какие признаки характерны для большинства представителей класса костные рыбы
Рыбы: хрящевые и костные
теория по биологии 🌿 зоология
Рыбы — надкласс позвоночных животных, включает в себя два класса: хрящевые и костные.
Класс Хрящевые рыбы (Hondrichthyes)
К этому классу относят около 730 видов. В процессе эволюции хрящевые появились раньше костных рыб. Их скелет состоит из хряща и не окостеневает до конца жизни. Класс разделяют на пластинчатожаберных и химеровых. рассмотрим строение плстинчатожаберных рыб на примере типичного представителя – акулы.
Хвост ассиметричный, верхняя лопасть длиннее и шире, потому что в неё продолжается позвоночный столб. Такое строение хвостового плавника называется гетероцеркальным. У костных рыб встречаются другие типы строения (см. рисунок).
Хвостовой плавник является основным движителем рыб, остальные плавники служат для равновесия или изменения направления.
Тело хрящевых покрыто плакоидной чешуёй. Она состоит из множества пластинок с заострёнными зубцами и поэтому похожа на наждачную бумагу. Чешуйки, перешедшие на челюсть, становятся зубами, поэтому у акул может быть 5-10 рядов зубов.
Скелет
Осевой скелет образован позвоночным столбом и черепом. Позвоночник приходит на смену хорде в эмбриональном периоде. Между верхней и нижней дугами позвонков проходит спинной мозг. В туловищном отделе к позвонкам прикрепляются короткие рёбра.
Череп разделён на два отдела: мозговой и висцеральный. Висцеральный череп включает в себя челюсть, подъязычную дугу и жаберные дуги, на которых расположены жабры.
Конечности рыб – плавники. Парные плавники прикреплены к дугообразным хрящам, лежащим в мышцах тела, и образуют передний и задний пояса конечностей.
Пищеварительная система
Так как зубы хрящевых рыб образуются из чешуи, они сменяются в течении жизни. За несколько лет акула может сменить до 20 000 зубов.
Короткий пищевод ведёт из глотки в желудок, где пища обрабатывается ферментами (в основном, пепсином). Содержимое желудка имеет кислую реакцию. Через желудочный сфинктер частично переработанная пища попадает в тонкую кишку. Туда же открываются протоки поджелудочной железы и печени. В тонкой кишке создаётся щелочная среда.
Толстая кишка короткая, но имеет винтообразную складку стенки – спиральный клапан, что увеличивает площадь поверхности. Толстая кишка переходит в прямую, та открывается в клоаку. Также в клоаку открываются протоки половых желёз и мочеточника.
Дыхательная система
Жаберный аппарат расположен на хрящевых дугах. В просвет щелей выступает множество выростов – жаберных лепестков. Газообмен происходит при движении воды из глотки наружу, поэтому для дыхания акулы вынуждены постоянно двигаться или активно засасывать воду.
Кровеносная система
Сердце состоит из предсердия и желудочка. Венозная кровь с низким содержанием кислорода из желудочка сердца попадает в единственный круг кровообращения. По брюшной аорте она идёт в сторону головы, к жабрам. В жабрах кровь насыщается кислородом, собирается в спинную аорту и разносится по всему телу, насыщая ткани и органы.
От органов пищеварения кровь направляется по воротной вене в печень, где очищается от токсических веществ и избавляется от избытка моносахаридов.
В хвостовой части происходит очищение от продуктов обмена: по хвостовой вене кровь попадает в почки.
Также у рыб имеется лимфатическая система, состоящая из тонкостенных сосудов, лимфатических узлов нет.
Выделительная система
Рыбы обладают туловищными почками (мезонефросами). Внешне они напоминают метанефридии кольчатых червей, но устроены сложнее.
Половая система
Мужская половая система хрящевых рыб анатомически объединена с мочевыделительной. Протоки парных семенников впадают в мочеточник, который по совместительству является и семяпроводом.
Женская половая система устроена иначе. Гаметы из яичников сперва попадают в полость тела, а оттуда по яйцеводу идут к клоаке.
Большая часть акул откладывает по одному крупному яйцу, из которого через некоторое время выходит молодое животное. У некоторых хрящевых рыб яйца не покидают тело матери и развитие эмбриона полностью происходит в «матке».
Нервная система
У акул есть спинной и головной мозг, развитая сеть периферических нервов. В мозге различают белое и серое вещество. Так как акулы – подвижные хищники, головной мозг у них развит лучше, чем у других хрящевых. Он состоит из мозжечка, продолговатого, среднего, промежуточного и конечного отделов.
Костные рыбы (Osteichthyes)
Костные рыбы – самый распространённый класс рыб, к нему относятся около 25 000 видов. Выделяют подклассы хрящекостных, лучепёрых, кистепёрых и двоякодышащих.
Форма тела значительно варьирует в зависимости от образа жизни. Основным органом движения, как и у хрящевых, является хвост. Парные плавники могут видоизменяться, позволяя некоторым рыбам ползать по суше, планировать в воздухе, присасываться к предметам или другим животным.
