какие уроки у меня каникулы
Какие уроки у меня каникулы
Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница.
Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.
Зачем ребёнку режим
Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого.
Как составить режим дня школьника
Шаг 1. Возьмите лист бумаги или воспользуйтесь приложением
Кому-то удобней планировать в бумажном формате, кому-то — в электронном. На листе бумаги достаточно расчертить текущую неделю. Подойдёт и обычный школьный дневник. Если вам удобнее работать со школьным расписанием в электронном виде, можно использовать специальные приложения.
Шаг 2. Установите время отходу ко сну и пробуждения
Выработайте одинаковое время — так организму будет комфортней и привычней.
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5–7 классов. В 8–9 классе норма сна — 9–9,5 часов. Старшеклассники, выпускники и взрослые могут спать по 8–9 часов.
Шаг 3. Впишите все уроки на неделю
Затем начните планировать время бодрствования — посчитайте, сколько часов в день ребёнок должен проводить за занятиями. Посмотрите, нет ли дней, когда уроки идут больше трёх или четырёх часов подряд. Если есть — распределите учебную нагрузку равномерно. Учтите, что нужно время на домашку и, возможно, совместное обсуждение текущих уроков. Так вы поймёте, сколько времени уходит на учёбу.
Шаг 4. Впишите секции или хобби
Здесь главное — не перегрузить ребёнка дополнительными занятиями. Если каждый день заниматься школьными заданиями, делать домашку, да ещё и ходить на секцию — нагрузка окажется чрезмерной.
Советуйтесь с ребёнком по поводу того, куда и как часто он хочет ходить. Если видите, что он слишком устаёт — снижайте нагрузку и корректируйте режим.
Шаг 5. Добавьте время для отдыха
Если вы разрешаете ребёнку пользоваться гаджетами, выделяйте на это специальное время. У детей должно быть свободное время на игры и простое «ничегонеделание».
Обязательно включите в режим дня прогулки — детям необходима физическая активность и свежий воздух.
Особенности режима дня в начальной школе
Начните с выработки режима сна. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов. Кроме того, в распорядок дня школьника первого класса рекомендуется добавить два дополнительных часа дневного отдыха.
Вот как можно выстроить распорядок дня для ученика обычной начальной школы.
На семейном образовании всё по-другому — можно вставать позже и высыпаться, больше времени отдыхать и уделять время хобби. Посмотрите, как отличается режим ученика онлайн-школы.
Пример режима дня младшеклассника в онлайн-школе
На семейном обучении легче высыпаться, отдыхать и заниматься увлечениями, потому что учебная нагрузка ниже.
Так, учебная нагрузка в начальной онлайн-школе «Фоксфорда» в 1 и 2 классе — 9 и 10 часов в неделю соответственно, а в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Это значительно ниже по сравнению с традиционной массовой школой.
Особенности режима в средней и старшей школе
Чем старше ребёнок становится, тем больше ответственности за соблюдение режима возлагается на него самого.
Старшекласснику следует рассказать о приёмах тайм-менеджмента. Управление временем — неотъемлемая составляющая подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Старайтесь не навязывать требования, а по-дружески обсуждать, какого расписания лучше придерживаться, чтобы всё получилось.
Вот примерный план того, как можно организовать день ученика обычной средней школы.
А если учишься в онлайн-школе, можно подольше поспать, сэкономить время на дороге в школу и обратно и успеть отдохнуть между занятиями.
Особенности режима ребёнка-спортсмена
Для детей, которые профессионально занимаются спортом, тренировки и соревнования первостепенны, поэтому занятия, как правило, распределяются между ними. Обязательно в режим нужно заложить время на обед и дорогу до спорткомплекса и обратно. Лучше всего, если учебное расписание позволяет совмещать спорт и учёбу. Так, в нашей домашней школе занятия можно просматривать в записи в любое удобное время.
При организации режима дня школьника, который увлечён спортом, — убедитесь, что ребёнок достаточно отдыхает. Физическое и умственное переутомление чревато травмами и выгоранием.
Особенности режима творческого ребёнка
Подойдите к процессу составления расписания творчески — пусть ребёнок сам нарисует свой график на бумаге или в графическом редакторе. Непосредственное участие мотивирует школьника соблюдать договорённости впоследствии.
