многих видов акул, особенно глубоководных, и в частности для голубой, куньих, кошачьих и др. акул.
Приспособительное значение живорождения и яйцеживорождения рыб заключается в том, что при внутриутробном развитии обеспечивается большая выживаемость молоди.
Возраст же наступления половой зрелости у различных видов рыб может колеблебаться в значительных пределах – от 1 – 2 месяцев у мелких видов, как например, у гамбузии, и до 15 – 30 лет у осетровых. Обычно быстрее созревают рыбы, имеющие короткий жизненный цикл: в возрасте около 1 года созревает тюлька, снеток и некоторые бычки. Рыбы, имеющие продолжительный жизненный цикл становятся половозрелыми много позже. Так, атлантическая треска созревает в 7–10 лет, морской окунь – в 12–15 лет и т.д.
При этом возраст полового созревания рыб зависит не только от видовой принадлежности, но и условий обитания рыбы, и в первую очередь от условий откорма. Поэтому наступление половой зрелости у рыб происходит как правило при достижении определенной длины. Отсюда следует, что чем лучше питается рыба, тем она быстрее растет, и следовательно, быстрее созревает. Самцы у большинства видов рыб обычно созревают раньше самок.
Для определения размера изъятия (вылова) рыбы из определенного водоема и оценки сырьевых ресурсов важное значение имеет возраст наступления половой зрелости. Поэтому, для короткоцикличных рыб, которые созревают на 2–3-м году жизни, допустимое промысловое изъятие из популяции может составить 40–60% (кильки, шпроты, сардины и др.), в то время как у долгоживущих рыб ежегодное изъятие не должно превышать 5–20%.
Размножение и развитие рыб
Описание презентации по отдельным слайдам:
Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве. Кудлай Е.В.
Органы размножения рыб В полости тела самки находятся два продолговатых яичника. Ко времени размножения в них развиваются икринки. В полости тела самца имеются два продолговатых молочно-белых семенника, в которых развиваются сперматозоиды. Большинство рыб отличается от других хордовых высокой плодовитостью. Севрюга, например, выметывает до 300 тыс., судак — до 900 тыс., а треска до 7 млн икринок.
Нерест При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. В это время они перемещаются в места, наиболее благоприятные для развития их будущего потомства. Из мест с сильно соленой водой рыбы многих видов переплывают в опресненные участки водоемов или уходят в реки (лосось, горбуша, кета) (рис. 196). При этом одни из них выбирают участки, где много растений (сазан, лещ), другие — каменистое дно (осетр, лосось). В выбранных местах самки откладывают икру, а самцы изливают на нее жидкость со сперматозоидами. Такое оплодотворение икры называется наружным. Оно характерно для рыб большинства видов.
Выметывание самками икры и ее последующее оплодотворение сперматозоидами семенной жидкости, выпускаемой самцами, называют нерестом, а перемещения рыб к местам нереста — нерестовыми миграциями. В холодных и умеренных водах нерест бывает раз в год — весной, летом или осенью. В тропических водоемах он не связан с сезонами года. Рыбы некоторых видов нерестятся один раз в жизни: после нереста они погибают.
Забота о потомстве Рыбы некоторых видов откладывают мало икринок, но проявляют большую заботу о потомстве. У самки обыкновенного горчака к нересту вырастает длинный яйцеклад, которым она вводит икру в мантийную полость двустворчатого моллюска. Туда же с током воды попадают сперматозоиды самцов. Развившиеся из оплодотворенных икринок личинки горчака выходят наружу через выводной сифон моллюска.
Самец колюшки трехиглой строит из водных растений шаровидное гнездо с двумя входами (рис. 199). Для прочности травинки склеивают слизью. Самка откладывает в гнездо около 60–80 икринок. Дальнейшую заботу о них проявляет самец. Он охраняет икру, набрасываясь на каждое животное, приближающееся к гнезду, освежает воду, прогоняя ее движением грудных плавников. Появившихся личинок самец загоняет в гнездо, если они оказываются вне его. Благодаря такой заботе, сохраняется почти все потомство колюшки.
У самца морского конька ко времени нереста на брюхе из складок кожи образуется своеобразная сумка, в которую он помещает отложенную самкой икру и вынашивает ее, а затем и личинок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-171505
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
» Размножение, развитие и миграция рыб».
«Размножение, развитие и миграция рыб»
Цель урока: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.
сформировать знания о особенностях размножения и развития рыб;
раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.
формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;
развивать мышление посредством ответов на проблмные вопросы;
развивать интелектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе;
формировать научное мировоззрение.
словесный — объяснительная беседа, рассказ;
самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб», экран, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.
Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке мы вместе с вами открываем для себя мир животных заново.
Наш урок не совсем обычный, мы пойдём с вами на рыбалку. Клев будет зависить от подкормки и места ловли. Давайте вначале рыб подкормим, а затем будем ловить.
Подкормка — индивидуальные задания: (слайд 1)
(Все учащихся выполняют индивидуальные задания на местах по карточкам, тоже крупнее на доске.)