Тело покрыто кожей с чешуёй. Многочисленные железы выделяют слизь, которая выполняет самые разные функции: защищает рыб от бактерий, принимает участие в водно-солевом обмене, служит для распознавания и сигнализации, может быть токсичной.
Чешуя состоит из костных чешуек, расположенных по принципу черепицы. На протяжении жизни число чешуек особи практически не меняется. Чешуйки растут вместе с рыбой, на них образуются годовые кольца.
Скелет
Не у всех костных рыб скелет окостеневает полностью. Так, у хрящекостных (к ним относятся осетровые) есть хрящевые элементы.
Осевой скелет костных рыб мало отличается от скелета хрящевых. Их ребра длиннее и ограничивают полость тела не только с верху, но и с боков. Череп более развит, кости висцерального отдела имеют смешанное происхождение и соединены неподвижно. В висцеральном отделе присутствуют жаберные крышки, которые прикрывают жаберные щели. Они принимают активное участие в токе воды через жабры.
Пищеварительная система
Состоит из тех же отделов, что у хрящевых. Формы строения ротового аппараты разнообразны и зависят от типа питания рыб. Зубы состоят из дентина, покрытого эмалью, могут прирастать к кости или быть подвижными. Некоторые рыбы не имеют зубов.
Желудок выражен слабо или может отсутствовать (например, у карповых). Тонкая кишка значительно длиннее, чем у хрящевых. Поджелудочной железы нет, её функции выполняет многолопастная печень. Спиральный клапан у высших костных отсутствует.
Кишечник открывается анальным отверстием во внешнюю среду, клоака есть только у двоякодышащих.
Дыхательная система
Межжаберные перегородки у большинства видов редуцировались, поэтому жаберные лепестки располагаются прямо на дугах, с обеих сторон. При поднятии жаберных крышек вода засасывается в ротовое отверстие. При закрытии крышек вода выходит через жаберные щели, омывая лепестки.
Таким образом, костные рыбы могут дышать в стоячей воде, находясь на одном месте. В условиях дефицита кислорода возможен также кожный газообмен. У двоякодышащих и некоторых ильных рыб имеется ячеистое лёгкое (видоизменённый плавательный пузырь).
Кровеносная система
Сходна по строению с кровеносной системой хрящевых. Лимфатическая система развита лучше.
Выделительная система
Электролитный состав жидкостей хрящевых рыб близок к морской воде, поэтому поддерживать водно-солевой баланс им легче. Выделительная система костных устроена несколько сложнее, так как им постоянно приходится поддерживать разницу в солевом составе тела и среды.
Почки пресноводных костных рыб вынуждены постоянно реабсорбировать ионы (возвращать в организм из первичной мочи ), иначе тело рыбы потеряет все соли. Конечный продукт азотистого обмена у пресноводных – не мочевина, а токсичный аммиак. Морские виды, наоборот, стремятся вывести соли и не потерять воду. Они выделяют гораздо меньше мочи, чем пресноводные.
У некоторых видов имеется мочевой пузырь, где скапливается моча. Жабры и кожа также могут участвовать в выведении продуктов обмена.
Нервная система
Головной мозг устроен проще, чем у хрящевых. Строение органов чувств схожее.
Поведение костных рыб сложнее. Если у акул рефлексы вырабатываются медленно и затухают за 2-3 дня, у костных рыб рефлекс может затухать в течении месяцев.
Половая система
Не сопряжена с выделительной, семявыносящие протоки самостоятельно открываются половым отверстием.
Оплодотворение у большинства видов наружное. Самка мечет яйца (икру), самец оплодотворяет её. Выбор партнёра и определение места для нереста у некоторых рыб может быть сложным процессом. Часто родители заботятся о потомстве: строят надёжные укрытия, присматривают за мальками.
Одна самка может метать тысячи икринок (рыба-луна – до 30 млн.). Икринки содержат много желтка, поэтому другие животные часто лакомятся ими.
Рыбы делятся на два класса: хрящевые и костные. Яркими представителями хрящевых рыб являются скаты и акулы. В качестве примера костной рыбы можно вспомнить тех, что часто используют в пищу: карась, сельдь, карп и т.д. Основываясь на примерах, можно выполнить это задание.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB10408 Для каждого животного выберите температуру тела.