Если увлечение ребёнка, как у спортсменов, подразумевает поездки и регулярные репетиции, не забудьте вписывать в расписание время на отдых между гастролями. Если же хобби связано с живописью или прикладным искусством, и ребёнку приходится подолгу сидеть, обязательно включите в режим дня школьника физическую активность.
Как отслеживать режим дня школьника
Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку.
Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку. Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам. И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца.
Приложения для составления распорядка дня
Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков. Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно.
Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка.
Нужно ли соблюдать режим дня на каникулах
Отдельной рекомендации заслуживает распорядок дня школьника на каникулах. С одной стороны, это время отдыха, и можно немного расслабиться. С другой стороны, нарушить режим дня школьника летом легко, а восстанавливать осенью трудно.
Так что лучше продолжать ложиться и вставать в одно и то же время (с поправкой на увеличение светового дня). И не забрасывайте учёбу — летом можно смотреть отдельные курсы и документальные фильмы.
Мнение психолога: Безусловно, переходить на ночной режим чревато последствиями. Такой вопрос не будет стоять перед вами и ребёнком, если вы поймёте сами и понятными словами донесёте до ребёнка все последствия такого образа жизни. Вот почему сон именно в ночные часы так важен для организма:
1. Важный гормон физического роста (в том числе и мозга, и полового созревания) вырабатывается в ночное время. Спать нужно с 00:00 и до 7-8 утра.
2. Режим помогает мозгу не только отдыхать, но ещё и правильно перерабатывать всю поступившую в мозг информацию за день. Мозг отправляет нам сигналы или решения в виде снов. Вне режима сны снятся плохо, мы не учимся их анализировать, а значит, пропускаем важные «письма» от мозга. Что решает мозг? Больше не генерировать решения. Мы перестаём анализировать.
3. Режим помогает почувствовать предсказуемость, а это важно, так как жизнь подростка всегда может содержать большую долю случайностей, чем жизнь взрослого (взрослым резко не становятся малы кроссовки).
При этом если вы требуете от ребёнка соблюдения режима, вы и сами не должны засиживаться до трёх ночи. Ребёнка отвернут от вас двойные стандарты, а ваши требования будут казаться необязательными для исполнения.
Психолог Елена Петрусенко
Резюме
При составлении расписания дня ученика учитывайте индивидуальные особенности ребёнка — возраст, форму обучения и его интересы. Вести график на бумаге или в приложении — решать вам. Главное — не быть чересчур педантичными. Помните: режим дня должен помогать школьнику, а не угнетать его.
Как составить расписание ребенка на время каникул
Егор Фокин
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
В каникулы у школьников появляется свободное время для любимых занятий. Но часто это оборачивается тем, что дети сидят в гаджетах днями напролет, у них снижается активность и появляется недосып. Методисты онлайн-школы репетиторов Учи.Дома Александр Спирин и Екатерина Простова рассказали, какие пункты важно предусмотреть в расписании ребенка на каникулах, чтобы он отдохнул от учебы и провел время по-настоящему интересно и с пользой.
Как бы ребенку ни хотелось спать на каникулах до обеда и ложиться за полночь — это не лучшая идея. Организм привыкает к определенному ритму жизни. Его резкая смена оборачивается стрессом. Вместо того, чтобы восстанавливать и накапливать силы, их приходится тратить на адаптацию к новому графику. Лучше продолжать соблюдать режим, как минимум, в отношении пробуждения и отхода ко сну, времени приема пищи.
Чем младше ребенок, тем больше времени для сна и восстановления ресурсов ему нужно. У дошкольников и детей младшего школьного возраста оптимальный сон длится десять-одиннадцать часов, у учеников средней и старшей школы — девять. Спать больше, как ни странно, тоже вредно — это приводит к быстрой утомляемости, низкому уровню энергии и значительному снижению когнитивных способностей: анализа, мышления, обучаемости.
В приеме пищи стоит придерживаться одного времени, чтобы ребенку не хотелось переедать на ночь или перекусывать бутербродами в течение дня.
