какое мясо не едят буддисты
Буддийский мастер о вегетарианстве
И нтервью о вегетарианстве со странствующим учителем ФПМТ геше Тубтеном Сопой.
— В отличие от буддийских монастырей Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Бирмы и Китая, в монастырях Тибета мясо употребляют. Объясните, почему так происходит?
— Буддийские монастыри появились в Стране снегов в IX веке, там Шантаракшита и Гуру Падмасамбхава, а также их ученики — семеро новопосвященных монахов — призывали первых тибетцев-буддистов отказаться от мяса. Однако, в силу укоренившейся привычки, существовавшей ещё со времён традиции совершения подношения плотью и кровью, тибетцы продолжали употреблять мясо.
Тогда Шантаракшита и Падмасамбхава заявили, что, если тибетцы не откажутся от мясных продуктов и не прекратят совершать кровавые жертвоприношения, они не будут обучать их Дхарме и вернутся в Индию. Тибетский царь Трисонг Децен принёс им извинения и пообещал ввести соответствующий закон. Позже по приказу царя установили столб, на котором был высечен текст закона, запрещавшего монахам и монахиням употреблять неблагие, или «чёрные», пищу и напитки, например мясо и алкоголь. Монахам и монахиням, проживающим в монастырях, не разрешалось есть мясо. Следующий царь, Лангдарма, уничтожил буддизм в Тибете, и, можно сказать, что на восемьдесят лет буддийское монашество в стране прекратило существование. Спустя какое-то время буддизм возродился, но всё же, в силу застарелой привычки, тибетцы продолжали есть мясо. В XII веке прибывший в Тибет лама Атиша советовал отказаться от мяса, но его наказ был нестрогим, поэтому не все буддисты последовали ему.
В целом в учениях хинаяны запрещается употреблять мясо. Тем не менее если у монашествующего есть проблемы со здоровьем, и он нуждается в мясной пище, то его помощники могут принести ему мясо животного, умершего естественной смертью. Мясо готовят с куркумой и, поедая его, монах или монахиня должны закрывать глаза.
Я читал об этом в коренных священных текстах Кангьюра. Если употреблять мясо без привязанности или желания, но только ради поддержания здоровья, и при этом животное не убивали с намерением накормить людей, тогда, согласно нравственному кодексу хинаяны, употреблять его в пищу разрешается.
— Можно ли одновременно взращивать бодхичитту — основополагающую мотивацию махаяны — и употреблять мясную пищу?
— Согласно учению махаяны, Будда полностью запрещал есть мясо. Во многих сутрах, например в Ланкаватаре сутре, в Великой сутре о нирване, в Ангулимала-сутре, в Сутре о слоне, в Сутре о великом облаке, говорится, что если вы пытаетесь практиковать великое сострадание, тогда употребление мяса недопустимо, поскольку в каждом живом существе мы должны видеть свою мать, брата, сына и т. д. В Ангулимала-сутре приводится беседа Манджушри и Будды. На вопрос Манджушри, почему он не ест мяса, Будда ответил, что в каждом живом существе видит природу Будды и поэтому воздерживается от мяса. Поэтому практика махаяны и поедание мяса – несовместимые понятия.
В махаянской высшей йога-тантре практикующие используют пять видов плоти и пять видов нектара. Пять видов плоти — это мясо человека, слона, коровы, собаки и лошади. Пять видов нектара — это экскременты, моча, менструальная кровь, сперма и костный мозг. Люди высоких духовных достижений способны преобразовать эти грязные субстанции в прекрасный нектар, пребывая в осознании, что в высшем смысле грязное и чистое — это одно и то же. Они используют эти виды мяса, которые получают от животных, умерших естественной смертью существ, для практики йоги.
Обычным существам, практикующим тантру и не обладающим высокими духовными достижениями, во время практики цог запрещено делать подношение пятью видами мяса и нектара. Они подносят фрукты, сок, печенье или другую еду, которая не содержит мяса и яиц. Но если вы обрели высокие духовные достижения и можете преобразовать любую субстанцию в чистый нектар, то во время практики цог можете подносить даже экскременты!
— В буддийских текстах всех традиций говорится, что нельзя есть мясо животного, намеренно убитого для употребления в пищу. Описаны ли в текстах иные причины в пользу отказа от употребления мяса?
Еще одна причина — это прибежище в Дхарме. Обращаясь за прибежищем, вы даёте обещание не причинять прямой или косвенный вред любому живому существу. Кроме того, среди всех буддийских традиций именно махаяна уделяет особое внимание развитию великого сострадания и бодхичитты, поэтому её последователям мясо есть нельзя. Основная причина заключается в том, что все живые существа обладают природой Будды, а значит, все они стремятся к счастью и не хотят страданий, что, в свою очередь, служит характеристиками природы Будды.
