какое мясо разрешено употреблять сторонникам кангатаризма
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАШРУТА
Слово «кошер» чаще всего употребляется в сочетании «кошерная еда» — так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. Совокупность этих законов называется на иврите «кашрут». В его основе лежат несколько заповедей, известных из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные еврейскими мудрецами в более позднее время.
Законы кашрута очень обширны, нo можно выделить несколько основных принципов кошерного питания:
Сказано в Торе: «Всякий с раздвоенными копытами.. и жующий жвачку из скота — его можно есть». Таким образом в пищу разрешено мясо животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это домашний скот (корова, овца, коза) и некоторые дикие животные (например, олень, газель). Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, мясо животного есть запрещается!
Тора разрешает употреблять в пищу мясо только «чистых» птиц: курей, уток, гусей, индюков и голубей. Некошерные птицы — это, главным образом, плотоядные и «санитары», питающиеся падалью и объедками. Чтобы мясо «чистой» птицы стало разрешенным в пищу, необходимо выполнение трех условий: «шхита» (кошерный убой), проверка туши и удаление крови.
Кошерные рыбы имеют два обязательных признака кошерности: наличие плавников и чешуи в воде. Относительно некошерных рыб в Торе сказано: «Мерзость они для вас, и мерзкими должны для вас они быть — плоти их не ешьте и дохлятины их гнушайтесь». Рыба, в отличие от птиц и млекопитающих, не нуждается ни в шхите (кошерном убое), ни в особой разделке и обработке ее мяса. Примеры кошерных рыб: карп, тунец, форель, камбала, лосось, скумбрия.
Все фрукты, овощи и злаки кошерны. Однако они требуют тщательной проверки на наличие в них различных насекомых. Насекомые самым строгим образом запрещены в пищу! Помимо этого к продуктам растительного происхождения, выращенным в Израиле, предъявляется ряд дополнительных требований. Из этого следует, что на растительные продукты из Страны Израиля необходимо свидетельство о кошерности.
Законы о вине и виноградном соке очень строги. Вино кошерно только в случае, если оно изготовлено евреем, соблюдающим Шабат. Бутылки должны быть закрыты двойной печатью. Кроме этого, при изготовлении вина не используются некошерные ингредиенты (фильтры, органические осветлители, вкусовые добавки и консерванты). Законы о вине и виноградном соке относятся ко всем напиткам, содержащим их примеси (ликеры, коньяк и др.). Они должны иметь знак кошерности на упаковке.
Все злаковые растения, выращенные вне пределов Израиля, а также мука, изготовленная из них, являются кошерными. При выпечке мучных изделий основным требованием к кошерности продуктов является отсутствие в составе продукта некошерных ингредиентов, таких как животные жиры, вкусовые и ароматические добавки, а также гарантия того, что эти вещества не были использованы в процессе изготовления и форма для выпечки не использовалась для некошерных изделий. Иногда хлеб считается кошерным только после отделения от теста «халы» — небольшого кусочка, который потом уничтожают.
Простое правило, приводимое в Талмуде, гласит: все, что дают кошерные животные, является кошерным; все, что дают некошерные, — некошерно. Таким образом, кошерным является только молоко кошерных животных. То же правило относится и к яйцам. Помимо этого, яйца проверяют на наличие в них крови, которая может сделать продукт некошерным. Мед не считается продуктом животного происхождения. поэтому он кошерен.
Продукты животного происхождения делятся на мясные и молочные, которые запрещено смешивать, готовить или употреблять вместе и даже извлекать из смеси какую-либо пользу. Установлена необходимость временного интервала между приемом мясной и молочной пищи: после мясной пищи необходимо подождать 6 часов, чтобы съесть молочную; после молочной ждут всего полчаса. Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей.
СТРЕМЛЕНИЕ К СВЯТОСТИ
Согласно этому мнению, цель законов кашрута в том, чтобы привить такие качества, как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
Забой скота и птицы (шхита) и кошерование мяса
Существуют специальные законы ритуальной подготовки ножа, которым планируется зарезать животное (затачивание ножа, проверка, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.), законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.
Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.
Шойхет (резник) — специально обученный человек, который досконально изучил все законы и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
После зарезки специалист проверяет тушу предназначенного в пищу животного. Он обследует ее, чтобы установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается некошерным.