ЖИВОТНЫЕ | ТЕМПЕРАТУРА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е) Гренландский тюлень Непостоянная температура тела наблюдается у беспозвоночных и у некоторых из позвоночных: рыбы, земноводные и рептилии. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Если вдруг по форме тела не понятно, что это рыба, но смотрим на сердце: оно двухкамерное. До рычажного типа конечностей рыбам очень далеко. Жабры — да. Недоразвитое зрение — нет. Вполне достаточно для нормальной жизни в толще воды. Размножение в воде — да. Впрочем, как и вся жизнь. Голое тело, покрытое слизью. Слизь — да. Но еще есть чешуя. Боковая линия — да. Нужна для ориентирования в пространстве. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить На рисунках изображены акула и дельфин. Акула относится к классу Рыбы, а дельфин — к Млекопитающим. Скелет есть явно у обоих особей. Теплокровность — характеристика млекопитающего, то есть дельфина. Различия: 246, значит, сходства: 135. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Обзор подтипа Позвоночных
ДополнительноПресмыкающиеся – первые полностью сухопутные животные. Еще можно почитатьЗадания части 1Выберите один, наиболее правильный вариант. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду обитания, Выберите один, наиболее правильный вариант. Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они Выберите один, наиболее правильный вариант. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой из перечисленных ниже признаков указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции два предсердия в сердце впервые появились у Выберите один, наиболее правильный вариант. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, состоит в Выберите один, наиболее правильный вариант. Млекопитающие отличаются от других позвоночных животных ХОРДОВЫЕ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для всех хордовых животных? Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных, для которых они характерны: 1) класс Млекопитающие, 2) тип Хордовые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. ПОЗВОНОЧНЫЕ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Нервная система позвоночных животных 2. Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен: 1) хрящевые рыбы, 2) костные рыбы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам 3. Установите соответствие между классами рыб и их особенностями: 1) хрящевые, 2) костные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 4. Установите соответствие между характеристиками и классами рыб: 1) Костные, 2) Хрящевые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 5. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого он характерен: 1) Хрящевые рыбы, 2) Костные рыбы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. КОСТНЫЕ РЫБЫ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства костных рыб? Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания кровеносной системы рыб. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 2. Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен: 1) костные рыбы, 2) земноводные 3. Установите соответствие между особенностями строения и классами животных, для которых они характерны: 1) Костные рыбы, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. Установите соответствие между особенностями строения кровеносной системы животных и рисунками, отражающими эти особенности. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. ЗЕМНОВОДНЫЕ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки, присущие земноводным. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности в строении земноводных сформировались в связи с обитанием в наземно-воздушной среде? Проанализируйте текст «Характеристика класса Земноводные». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Земноводные в своем развитии проходят стадию _______(А). Это сближает их с рыбами. Дыхание у земноводных _______(Б). Сердце у них _______(В), а в связи с выходом на сушу появились _______(Г) и легкие. 2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) земноводные, 2) пресмыкающиеся 3. Установите соответствие между признаком и классом, для которого этот признак характерен: 1) Земноводные, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 4. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят: 1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. 5. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Пресмыкающиеся, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 6. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Пресмыкающиеся, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. Г) скорлуповые, кожистые оболочки яйца Е) мешковидные легкие 7. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Пресмыкающиеся, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. В) выметывание икринок Установите соответствие между особенностью строения и функции кожи и классом позвоночных, для которых эта особенность характерна: 1) Земноводные, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца: 1) трехкамерное без перегородки в желудочке, 2) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, 3) четырехкамерное Установите соответствие между признаками скелета и животными, для которых они характерны: 1) голубь, 2) лягушка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПРИЗНАКИ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки позволяют отнести крокодилов к пресмыкающимся? 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Возникновение рептилий характеризовалось появлением 4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся, 5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У ящериц, змей и черепах Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ В ОТЛ. ОТ ЗЕМНОВОДНЫХ Проанализируйте текст. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Пресмыкающиеся – _____(А) позвоночные животные. Уровень их организации _____(Б), чем у земноводных. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше: _____(В) покров защищает тело от высыхания, орган дыхания ______(Г), сердце имеет _____(Д) перегородку в желудочке. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПРИМЕРЫ 2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. 3. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и классом, для которого он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности. 4. Установите соответствие между особенностями и классами животных, для которых они характерны: 1) Птицы, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 1. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен: 1) Млекопитающие, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. Установите соответствие между ароморфозами и классами позвоночных животных, у которых эти ароморфозы впервые появились: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. ПТИЦЫ Установите соответствие между костями и отделами скелета птиц: 1) осевой скелет, 2) скелет конечностей. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 2. Установите соответстивие между признаками и классами животных: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 3. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 4. Установите соответствие между характеристиками и классами хордовых: 1) млекопитающие, 2) птицы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных? Известно, что полевка – плацентарное, травоядное млекопитающее. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков полевки. (1) Полевка широко распространена в наземных экосистемах. (2) Для нее характерно наличие диафрагмы, альвеолярного легкого, хорошо развитых резцов. (3) Детеныши развиваются в матке, где развивается детское место. (4) Полевку относят к консументам первого порядка. (5) Полевки служат пищей для многих животных в различных экосистемах. (6) Полевки очень плодовитые животные. 2. Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных: 1) класс Млекопитающие, 2) отряд Приматы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. СЕРДЦА Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца: 1) две, 2) три. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. ДЫХАНИЕ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА 2. Установите соответствие между животными и особенностью температуры их тела: 1) постоянная, 2) непостоянная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. 4. Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) теплокровность, 2) холоднокровность Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) не зависит от условий среды, 2) зависит от условий среды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
|