— Из-за особых климатических условий у жителей Тибета были некоторые послабления в правиле не употреблять мясную пищу. Известны ли Вам великие учителя, которые всё же придерживались вегетарианской диеты?
-Это первые буддийские учителя, жившие в IX и X вв., — Шантаракшита, Гуру Ринпоче и наставник Камалашила. В XII веке лама Атиша призывал монахов и монахинь отказаться от мясной пищи. В наши дни более шести тысяч монахов и монахинь из монастыря Сера, согласно монастырскому уставу, не употребляют мясо. Если ответственные за порядок увидят, что монахи едят или покупают мясные продукты, они немедленно выпишут штраф в тысячу рупий. В тантрическом монастыре Гьюдмед более пятисот монахов — вегетарианцы. От мясной пищи отказались монастыри Дрепунг и Гаден. В монастырях Ладака, Непала и Бутана также существуют соответствующие предписания. Вегетарианцами были Гампопа, учитель традиции Кагью, Пагмодругпа, Дигун Чопа, Ченгава, Таклунг Тангпа и Тогме Сангпо, а также многие учителя традиции сакья, ньигма и гелуг.
— Расскажите, почему Вы стали убежденным вегетарианцем?
— В детстве моя мать кормила меня мясом. Подростком мне довелось увидеть, как одни мясники убивали яка, вспарывали ему брюхо, а другие — овцу. Именно тогда я принял решение отказаться от мясной пищи. Я осознал, сколь ужасно убийство животных, и у меня попросту пропало желание есть мясо. В тринадцатом классе, на занятиях по буддийской философии, мы проводили немало диспутов по этой теме, а также изучали аутентичные, подлинные сочинения. Мысли и слова Будды об отказе от мясной пищи глубоко проникли в моё сердце. Я написал свою первую книгу и подарил один экземпляр Далай-ламе. Его Святейшество пригласил меня на беседу, которая длилась почти сорок минут, и сказал, что книга ему очень понравилась. Он также посоветовал написать побольше столь же важных и полезных книг.
К тому же я ношу монашеские одежды, то есть следую духовным путём. Быть представителем Сангхи — значит служить хорошим примером для других, поэтому я не ем мяса.
— Кто из современных тибетских учителей призывает к отказу от мясной пищи?
— Ньингмапиский учитель Чатрал Ринпоче Сангье Дордже, которому девяносто шесть или девяносто семь лет, не ест мясо и яйца и советует своим ученикам-монахам поступать так же. Лама Сопа Ринпоче не употребляет мясо и возглавляет множество проектов по освобождению животных. Кармапа 17-й Ургьен Тринлей Ринпоче часто говорит о необходимости быть вегетарианцем и просит учеников отказаться от мясной пищи. Есть и другие тибетские мастера, которые не едят мяса, например сакьяпинский лама Пемаомгда из Нью-Йорка, ньингмапиский лама Пема Онгьел и французский монах Мате Рикар.
— Его Святейшество Далай-лама признаётся, что пытался стать вегетарианцем, но врачи посоветовали ему не отказываться от мяса. Как такое возможно? Это вызывает удивление, ведь миллионы индусов на протяжении всей жизни обходятся без мясной пищи. Поделитесь своим мнением по этому вопросу.
— Его Святейшество Далай-лама употребляет мясо раз в неделю, чтобы поддержать своё здоровье. Он даёт прекрасный совет: необходимо приложить усилия и постараться отказаться от мясной пищи, но если по каким-то причинам это невозможно, то ешьте мясо понемногу, а не килограммами. Но всё же Его Святейшество утверждает, что лучше быть вегетарианцем, а также говорит, что тот, кто не ест мяса, — молодец.
Когда Далай-ламе XIV исполнилось шестнадцать лет, его провозгласили политическим лидером Тибета. В его честь министры устроили торжественный ужин, на котором изобиловали мясные блюда. Увидев их, Далай-лама принял решение, что впредь на официальных приёмах не должно быть мясной пищи. Тогда и зародилась эта традиция, которую я нахожу превосходной. Кроме того, на время учений он просит своих учеников отказаться от мяса, а владельцев близлежащих ресторанов убрать из меню мясные блюда, иначе учения станут причиной массового забоя животных и наживы на их смерти.