Моральные ценности
Согласно этому мнению, цель законов кашрута в том, чтобы:
КАШРУТ
Свод законов о разрешенной и запрещенной пище
Еврейский закон предъявляет ряд требований к продуктам питания и способам приготовления пищи. Свод правил, касающихся питания, называется кашрут, а пища, приготовленная в соответствии с этими правилами, — кашерной. В переводе с иврита слово «кашерный» означает «пригодный».
Смысл заповеди о кашерной пище
Существует множество объяснений смысла заповеди о кашруте. Кратко перечислим наиболее часто встречающиеся и «популярные» из них.
«Всезнающий доктор»
Заповедь соблюдения кашрута — это одна из заповедей, причины и смысл которых нам не раскрыты. Однако следует доверять Всевышнему. Тора была нашим путеводителем в жизни на протяжении тысяч лет. Творец мироздания дал нам закон, в соответствии с которым нам следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для нашего духовного благополучия, пусть мы и не всегда понимаем причины Его указаний. Когда знающий врач, на которого можно положиться, дает указание об излечении, мы ему доверяем. Тем более мы должны доверять Тому, который не только знает как мы устроены, но Сам нас создал.
Высвобождение «искр святости»
Великий еврейский мистик средневековья Раби Ицхак Луриа (Аризаль) выстраивает свое объяснение как комментарий на стих «Не хлебом единым живет человек, но словом, исходящим от Бога» (Дварим 8:3). Он объясняет, что не пища сама по себе дает жизнь, а искра Б-жья — заключенное в пище «слово, исходящее от Б-га». Все сущее имеет в себе нечто от «Б-жьей искры», дающей миру жизнь и бытие. Когда мы едим, то получаем силы. Если человек использовал эти силы на святые дела, искра святости, которая есть в пище, высвобождается и возвращается к святости. Но такое возможно только в том случае, если пища кашерна. Некашерная пища, наоборот, тянет человека вниз, к грубой материальности.
Стремление к святости
Тора сама объясняет цель вводимых ею законов кашрута: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости: «И людьми святыми будьте у Меня, и мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте. » (Шмот 22: 30).
Познание духовности
Некашерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Она вредна именно для души, а не для тела. Наши мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некашерные продукты, понижается, его сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
Не быть жестокими
Шхита (забой скота согласно Торе) — это наиболее гуманный метод умерщвления животного. Животное теряет сознание в доли секунды. Тора запрещает также употреблять в пищу кровь — источник жизни. Поэтому существуют специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Запрещая есть кровь, Тора учит нас не быть жестокими.
Основные принципы кашрута
Разрешенные и запрещенные в пищу живые существа
Живые существа, дозволенные Торой в пищу, называются кашерными, или «чистыми», а запрещенные — некашерными, или «нечистыми».
Животные, обитающие на суше
У кашерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные — лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Мясо животных, которые не отвечают этим требованиям, называется трефным. Правилами кашрута запрещается употребление в пищу мяса многих животных: не только свинины, но и крольчатины, конины и др. Почему именно свинина считается самым ярким примером негодного в пищу животного? Во-первых, в Торе имеется прямое указание на запрет употребления свинины. Во-вторых, свиней очень много разводят во всем мире, и поэтому отказ от употребления их мяса в пищу выглядит особенно заметным. Но есть и символическое объяснение: когда свинья стоит, она показывает, что у нее раздвоенные копыта. Это один из признаков кошерности. Но у нее нет другого важного признака — она не срыгивает жвачку. Поэтому мудрецы сравнивают свиней с людьми, которые, выставляя напоказ свои положительные качества, прячут серьезные недостатки и вводят в заблуждение окружающих. Для того чтобы мясо кошерного животного было пригодно в пищу, животное должно быть правильно забито, а мясо после забоя правильно обработано.
Рыба и морские обитатели
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены. Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) — кашерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кашерных рыб также кашерна. Так, кашерной является красная икра. А вот черная (осетровая) икра — некашерна.
Птицы
В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. Поскольку мы не можем сегодня точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, мы едим только домашних птиц, о кошерности которых известно из традиции. К счастью, в их число входит большинство домашних птиц, то есть индюшки, куры, голуби, гуси, утки. Как и в случае с животными, птица должна быть забита особым образом, а ее мясо подвергнуто специальной обработке.
Насекомые и змеи
Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д. в пищу строжайше запрещены. Воздержитесь!
От чистого — чистое.
Один из важнейших принципов кашрута таков: «то, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.
Единственное исключение из этого правила — мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых — пчел.