Режим дня не должен причинять дискомфорт и загонять ребенка в жесткие рамки. Чтобы школьник понимал, что расписание — это не родительская прихоть, а важный фактор для его здоровья и тонуса, можно обсудить основные пункты вместе.
Бывает, что родители радуются, если ребенок много времени проводит дома, а не гуляет во дворе «с кем попало». Но для полноценного питания мозга нужен кислород. К тому же в замкнутом пространстве школьник не знает, чем себя занять, и прячется в виртуальную реальность, от чего организм испытывает еще больший стресс.
Роспотребнадзор рекомендует отводить прогулкам, как минимум, 3–3,5 часа в младшем школьном возрасте и 2,5 часа — для старшеклассников.
Соблюдая это правило, можно заметить положительные изменения в настроении, самочувствии и успеваемости ребенка. Подойдут прогулки с друзьями, выгул собаки, поездки на велосипеде.
Если есть возможность, полезно будет съездить в небольшой поход, на пикник за город. Смена обстановки подарит новые впечатления всей семье, а свежий воздух обеспечит прилив энергии и благоприятно скажется на здоровье.
Отдыхать и расхолаживаться — это не синонимы. На каникулах школьникам тоже необходима интеллектуальная нагрузка. Это поможет не отвыкнуть от учебы и легче вернуться к школьным занятиям. Интеллектуальные занятия — это экскурсии, чтение, развивающие игры.
Самая высокая работоспособность у детей наблюдается в промежутке с 11 до 13 часов дня, поэтому выполнять задание на каникулы, учить стихи или заниматься с репетитором лучше в этом промежутке.
Время на регулярные развивающие занятия нужно закладывать в зависимости от возраста ребенка:
Стоит выяснить, что сам школьник хотел бы выучить за каникулы, чем ему интересно заниматься, какие предметы особенно его увлекают, — подобный диалог станет хорошей мотивацией, ведь нагрузка будет восприниматься не как обязаловка, а как личный выбор.
Для разнообразия можно посоветовать школьнику специальные упражнения на координацию и межполушарное развитие, развитие креативности, мышления и памяти.
Важно заботиться и о физической форме. Если школьник активно занимается спортом в течение года и ходит в секции, в каникулы не следует делать резкий перерыв — это плохо влияет на организм. Можно снизить интенсивность или подобрать другие формы тренировок: бег, прогулки, плавание, активные игры (фрисби, бадминтон, пинг-понг, сквош).
Младшим школьникам на спорт, игры и физическую активность нужно выделить не менее 3-3,5 часа в день, старшим — 2-2,5 часа, и заниматься можно через день.
Упражнения приносят больше пользы и удовольствия, если носят систематический характер. Тогда не возникает резкой усталости и дополнительного стресса.
Выбор хобби для ребенка огромен: рисование, спорт, фотография. Не нужно навязывать школьнику свои интересы — он достаточно взрослый, чтобы понять, что приносит ему радость, дает возможность самовыражаться, развивать таланты и осуществлять мечты.
Помочь определиться с выбором можно, если больше узнать о его увлечениях или предложить попробовать что-то новое вместе. Например, один день можно посвятить лепке из глины, второй — рисованию на стекле, а затем сходить на пробное занятие по танцам. Совместные занятия дают возможность сблизиться, лучше понять ребенка. Дети в любом возрасте (даже в старших классах) хотят чувствовать родительскую поддержку.
Когда же смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и листать ленту TikTok в телефоне? Дать ребенку возможность побыть наедине с собой тоже важно: у младших школьников, например, так развивается воображение.
Задача родителей — помочь правильно распределить время на активности и «безделье». Если расписание малышей полностью подконтрольно, начиная со средней школы дети учатся планировать самостоятельно.
Для эффективного планирования можно предложить ребенку использовать специальные приложения:
стандартный календарь в телефоне;
Они позволяют следить за временем, фиксировать выполнение задач и отмечать прогресс. Приложения доступны как на десктопе, так и в мобильной версии. Подключиться к календарям можно с нескольких аккаунтов, поэтому родители также будут видеть график ребенка.