Из перечня(1-8)выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1-7), занесите цифровые обозначения органов в колонку.
Системы органов Органы, образующие систему
I — нервная система 1 — плавники;
III — пищеварительная система 3 — мышцы;
IV — дыхательная система 4 — вены и артерии;
V — выделительная система 5 — позвоночик;
VI — система опоры и движения 6 — поджелудочная железа;
VII — половая система 7 — череп;
I — 12, 14, 15 10 — желудок;
II — 4, 17 11 — почки;
III — 6,8,10, 18 12 — головной мозг;
VI— 1, 3, 5, 7, 9 15 — нервы;
VII — 13, 16 16 — яичник;
Итак перед вами водоём, мы подкормили рыб, а теперь первый закинем удочку в водоём тот, кто отгадает загадку ( в пруду рыбки с заданиями):
Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)
Далее закидывают удочку в водоём и по очереди ловят рыбок с заданиями.( при ответе используют табл. «Внутреннее строение рыб»)
Вопросы для класса:
1.Почему рыба не может повернуть головы?
2.Чем покрыты жабры снаружи?
3.Назовите 5 отделений головного мозга.
4.Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?
5.Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.
6.Назовите отделы скелета.
7.Назовите рыбу, которая имеет орган дыхания лёгкие.
8.Имеются ли у рыб веки?
9.Орган чувств позволяющий рыбе ощущать направление и силу тока воды.
10.Откуда берёт кислород рыба для дыхания?
11.Какая кровь — артериальная или венозная — поступает в сердце рыб?
Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах органов. Вы изучили ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.
А какую систему внутренних органов мы ещё не рассмотрели с вами? Верно — половую.
Сегодня на уроке мы познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, и соответственно, как вы думаете, что ещё мы будем изучать? (размножение)
Так какую же тему сегодняшнего урока мы будем изучать?
Тема урока и цели урока зачитывается на экране ( слайд 2-3)
Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.
Рассказ учителя
В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведение себе подобного.
Какое значение имеет размножение в жизни животных?
Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.
Я вечный странник и злодей,
Не сплю даже минуту,
Зубами щёлкаю в воде,
Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.
Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы. (Слайд 4-5)
Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам.
Самки выметывают икринки в воду, самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них, происходит оплодотворение. Оплодотворение у рыб наружнее, происходит в воде. ( слайды 6,7)
Рефлексия Работа с таблицей — вставить пропущенные слова ( слайд 12
Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 ( Приложение 1) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.
Приложение 1. Определить границы половозрелости рыб.
Во время размножения внешний вид рыб меняется ( размеры, окраска, форма тела — связано с условиями существования, заботой о потомстве, поиском партнёра для спаривания). Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм)/
Половой деморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы-удильщика церации. У неё самец карликовых размеров(1,6 см), прирастает к жабровой крышки во много раз более крупной самки(1,1м) и существует за счёт её соков, т.к. у него нет зубов и кишечник не развит.
Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерестом, а место нереста рыб — нерестилище.(слайд 13)
Запишите определение нереста в тетради.
Нерест — это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения.
Некоторые виды рыб преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция. (слайд 14)
Сообщение ученика « Миграция рыб».
На Дальнем Востоке (показать на карте) ход лососёвых рыб: кеты, горбуши во время нереста представляет интересное зрелище; огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатыаваются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Сёмга нерестится в реке Печора, преодолевая из северных морей 1800км., а речной угрьво время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км.
Рыбы одних видов устремляются из моря в реки ( лососевые), а другие, наоборот, уходят из рек в моря (речной угрь) — это так называемые проходные рыбы.
а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.
Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн.икринок, морской окунь до 1,5 млн.икринок, щука от 200 тыс. до 1млн.икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок.
Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. ( в реке Амазонка обитают мелкие рыбёшки самки которых выскакивают из воды и откладывают яйца на листьях растений свисающих над водой, а самец затем поливает их водой хвостовым плавником до появления личинок- пока они не упадут в воду).
Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?
Запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба
Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)
Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 2 и слайд 16). (Ответ учащегося: в питании.)
Приложение 2 Определите отличие личинки рыбы от малька.
После оплодотворения в икринках развивается многоклеточный зародыш. Развившаяся и освободившаяся от оболочек икринки личинка вначале живёт за счёт остатков питательных веществ икринки — желточного мешка. Когда они расходуются, личинка начинает питаться микроскопическими водорослями, инфузориями, а затем дафниями и циклопами. Вскоре, не только внешне. Но и питанием она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.
Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.
Интересно, а правду ли сказала щука? Нужна ли шука своим деткам? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. Мы сейчас послушаем сообщения и в ходе нашей беседы вы будите заполнять таблицу. (Приложение 3) ( слайд 18-21)
Приложение 3 Заполнить таблицу в ходе изучения нового материала.
В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)
Они у вас есть на столах, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Морской конёк вынашивает икру в выводной сумке на брюхе.
Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.
Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)
Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.
Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на зависимость. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.) раздаточный материал на партах у каждого.( слайд 22)
Липкая икра, которую приклеивают к растениям и на грунт.