какая может быть рыба прилагательные
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 51. Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – русский поэт, драматург, прозаик. Написал несколько сказок в стихах.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» HTTPS://KUPIDONIA.RU/VIKTORINY/VIKTORINA-PO-SKAZKE-PUSHKINA-SKAZKA-O-RYBAKE-I-RYBKE
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Александр Сергеевич Пушкин в октябре 1833 года написал «Сказку о рыбаке и рыбке».
Старик и его жена живут около моря. Жена занимается хозяйством, ведёт дом, а старик – рыбак. Однажды в его сеть попалась необычная рыбка. Она была золотая и могла говорить человеческим голосом. Рыбка попросила старика отпустить её, предложив любой выкуп. Старик был добрым человеком и отпустил рыбку просто так. Старуха же, узнав о рыбке, стала ругать мужа, потребовала новое корыто от рыбки. Старик вернулся к морю, позвал рыбку и передал желание своей старухи. Рыбка исполнила желание. Но желания старухи возросли. Затем она попросила новую избу, затем захотела стать столбовой дворянкой, потом «вольною царицей».
Каждый раз, как старик идёт к морю, оно меняется от спокойного до бури. Отношение старухи к своему супругу тоже меняется. Чем выше её положение, тем пренебрежительнее она относится к своему мужу.
Последнее желание старухи – стать «владычицей морскою», чтобы рыбка сама ей служила. Рыбка ничего не ответила на эту просьбу, и когда старик вернулся домой, он увидел свою старуху, а рядом – разбитое корыто.
С тех пор в нашу культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта», то есть остаться ни с чем.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Проверьте себя по эталону:
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
У синего моря (___________), в ветхой землянке (___________), с травой морскою (___________), с непростою рыбкой (___________), золотая рыбка (___________), дам дорогой откуп (___________), отпустил рыбку золотую (___________), ласковое слово (___________), в синее море (___________), рассказал великое чудо (___________), дорогою ценою (___________), к синему морю (___________), будет новое корыто (___________), сварливая баба (___________), с кирпичною трубою (___________), с дубовыми вороты (___________), чёрной крестьянкой (___________), столбовою дворянкой (___________), высокий терем (___________), в дорогой собольей душегрейке (___________).
Проверьте себя по эталону:
У синего моря (ед.ч., м.р., Р.п.), в ветхой землянке (ед.ч., ж.р., П.п.), с травой морскою (ед.ч., ж.р., Т.п.), с непростою рыбкой (ед.ч., ж.р., Т.п.), золотая рыбка (ед.ч., ж.р., И.п.), дам дорогой откуп (ед.ч., м.р., В.п.), отпустил рыбку золотую (ед.ч., ж.р., В.п.), ласковое слово (ед.ч., ср.р., В.п.), в синее море (ед.ч., ср.р., В.п.), рассказал великое чудо (ед.ч., ср.р., В.п.), дорогою ценою (ед.ч., ж.р., Т.п.), к синему морю (ед.ч., ср.р., Д.п.), будет новое корыто (ед.ч., ср.р., В.п.), сварливая баба (ед.ч., ж.р., И.п.), с кирпичною трубою (ед.ч., ж.р., Т.п.), с дубовыми вороты (мн.ч., Т.п.), чёрной крестьянкой (ед.ч., ж.р., Т.п.), столбовою дворянкой (ед.ч., м.р., Т.п.), высокий терем (ед.ч., м.р., В.п.), в дорогой собольей душегрейке (ед.ч., ж.р., П.п.).
Образец: высокий терем – низкий
непростая рыбка – __________________
дорогой откуп – __________________
ласковое слово – __________________
сварливая баба – __________________
грозная царица – __________________
старый невежа – __________________
Проверьте себя по эталону:
непростая рыбка – простая
дорогой откуп – дешёвый
ласковое слово – злое
сварливая баба – добрая
грозная царица – ласковая
старый невежа – молодой
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Прочитайте последнее обращение старика к рыбке. В нём имена прилагательные…
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
А) в форме ед.ч., м.р., Т.п.;
Б) в форме ед.ч., ж.р.,Т.п.;
В) в форме ед.ч., ж.р., Р.п.;
2. Прочитайте описание последнего посещения моря. В каком словосочетании нельзя определить род имени прилагательного?
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
3. Прочитайте описание старухи в образе столбовой дворянки. Найдите верное высказывание.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
А) в предложении 2 имени прилагательных в ед.ч., 3 имени прилагательных во мн.ч.;
Б) в предложении 3 имени прилагательных в ед.ч., 2 имени прилагательных во мн.ч.;
В) в предложении 2 имени прилагательных в ед.ч., 2 имени прилагательных во мн.ч.
Проверьте себя по эталону:
Три правильных ответа – «Отличный результат!»
Два правильных ответа – «Хороший результат!»
Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»
Разряды имен прилагательных
Определение разряда прилагательного
В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.
Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.
Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.
В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.
Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.
Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.
Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».
Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.
Разряды | Признаки | Примеры |
Притяжательные | Указывают на принадлежность некому человеку или животному. | Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий. |
Относительные | Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д. Образованы от существительных, глаголов и наречий. | Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер). |
Качественные | Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. | Краткий, легкий, высокий. |
Имеют степени сравнения. | Кратчайший, легчайший, высочайший. | |
Образуют краткую форму. | Краток, легок, высок. | |
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. | Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий. |
Качественные прилагательные
Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:
У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:
Для усиления эффекта также используется повторение:
Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.
Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:
Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:
Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.
Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.
Относительные прилагательные
Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:
В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).
Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.
Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.
Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:
Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.
Притяжательные прилагательные
Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.
Вопросы | Примеры |
Чей? | Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник. |
Чья? | Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет. |
Чье? | Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло. |
Чьи? | Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы. |
Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.
У этого разряда есть свои особенности правописания:
Как определить разряд прилагательного?
Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:
Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.
Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.
Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.
Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:
На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.
У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:
Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:
От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:
Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).
О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.
Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.
В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.
Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:
В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.