Главный принцип, которого стоит придерживаться, составляя расписание ребенка на каникулы, — это баланс и гармоничное сочетание пунктов выше. Родителям рекомендуется вести с детьми диалог, а не устанавливать правила авторитарно — в этом основа взаимопонимания и залог здоровых отношений в будущем.
«Блуждающая» удаленка: что ждет учеников после длинных каникул
В Москве половина школ выбрала возможность отпустить детей с понедельника
«Осень, что же будет завтра с нами. » Вопрос, поставленный Юрием Шевчуком, сейчас актуален как никогда. Сады, школы, техникумы и вузы официально уходят на двухнедельные каникулы. Некоторые вузы уже объявили, что в ближайшее время к очке не вернутся, что ушли на дистанционку до самого Нового года. А Минпросвещения разослало по учебным заведениям рекомендации в отношении учебы и работы на период с 25 октября по 7 ноября.
Кое-где каникулы настали раньше. Например, в Северной Осетии в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой каникулы продлятся с 18 октября до 8 ноября. Курганские школы ушли на каникулы с 22 октября, ставропольские — с 23-го.
В Москве период удаленки начнется тоже немного раньше, с 28 октября. Но учебным заведениям по решению учебного совета дали возможность отпустить детей вообще с этого понедельника, и более половины школ Москвы этим воспользовались. Официально каникулярная неделя в столице растянулась на две, с 25 октября по 7 ноября. Дети счастливы, а вот многие родители в панике. «Опять эти мучения, — пишет мама четвероклассника Мария Р. — Электронный журнал висит, Zoom тоже с нагрузкой не справляется. Учителя то видно, то нет, но весь класс зато успевает строить рожи друг другу. Уроки короткие, программу гонят. »
Большинству родителей по всей стране удаленка не нравится. Младшеклассники постоянно «мамкают»: то не могут открыть ссылку, то войти на образовательную платформу, да и просто нет навыков заниматься самостоятельно. Если родители дома, то просто сидят рядом во время онлайн-включений и уроков. Если на работе, то постоянно дергаются. Ученики средней школы зависают в гаджетах, вместо того чтобы учиться, старшеклассники врут, что занимаются, а сами болтаются по друзьям. Если зайти в любой школьный чат, видно, что концерты и клубы на означенные даты никто даже не думает отменять.
Впрочем, в рекомендациях Минпросвещения, распространенных по школам, детсадам и колледжам, никакого намека на удаленное обучение пока нет. С 30 октября по 7 ноября рекомендовано отпустить школьников на внеплановые каникулы. В детсадах на этот период будут организованы «дежурные бригады», то есть сборные групп для тех детей, кого деть некуда. Также на будущее в садиках проведут мониторинг «потребностей родителей в детсадах». Наш источник сообщает, что при условии локдауна могут быть созданы дежурные сады именно для таких случаев, когда малышей ни деть, ни пристроить некуда.
«Во многих школах в эти дни проходят плановые каникулы, поэтому качество и полнота учебного процесса не пострадают, — говорит глава Минпросвещения Сергей Кравцов. — Там, где есть какие-то пересечения по датам, регионы должны использовать наши инструкции и следить, чтобы было обеспечено всё необходимое в части учебного плана. В данный период важно сконцентрироваться на защите здоровья».
Минпросвещения приравняло к школьникам и детсадовцам и учащихся колледжей. Согласно рекомендациям ведомства, студенты средних специальных учебных заведений могут тоже уйти на каникулы. С тем только условием, что учебный план перекроят и пропущенные занятия будут возмещены. А вообще, решение по колледжам Минпросвет оставляет на совести местной администрации. В Московской области, например, учащиеся колледжей тоже будут гулять 2 недели, об этом сообщила зампред правительства МО Ирина Каклюгина.
Как изменится режим работы детских садов, школ и вузов с 30 октября по 7 ноября
Из-за сложной ситуации с коронавирусом министерство просвещения рекомендовало региональным властям ввести школьные каникулы с 30 октября по 7 ноября, а детским садам, которые приостановили работу в этот период, — организовать дежурные группы.
Период с 30 октября по 7 ноября в России объявили нерабочим. В большинстве регионов в эти дни в школах и так проходят каникулы, но не везде. Мы узнали, как будут работать учебные заведения.