Его Святейшество Далай-лама заявляет, что самые жестокие убийцы на планете Земля — это люди. Если бы не люди, то рыбы, цыплята и другие животные жили бы свободной жизнью. Я считаю, что ситуация Далай-ламы и обычных людей в корне отличается. Обычные люди едят мясо, следуя своим желаниям и дурным привычкам. Его Святейшество, безусловно, обладает высокими духовными достижениями и ест мясо не в силу желания или дурной привычки. Такие люди едят мясо по другим причинам. Например, в жизнеописании махасиддхи Тилопы говорится, что он целыми днями ловил рыбу и ел мясо. Тилопа был существом высочайшего духовного уровня. Но это всего лишь моё мнение, поэтому не доверяйте ему с лёгкостью. Я не знаю истинных причин, по которым Тилопа так поступал.
— Расскажите вкратце, какую пользу приносит вегетарианство духовному и физическому здоровью?
— Преимущества отказа от употребления мяса с духовной точки зрения можно обнаружить в Ланкаватара-сутре. В ней Будда призывает отказаться от мяса, поскольку иначе практика мантры не приведёт вас к достижению всех желаемых результатов. Кроме того, если вы едите мясо, божества отвернутся от вас и не откликнутся, когда вы их призовете. Там также написано, что именно по этой причине йогины не употребляют мяса. Более того, невозможно развить сострадание и мудрость, поедая мясо. Пандита Камалашила также говорит, что нельзя достичь шаматхи, употребляя мясо. Что же касается здоровья, многие врачи и учёные, изучавшие вегетарианство, установили, что в бедных странах люди, у которых не хватает средств на покупку мяса (таким образом невольно ставшие вегетарианцами), реже болеют, меньше подвержены раку лёгких и другим заболеваниям. Богатые люди, чей рацион включает мясо, болеют чаще. Вегетарианцы страдают от высокого давления и сердечно-сосудистых заболеваний не так часто, как любители мяса, употребляющие много животного жира, который, попадая в кровь, делает её гуще! Употребление мяса затрудняет пищеварение, наносит ущерб печени. Кроме того, мясо служит препятствием для развития ума, вы становитесь более агрессивными и менее умными. Также вегетарианцы медленнее стареют и живут дольше.
— Что бы Вы посоветовали западным ученикам, которые употребляют мясные продукты регулярно?
— Если вы монах или монахиня и продолжаете употреблять мясо, будучи не в силах совладать с этой привычкой, то не делайте это публично, поскольку вы — представитель Сангхи и служите примером для мирян. Те, кто не может отказаться от мяса, должны постараться свести его количество до минимума. Не ешьте мясо, поддавшись желанию, или ради наслаждения вкусовыми ощущениями. Воспринимайте мясо, как лекарство, а не как повседневную пищу. Если вы носите монашеские одежды и пытаетесь следовать примеру Будды в его сострадании, то употребление мяса противоречит вашей попытке уподобиться Будде. Более того, в западных странах такое изобилие продуктов питания, что можно без труда найти замену мясу, в нём нет столь острой необходимости. Учитесь контролировать своё желание есть мясо.
Геше Тубтен Сопа, странствующий учитель ФПМТ, посвятивший себя пропаганде вегетарианства.
Питание в буддизме
В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.
Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.
Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.
Итак, пять заповедей в буддизме следующие:
В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.
Что едят буддисты
Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.
Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.
Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.
Питание в буддизме
Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.
Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.
Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.
Питание буддийских монахов
Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.
Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.
Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.
wladislavk
wladislavk
И меня, и многих других открытых буддистов часто спрашивают при походе в гости или в кафе, едим ли мы мясо. Причины вполне ясны: ведь буддизм же из Индии, а индусы, особенно религиозные, обычно вегетарианцы. Кроме того, многие не могут отличить буддизм от джайнизма и кришнаизма, а самые образованные вспомнят, что и в Китае монахи не едят мясо. Так или иначе, идея того, что все или по крайней мере многие буддисты увлекаются вегетарианством, у нас и на Западе вполне распространена. Более того, некоторые западные учёные и исследователи Канона, в том числе буддийские монахи, сами являясь вегетарианцами, приписывают вегетарианство по крайней мере самому Будде и его первым ученикам, которые стали такими же просветлёнными, как и он сам. Сейчас мы попробуем выяснить, как на самом деле классический буддизм относится к мясоедству.
Диспут про «сукара-маддаву»
Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.
Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.
«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.
Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.
Отношение Будды к вегетарианству
Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.
Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.
— Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.
Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».
По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.
В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.
Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…
Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.
Отношение к вегетарианству в современном буддизме
По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.
В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.
И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.