Правила ритуального забоя (шхиты) и кашерования мяса
Человек, совершающий ритуальное умерщвление животных, то есть шхиту, называется шойхет. Шойхет должен быть очень богобоязненным человеком и строго соблюдать все заповеди. Причина этого — в том, что евреи, которые едят это мясо, вынуждены полностью полагаться на честность резника: если он ошибся, никто кроме него и Всевышнего не будет знать об этом. Кроме этого, Шойхет должен иметь специальное образование.
После того как животное забито, шойхет проверяет внутренние органы животного: там не должно быть признаков смертельного ранения или заболевания. Если такие признаки есть — животное некашерно.
Затем шойхет удаляет из туши животного запрещенный к употреблению жир и седалищный нерв, который называется гид анаше (запрет на его употребление остался у нас в память о сражении нашего праотца Яакова с ангелом).
Кровь
Тора строжайше запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц. Перед приготовлением мяса скота или птицы из него удаляют кровь с помощью высаливания, вымачивания или обжаривания на открытом огне. Мясо, которое продается в кашерном магазине, как правило, уже прошло процедуру удаления крови. Кровь запрещена даже в самых малых количествах. Поэтому яйцо перед приготовлением необходимо проверить, вылив его в прозрачную стеклянную емкость: если в нем обнаружится пятнышко крови, употреблять в пищу его нельзя.
Мясное и молочное
Знаменитый запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:
Растительная пища
Любые растительные продукты кашерны. Но, поскольку Тора запрещает в пищу насекомых и червей, необходимо предпринимать меры предосторожности и проверять крупы, муку, бобовые, зелень, а также многие виды овощей, фруктов и ягод, чтобы удалить оттуда насекомых и следы их жизнедеятельности. Для каждого вида продуктов существуют определенные методы проверки: муку просеивают, крупы перебирают, капусту, листья салата и зелень проверяют на свету, цветную капусту и брокколи замачивают в соленой воде и затем промывают, фрукты и ягоды просто осматривают (такие плоды, как вишни, персики, сливы и др. перед проверкой разделяют на половинки и удаляют косточку).
Относительно фруктов и овощей, выращенных евреями в Земле Израиля, в Торе имеется несколько отдельных заповедей. Во времена Храма суть этих заповедей сводилась к:
Часть из этих требований актуальна и сегодня без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма), и поэтому они выполняются только символически.
Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и человеку, не обладающему специальными знаниями, трудно в ней разобраться. Поэтому тем, кто не живет в Израиле, лучше не покупать израильские фрукты.
Напитки
На напитки распостраняются те же правила, что и на пищу вообще. Отдельно следует сказать про вино. Кашерное вино должно быть приготовлено евреем. Это связано с тем, что запрещено употреблять вино, которое может быть использовано в языческих обрядах.
С этим же связан запрет употреблять любой приготовленный неевреем напиток, содержащий виноградные ингредиенты. На другие напитки, как спиртные, так и безалкогольные, этот запрет не распостраняется.
Посуда
Согласно еврейскому закону, посуда, в которой готовится еда, также должна быть кашерной. Кашерной является вся новая посуда. Некашерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некашерная пища. Требования кашерности распространяются на все виды посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д. Некашерную посуду можно откашеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кашерованию не поддается. Правила, касающиеся посуды, сложны и включают в себя массу нюансов. Поэтому для решения конкретных вопросов о кашерности или некашерности посуды, а также о возможности и способах кашерования посуды следует обратиться к раввину.
Запрещено пользоваться посудой, купленной у нееврея, даже новой, пока она не будет погружена в микву или в естественный водоем для придания ей статуса еврейского имущества. О законах окунания посуды Вы можете прочитать здесь.
Законы отделения халы
При выпечке хлеба или пирога в том случае, если используется не менее 1.2 кг муки, от теста нужно отделять небольшой кусочек — халу. Если муки меньше чем 1.2 кг, то халу отделять не нужно. Если вес муки — от 1.2 до 1.6 кг, то халу отделяют без благословения. Если муки больше 1.6 кг, то при отделении халы говорят благословение, а кусочек затем сжигают или выбрасывают, завернув в салфетку.
Благословение на отделение халы:
Барух ата адо-най эло-эйну мелех аолам ашер кидешану бемицвотав вецивану леафриш хала.
Практические рекомендации
Как организовать кашерную кухню у себя дома
Организовать кашрут у себя дома — дело нелегкое, но оно того стоит! Первым делом нужно будет откашеровать то из кухонных принадлежностей, что возможно. Остальную посуду придется купить новую. Плиту и кухонные поверхности нужно будет прокалить. Это самые общие рекомендации. Для того, чтобы узнать все детали и подробности, Вам следует проконсультироваться с раввином Большой Хоральной Синагоги. На консультацию можно записаться по тел. +7 (812) 713 8186.
Какие продукты и где покупать
Во многих еврейских общинах мира имеются специальные кашерные магазины. В таких магазинах продаются только кашерные продукты. Например, при Петербургской еврейской общине существует сразу два кашерных магазина: магазин «Кошер» во дворе Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском д. 2 тел. +7 (812) 575 3859 и магазин Центра еврейского образования на ул. Союза Печатников д. 24 тел. +7 (812) 710 8496.
Стоит быть готовыми к тому, что ряд кашерных продуктов стоит несколько дороже обычных. Это связано с необходимостью дополнительной обработки и импорта тех продуктов, которые не могут быть произведены в Вашем городе. Если же Вы пытаетесь купить кашерную пищу в обычном магазине, прислушайтесь к советам в этом разделе.
Начните покупки со свежих овощей и фруктов. С ними меньше всего вопросов, они кашерны. Затем переходите к лоткам со свежей или замороженной рыбой и выбирайте ту, у которой есть чешуя и плавники. Филе не покупайте. Сахар, соль, крупы, мука и белые яйца также являются кашерными.
Кроме овощей, фруктов, рыбы и бакалеи есть еще ряд продуктов, которые можно есть без значка кашрута — экшера, так как известно, что они кашерны. На всех остальных продуктах, должен быть знак кашрута — экшер.
Откуда берется экшер? Для этого существуют специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию, она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции — экшер. Чтобы заранее познакомится с кашерным ассортиментом магазинов, можно изучить список кашерных продуктов, которые производят в России.
Есть несколько организации, которые занимаются сертификацией кошерной продукцией для мировых гигантов пищевой промышенности. Их продукция продается по всему миру, в том числе и в России. Поэтому если вам встретится продукт с таким значком, радуйтесь — это кошерный продукт.
Кошер Россия
Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР
Печать Департамента кашрута Петербурга
Печать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) – одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута
Знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – « Orthodox Union » («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки
Бадац – один из самых известных израильских экшеров.
БаДаЦ – абревиатура – Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).
Бадац эда харедит – Иерушалаим – печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима
Где можно поесть вне дома
В крупных городах мира, как правило, имеются кошерные рестораны или кафе. В Петербурге, например, это кошерный ресторан «Лехаим» при Большой Хоральной синагоге. Планируя поход в еврейский ресторан, следует удостовериться, что предлагаемая там еда — не просто блюда еврейской кухни, а что действительно кашерная пища. Многие раввины разрешают пить кофе без добавок или пить пиво в обычном кафе, но придется обойтись без закуски.
Как быть в гостях
Если Вас пригласили в гости или на банкет и там нет кашрута, вам предстоит нелегкое испытание. Лучше всего обходиться одноразовой посудой, в которую наливать напитки из списка и нерезанными овощами и фруктами. Если на торжестве используется специальная посуда, предназначенная только для чая, кофе или, например, пива, такой посудой тоже можно пользоваться.
Консультация по кашруту
Кошерное питание в Петербурге
Магазин «Кошер»
Кашерные продукты, книги, сувениры, ювелирные изделия
Лермонтовский пр. д. 2, тел: +7 (812) 575 3859
Часы работы 9:00 — 21:00
Выходные — суббота и еврейские праздники
Интернет-магазин
Магазин кошерных продуктов при ешиве «Томхей Тмимим»
Кашерные продукты, заказы на банкеты, семинары
Союза Печатников ул. д. 24 В
Тел: +7 (812) 710 8500
Часы работы 12:00 — 19:00
Выходные — суббота и еврейские праздники
Ресторан «Лехаим»
Блюда еврейской и европейской кухни
«Кошер шеф» — доставка полуфабрикатов с рецептами
Лермонтовский пр., д. 2
Тел: +7 (812) 572 5616
Голден-Кафе
Блюда еврейской ашкеназской, израильской и грузинской кухни. Банкеты, свадьбы, торжества
Лабутина ул., д. 2/27
Тел: +7 (812) 714 4591
#Мясанет. Молочное кафе
Союза Печатников 28/29
Тел.: +7 (999) 209-68-57
Бас и кос табак — какие части мяса казахи подают уважаемым людям, молодежи и другим родственникам
Табак тарту — у казахов традиционный порядок деления мяса между гостями. У казахов много видов табак тарту, а основные из них: бас табақ, қос табақ, сый табақ, жай табақ и жастар табағы.
Бас табақ — главный, первый по значимости поднос с мясом. Бас табак преподносится пожилым людям и уважаемым гостям. На него укладывается жамбас — тазовые кости, ортан жілік — бедренная кость, белдеме — поясничный отдел, филе брюшной полости туши, сүбе қабырға — филе вместе с пятью ребрами выше почки, қойдын ұлтабары — двенадцатиперстная кишка барана, конина: қазы, қарта, жал, жая.
Қос табақ — специальный поднос с мясом для свата и сватьи. Его состав такой же как в Бас табак, но с добавлением второй ортан жілік — бедренной кости.
Сый табақ — дополнительный поднос с мясом, куда можно выложить любые части. Но на Сый табак нельзя выкладывать жауырын — лопатку и тоқпанжілік — берцовую кость, так как эти части баранины считаются не такими значимыми, как остальные.
Жай табақ — стандартный поднос с мясом. Он включает в себя ортан жілік — бедренная кость, жауырын — лопатка, тоқпан жілік — берцовая кость, қабырға — ребра, омыртқа — позвоночник.
Жастар табағы — поднос с мясом для молодежи. На этот поднос кладут асық жілік — большую берцовую кость и төс — грудинку. Асық жілік обычно разрезает друг зятя или женге — жена старшего брата. Зятю обязательно подается төс.
А также отдельно для каждого есть свой табақ:
Күйеу табақ — табақ зятю, куда кладут асық жілік, төс, ортан жілік, сүбе қабырға, арқа, белдеме, қарын, тоқ ішек.
Қыз табақ — этот поднос с мясом предназначен для дочери, которая приехала домой к своим родителям. Табақ состоит из жамбас, асық жілік, жауырын, белдеме, тіл-жақ, қарын-сүрін, сүбе қабырға, сердца, печени и почек.
Келін табақ — свекор и свекровь дают невестке асық жілік, тіл-жақ, белдеме, арқа, жауырын, ортан жілік, жүрек-бауыр.
Жеңге табақ — этот поднос делают очень редко, он означает уважение к снохе. Туда кладут жамбас барана, жауырын, арқа белдемесі, сүбе қабырға, сердце, печень, тоқ ішек, почки.
Жезде табақ — этот табак готовят для мужчины родственники его жены. Используют те же части мяса, что и в жеңге табақ, но еще кладут құйымшақ — копчиковую кость.
Бала табақ — это табақ, который дается детям. Туда кладут асық жілік, жауырын, ортан жілік, арқа, белдеме, язык, ребра.
Құрдас табақ — если в гости пришел ровесник, ему кладут жамбас, ортан жілік, жауырын, ребра, арқа, белдеме.
Также казахи по-особенному относятся к подаче на стол головы барана и к частям, относящимся к голове.
Бас тарту — угощение головой барана. Уважаемым и почетным гостям принято подавать голову барана или козы.
Верхнюю часть головы коня или крупного рогатого скота делят на три части — шеке, каждый шеке крупного рогатого скота по значимости приравнивается к одной голове барана или козы.
К дастархану блюдо с головой приносит мужчина. Действует негласное правило: баранью голову не может разделывать тот, у кого жив отец.
Бас ұсыну — у казахов есть свой способ подавать голову. Голову кладут в Бас табак, обычно дают почетному гостю, аксакалу. Аксакал дает бата и режет с правой стороны околощечную часть и пробует. Потом режет правое ухо и дает самому младшему в доме. Остальных угощает по одному кусочку и обратно передает голову хозяину дома.
Құлақ ұсыну — у казахов уши барана или козы отдают детям. Оба уха одной головы не дают только одному ребёнку, обязательно дают двум.
Көз ұсыну — а вот глаза — наоборот. Одному человеку дают оба глаза.
Тіл ұсыну — язык дают невестке или детям. Иногда, если в гости пришли ораторы или акыны, тогда они желают кому-то специально пойти по их пути и отдают язык.
Таңдай ұсыну — человек, который разрезает голову, кладет нёбо на правую ладонь и отдает младшей дочери или певцу.