Детские сады могут закрыть с 30 октября или раньше, если власти региона решат увеличить продолжительность нерабочих дней. Например, в Москве дошкольные учреждения не будут работать с 28 октября по 7 ноября, а в Нижегородской области — уже с 25 октября. Минпросвещения обязало власти определить детские сады, в которых в этот период будут работать дежурные группы, и оповестить об этом родителей.
Указ мэра Москвы от 21.10.2021 № 62-УМ PDF, 339 КБ
В Москве некоторые детские сады сослались на постановление мэра и заявили, что будут принимать только детей, чьи родители работают в жизненно важных сферах: например, экстренных службах и здравоохранении. Но в постановлении мэра об этом ничего не сказано.
Похожее сообщение появилось в инстаграме Министерства образования Перми. Там пишут, что воспользоваться дежурной группой для ребенка смогут только те, кто работает в отраслях непрерывного цикла или жизнеобеспечения. Например, к ним относятся банки, ЖКХ, энергетические компании, организации, которые обеспечивают население продуктами питания и товарами первой необходимости. Справку с места работы у пермских родителей обещают не требовать. В указах губернатора Пермского края таких требований тоже нет.
Школы работают по разным системам: классической четвертной или модульной. При модульной дети учатся пять недель, а каждую шестую отдыхают. В таких учебных заведениях осенние школьные каникулы не совпадают с новыми нерабочими днями. Им Минпросвещения рекомендовало продлить каникулы с 30 октября по 7 ноября. А если нерабочие дни в регионе введут раньше, то и до 30 октября. Для детей, которые учатся в начальной школе, в этот период разрешили организовывать дежурные группы.
Регионы уже сообщили о введении каникул. Например, в Москве школы закроются с 28 октября по 7 ноября. В Подмосковье на эти даты перенесут осенние каникулы, которые были запланированы на 15—21 ноября. В Белгородской области и Чувашии школьные каникулы начнутся с 25 октября.
Колледжам также разрешили ввести каникулы на период нерабочих дней. Учебный план при этом придется скорректировать так, чтобы отдых не помешал пройти программу обучения в срок.
Вузы могут сами решать, каким образом организовать обучение в период нерабочих дней. Об этом заявил министр науки и высшего образования Владимир Фальков. Например, заведения могут перевести студентов на дистанционное обучение или предложить им самостоятельно изучать учебные материалы.
Приказ Минобрануки о деятельности вузов в нерабочие дниPDF, 125 КБ
Напомним, министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что за последнее время резко выросло количество заболевших коронавирусом детей и подростков.
По словам главного педиатра России Ирины Захаровой, 20 октября из 6308 госпитализированных пациентов детей оказалось около 10%. Среди них почти половина в возрасте от 7 до 14 лет.
«Колледжам также разрешили ввести каникулы на период нерабочих дней.»
Учитывая опыт «нерабочих» майских дней могу сказать, что, например, у нас каникул не будет: будет просто дистанционка. Однако, это всего лишь мое предположение: пока что у нас на дистанте только лекции, «практические» занятия проходят очно.
Илья, Это даже лучше, чем у нас, когда в вузе согнали всех проводить перепись населения и заявили, что выходные нас не касаются
Как провести лето так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые недели
Что делать, чтобы списки дел, чек-листы и планы воплотились в реальность
Составили список дел на лето? Устроить пикник, поехать в экспедицию в другой город, кататься на велосипеде каждый день, наконец пройти ту самую видеоигру, встречать восходы… И наверняка — не забыть то, что проходил во время учёбы, прочитать все-все книжки из списка литературы и узнать что-нибудь новое?
Успеть всё это за каникулы можно, например, записавшись в бесплатный онлайн-лагерь в «Фоксфорде»: тут и хобби: робототехника, блоггинг, искусство, и обучение, и крутые наставники, и новые друзья. Включайтесь с 7 июня. А пока — разбираемся, как же уместить все-все планы в три коротких летних месяца.
Ставить цели и достигать их на летних каникулах
😁 Стать лучшей версией себя
Откладывать дела на лето вполне естественно. На долгих каникулах больше времени, которое можно посвятить полезным занятиям: возобновить спортивные тренировки, прокачать английский, разгрести завалы в комнате, подтянуть школьные предметы и начать правильно питаться.
📚 Не забыть школьные предметы
Школьники, которые расслабляются на протяжении двух-трёх месяцев, забывают пройденное за учебный год. Эти «потери» можно оценить в целый месяц школьных занятий. Поэтому даже летом надо учиться: по чуть-чуть повторять программу и развиваться в новых направлениях.
🌴 Получить максимум от отдыха
Как это ни парадоксально, занятия помогают чувствовать, что каникулы удались. Люди, которые осуществили запланированное в период отдыха, испытывают большее удовлетворение, вернувшись к учёбе или работе. Это касается и развлечений, и труда.
Количество и масштаб поставленных целей не имеет значения. Чем больше у школьника останется нереализованных фантазий насчёт лета, тем более несчастным он будет чувствовать себя 1 сентября.
К чему нужно подготовиться
Летние занятия отличаются от школьных. Рассмотрим, как перемена обстановки может помешать достижению целей и как справиться с препятствиями.
Мотивация
Учитель говорит, что изучать, как изучать и на каком материале отрабатывать навыки. Он же проверяет и оценивает работу — контролирует прогресс и даёт обратную связь. Чтобы самостоятельно поставить учебные задачи, определить объём работы на каникулах и критерии успеха, нужно приложить особые усилия.
В классе легче делать рутинную работу, потому что все вокруг делают то же самое, а конкуренция, игры и дискуссии мотивируют добиваться результатов. При самостоятельном обучении гораздо проще отвлечься на соцсети или отложить учёбу на завтра.
Когда внешних целей в виде хороших отметок в журнале нет, нужно придумать собственные. Главное — понять, зачем заниматься, что хорошего получится из учёбы летом. Стоит уделить этому некоторое время и составить список занятий и выгод от них. Может оказаться, что некоторые цели не стоят потраченных усилий, и навёрстывать пропущенные темы по химии или качать пресс не стоит.
Цель должна быть конкретной и достижимой: не «выучить географию на год вперёд», а «прочитать первый раздел учебника и сделать конспект каждой темы». Или разобрать тему «Производные функций» и решить 20 заданий, выучить 50 неправильных английских глаголов. Даже если учителя рядом нет, можно выбрать подходящий по продолжительности и темам видеокурс и следовать ему.
Регулярность и кооперация
В течение учебного года режим школьника подчиняется определённому ритму. Ученики встают в одно и то же время и учатся по недельному расписанию.
Летом многие расслабляются и пренебрегают режимом дня. Поскольку нет веской причины вставать по будильнику, заставить себя просыпаться ради учёбы не получается.
Чтобы заниматься регулярно и без пропусков, стоит найти хотя бы одного единомышленника. Пропустить занятие, когда тебя ждёт товарищ, труднее, чем просто позволить себе побездельничать денёк-другой. К тому же совместные занятия и тренировки помогают быстрее добиваться результатов, ведь вместе легче разбирать сложные задания и придерживаться намеченного плана.
Даже если одноклассники разъехались, а друзья не горят желанием заниматься летом, выход есть. Можно найти целеустремлённых ребят в через соцсети или в онлайн-лагере! Занятия в группе обычно регулярнее, веселее и продуктивнее, чем в одиночестве. В лагере «Фоксфорда», например, можно найти новых друзей и крутых наставников по смене, пройти вебинары по своим интересам: заниматься английским, программированием, творчеством или научиться думать как учёный.
Кнут и пряник
В течение учебного года роль пряника играют хорошие отметки, дипломы и грамоты. Награждать себя за работу на каникулах необходимо, но делать это лучше на основе современных научных фактов о работе мозга и мотивации. За каждое выполненное задание нужно назначить небольшой приз: пройтись до магазина за мороженым, посмотреть эпизод сериала, прочитать 30 страниц любимой книги или посмотреть видео в соцсетях (главное — не увлечься слишком надолго).
За прогулы и недостаточное усердие на уроках школьник получит более низкие баллы и хуже проявит себя на экзаменах. Если же отказаться от учёбы на летних каникулах, ничего ужасного не произойдёт. Горечь сожаления об упущенном времени легко забывается.
Самому наказать себя за недостаток прилежания проблематично — для этого нужна сила воли. За отлынивание одинокие школьники лишают себя вкусностей или отказываются на день от соцсетей. В группе поощрения и штрафы более разнообразны.
Один из способов мотивировать себя и в индивидуальной, и в групповой работе — визуализация. Можно ставить галочки напротив выполненных заданий в списке, закрашивать сегменты диаграммы пропорционально объёму сделанной работы или двигать фишку на игровом поле по мере решения задач. Большую работу следует разбивать на несколько задач, которые можно выполнить в течение одного-двух часов. Когда человек видит свои успехи, это служит поощрением для мозга и подкрепляет желание учиться дальше. Невролог и педагог Джуди Уиллис говорит, что ставить перед собой нужно задачи «сложные, но достижимые». Ведь простые задачи выполнять скучно, а за невыполнимые даже браться не хочется.
С чего начать занятия летом
Составить план на каждый день
Какая бы цель ни стояла — прорешать пять тестовых вариантов ЕГЭ по русскому или пробежать полумарафон — к ней нужно двигаться каждый день, но небольшими шагами. Разбирая по одному заданию раз в пару дней, через месяц вы сможете выполнить тест полностью. До осени останется пара недель, чтобы решить четыре из пяти запланированных вариантов и даже попробовать написать сочинения.
Если сегодня ученик может пробежать 2300 м, то начать следует именно с этой дистанции и прибавлять к каждой тренировке не более 10% расстояния. Тот, кто будет бегать три раза в неделю, сможет пробежать 10 км к 1 сентября.
⏱️ Как рассчитать дневной объём работы
1. Определите свои знания и навыки. Сколько произведений из списка литературы вы уже прочитали, сколько раз можете отжаться от пола, сколько тем из ОГЭ по истории знаете.
2. «Отнимите» из желаемого уровня достижений свой нынешний. Например, из 69 тем экзамена вы знаете ноль — это тоже результат. Можете отжаться один раз и ещё чуточку, а хотелось бы 10, значит, не хватает ещё девяти честных отжиманий.
3. Разделите объём необходимой работы на оставшееся время каникул. От середины лета до 1 сентября семь недель: 69 тем экзамена разделить на семь недель — получается примерно 10 тем в неделю, то есть нужно изучать одну-две темы каждый день. С отжиманиями проще — нужно добавлять всего по одному в неделю.
4. Оцените масштаб предстоящей работы. Каждый день заниматься историей на каникулах под силу только настоящему фанатику, так что стоит пересмотреть полученные цифры и сделать более реалистичный расчёт.
Например, будущий девятиклассник готов изучать одну тему в неделю: читать учебник, работать с атласом, выполнять задания тренировочных КИМ ОГЭ по изученному вопросу. Значит, из 69 тем к новому учебному году он изучит семь. Не так много, как хотелось бы, но гораздо больше, чем ничего.
Отжиматься по одному разу в день целую неделю слишком легко, так что цель в 10 отжиманий любой достигнет в два счёта. В этом случае можно поменять цель через пару недель или сразу повысить ставки до 30 отжиманий за семь недель.
Начать с минимума
Если этой статьи недостаточно, чтобы с рвением взяться за дело, стоит придерживаться китайской философии: путь в тысячу ли начинается с одного шага. Нужно выбрать самое крошечное усилие, на которое способен человек, чтобы начать двигаться к намеченной цели.
Если вам страшно даже подумать о подготовке к ОГЭ, достаточно в первый день только скачать с сайта ФИПИ архив материалов: демоверсию, кодификатор и спецификацию. Если трудно пробежать 1 км, можно пройти его пешком для начала. Неправильные глаголы можно найти и распечатать — уже кое-что! Если каждый день делать хотя бы немного, через неделю положение дел существенно изменится.
Стоит ли учиться летом
Подытожим плюсы и минусы занятий на каникулах и разберёмся, можно ли учиться летом. Вот коротко о главном:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter