как закрепляются гендерные роли в чем выражаются
Эволюция гендераКак менялись роли мужчины и женщины в обществе
Разбираемся в истории вопроса и влиянии гендерных стереотипов
До наступления XXI века казалось, что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек — в розовое, а когда они подрастут — ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей — оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, поиске гармонии с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта научиться принимать и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях — социальном восприятии пола — и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».
Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина
Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли
Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.
На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.
Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами — «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта. В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.
Кто выиграл от смещения гендерных ролей
Мы живем в эпоху более активного вовлечения мужчин в семейные дела и массового выхода женщин в общественное пространство, а женcких образов — в культурное. Кажется, можно говорить о «новых» гендерных ролях, если бы слово «новый» не было одним из самых опасных, часто употребляемых и неопределенных. Сериал о новых отношениях, сайт о новых женщинах, круглые столы о новых мужчинах — в первую очередь коммерческое предложение, а дискретная память человека в XXI веке редко дает возможность убедиться, что из «нового» действительно никогда раньше не существовало. Оба пола сейчас, как и прежде, не избавлены от прессинга гендерных ролей, а вдобавок к нему ощущают постоянное давление стереотипов об успешности. Если архетипичная жена у плиты превращается в сильную женщину, а условный волк с Уолл-стрит может сделать ставку на работу за меньшие деньги и общение с семьей, на них обоих будет давить культурная доминанта личностного успеха, самореализации или внутренней гармонии — не менее авторитарные, чем прежнее деление на функционал М и Ж.
Нет приемлемой обществом личной жизни? Тогда, может быть, у тебя успехи в работе. А если нет, то зачем ты живешь? Кем ты хочешь стать через пять лет? Выбери что-нибудь и следуй за мечтой! Несколько раз в день мы проходим такие болезненные диалоги с собой или окружающими и так хорошо выучиваем «правильные» ответы, что начинаем верить в них сами. Гендерные роли конструируются и закрепляются через стилизованное повторение действий, об этом пишет Джудит Батлер в книге «Gender Trouble». Повторение рождает репрессию, а привычка претендует на первую натуру. В начале XXI века 3-летние дети без колебаний стандартно и ожидаемо отвечают на вопросы о различии полов и гендерного поведения.
Может ли гендерная роль
быть свободным выбором
За столетие до Батлер Юнг говорил о наличии Анимуса и Анимы в каждом человеке и настаивал на архетипичном отношении к мужскому и женскому, в котором куда больше общественного давления, чем биологии. И хотя в некоторых обществах парадигма жизни в рамках гендерных ролей добытчика-мужчины и хранительницы-женщины отходит на второй план, ее быстро замещают общественные требования самореализации и идеального тайм-менеджмента. В эпоху информационной прозрачности часто требуются быстрые решения и готовый ответ с мотивацией каждого жизненного выбора — от отношения к семье и профессии до общественной роли и потребления.
Достижения, возраст и образ жизни — показатели, которыми нас измеряет общество
Чем больше выбора у отдельного человека, тем больше у него беспокойств относительно моральной состоятельности — об этом в «Бегстве от свободы» бесконечно говорит Фромм. А если к перечню выбора добавить гендер?
В жизни под слоганом «Just Do It» рефлексия имеет не самую высокую продуктивность, а универсальные рекомендации о поведении в рамках бинарной оппозиции становится все труднее примерить на себя. Лайфстайл-издания публикуют вроде бы противоположные по установкам, но одинаково истеричные по интонациям сообщения в диапазоне от «Пора остепениться и найти подходящего человека» до «Почему я не хочу иметь детей и имею на это право». Эта рефлексия может быть гендерно окрашенной или нет, но содержит в себе страхи и волнения о жизненных достижениях, возрасте и образе жизни — показателях, которыми общество измеряет нас и мы себя в кризисных ситуациях. «Как иметь все и оставаться собой» или «Почему главные вещи в жизни надо начать делать до 30 лет». Звучит знакомо?
Сколько всего существует гендеров
Феминизм второй волны получил теоретическую подпорку в 1949 году в одной из главных книг по женскому вопросу «Второй пол» Симоны де Бовуар. Книга наполнена не только интересными биологическими и историческими справками об экономических и социальных механизмах угнетения второго пола, но и критиковала доминирующие философские системы: марксизм, капитализм и психоанализ. В последней части книги де Бовуар сформулировала вектор, которому могут попытаться следовать женщины, чтобы стать сотворцами истории, а не просто действовать в рамках заданных систем. 65 лет спустя в Австралии официально признали существование нейтрального третьего пола, а среди почти миллиарда населения Индии с древних времен существуют около 6 миллионов людей, живущих вне бинарной гендерной системы. В медийном поле не смолкают дискуссии о нетипичном поведении детей, связанном с гормональными изменениями или воспитанием в рамках не подходящей для детей гендерной роли, причем обсуждения эти идут в равной степени на территории биологии, психологии, социологии и политики.
Словарь социологов, философов и биологов за последние десятки лет пополнился тщательно изучаемыми понятиями «трансгендер», «постгендеризм», «интерсексуальность» и «трансгуманизм», но, будем справедливы, это не какая-то «новая сексуальность», а долгожданные термины для сексуальности вытесненной и подавленной. Достаточно прочитать древнеиндийские эпосы или прочитать сказки индейцев, чтобы найти все вышеописанные концепции гендерных ролей: зыбкость пола и его социальной репрезентации существовала всегда, но не получала научного языка, а потому игнорировалась большинством. Клонирование, контроль рождаемости, чайлд-фри-движение, гормональные таблетки от беременности и эвтаназия ставят научные вопросы о том, кто несет ответственность за возникновение и прекращение человеческой жизни. Но при этом акция 23-летней девушки по сбору денег на аборт на Kickstarter показывает, на каком реальном уровне при этом находится массовая общественная дискуссия: частная просьба в интернете оборачивается травлей и потоком преисполненных ненависти и нетерпимости ремарок.
При всех видимых переменах гендерных ролей в сознании большинства их всего две, и консенсуса в том, справедливо ли такое деление, в ближайшее время не предвидится. Дискуссия феминисток с апологетами патриархального уклада выглядит со стороны не как война миров, а как разговор на разных языках с непересекающимися аргументами. Было ли когда-то в истории человечества по-другому — об этом может лишь немного рассказать история, в которой, после того как ее сотню раз переписали победители, еще остаются не самые очевидные ответы на вопросы о человеческом самоопределении.
Почему гендерные роли
— область политики
В уже упомянутой книге «Второй пол», которую взахлеб прочитают даже те, кто очень далек от феминизма, Симона де Бовуар рисует убедительную историю объектификации женщины, приходя к выводу, что «не неполноценность женщины определила ее ничтожную роль в истории, а ничтожная роль в истории обрекла ее на неполноценность». Повторять или трактовать ее суждения нет смысла: книга просто и остроумно написана и переполнена гендерными стереотипами на протяжении человеческой истории в исполнении ключевых исторических фигур. В цитатах, приведенных во «Втором поле», Пифагор, Аристотель и идеологи СССР, несмотря на разделяющие их 2500 лет истории, одинаково далеки от идей равноправия полов и перемены господствующего порядка. Де Бовуар понятно и емко объясняет европоцентричный мир колонизатора, который зиждется на доминировании и подавлении: в этой роли в разное время были эллины и римляне, воинствующие христиане и деятели Просвещения, апологеты теории эволюции и тираны империй.
Но в исследованиях социальных антропологов находятся доказательства того, что в мире существовали примеры систем без гендерной доминации, а антонимом патриархата не может быть матриархат. В отрывистых сведениях об утерянных цивилизациях и диких племенах, следы которых так тяжело найти в контексте современной культуры, есть сотни доказательств того, что существовал другой сценарий отношений в обществе: равенство и второстепенность гендерных ролей.
В чем цивилизованные народы уступают диким
Большинство историков сходятся во мнении, что палеолит не давал мужчинам преимущества перед женщинами. Физическая сила не была решающим фактором: многие женщины могли участвовать в охоте, если хотели этого, — скелеты показывают на развитость одних и тех же частей тела и схожей мышечной активности при разных размерах и весе. Плюс женщины обеспечивали два главных условия выживания племени: продолжение рода и постоянное обеспечение племени пищей — в отличие от охоты, в которой успех зависел от случая, собирательство было регулярным и стабильным источником сил для всей общины. Семьи не были ни нуклеарными, ни патриархальными, а состояли из кооперирующих родов, которые не конкурировали между собой и не боролись за ограниченные ресурсы. Ухудшение климатической ситуации поставило первых людей в ситуацию необходимости выживания — выходом стало одомашнивание диких животных и земледелие.
Гендерные стереотипы людей в зависимости от пола
Гендерные роли
Дорогой друг! Если ты используешь информацию для реферата или диплома – пожалуйста, посмотри еще информацию здесь на похожую тему: Социальные и гендерные роли человека и еще тут: Социальное различие мужчин и женщин
Для начала разберёмся, что такое роль? Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Мы можем разрешить себе использовать эти понятия в наиболее удобной нам форме или же, наоборот, нарушать их сознательно или бессознательно. Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.
Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое Хотя, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.
Гендерная психология
Это область психологии, в которой изучаются социальные нормы (см. Гендерные и социальные роли человека), то, как себя ведет человек или группа людей, или цивилизация.
Типичные качества женщин и мужчин
Давно ведутся разговоры о том, что гендерные роли (активно стало использоваться в 70-х годам ХХ века) есть разделение между людьми по социальным нормам, ролям, и поведении. Как говорится, «типичные» мужские и женские качества – не что иное как выполнение полами своих гендерных ролей. То, что в одном обществе воспринимается, как женское, в другом – бывает абсолютно мужским. Например, юбки в Шотландии, это типично мужское или женское?
Быть мужчиной или женщиной в обществе – значит не только быть биологически соответствующего пола, но и выполнять определённую гендерную роль, соответствующую понятию принятых социальных норм в обществе.
На самом деле, я писала дипломную работу еще более 10 лет назад именно по теме: “Особенности гендерных стереотипов в зависимости от пола, возраста и гендерной принадлежности”.
Предлагаю на ваше ознакомление некоторые результаты анализа гендерных стереотипов (далее по тексту для сокращения – «ГС» или «генд. стер.») гендерных ролей.
Задачей исследования было определение содержания генд. стер. у учащихся, а также их сравнение с содержанием ген. стер. у подростков. Были получены эмпирические данные, анализ которых представлен в данном параграфе.
Текст ориентирован больше, конечно, на социологов и специалистов в этой области, хотя читатель, не сильно понимающий в теме, сможет обогатить свой кругозор по теме и расширить общую эрудицию (см. также Социальная роль мужчины).
Характеристики исследований
По итогам проведенного исследования можно судить о содержании ГС в отношении мужчин (далее по тексту иногда будет употребляться «М»), анализируя оценку качеств, описывающих представителей М, в выборках участвовали студенты и мальчики.
В отношении М у учащихся, по значимости характеристик для описания:
Результаты, полученные по категориям: враждебность и независимость можно отнести к высоким, обязанность к средним, а деятельность и чувствительность к низким. (Исходя из того, что максимальный балл по всем группам достигает 10, а минимальный 0).
В данном случае можно предположить, что с взрослением девочек происходит изменение фемининности, а именно снижается. Это говорит об аналогичных причинах, как и в случаи снижение маскулинности, а именно, у девушек когнитивный компонент о должных поступках женщин различен с девушками–студентками.
Вероятнее всего, такие показатели связаны с тем, что у мальчиков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у юношей студентов. Вероятно, поэтому при ответе мальчики, «равнялись» на стереотипы, что мужчина должен быть независимым, агрессивным, нечувствительным (черствым, жестким).
Именно эти качества ценятся в подростковом возрасте у мальчиков, подростки стремятся быть совершенно противоположны в действиях по сравнению с девочками. Но, несмотря на это, результат по обязательности и активности у мальчиков гораздо ниже, чем у юношей более старших.
Это связано с тем, что у молодых людей нет в полной мере той обязательности, которая появляется у учащихся, т. к. часть ответственности остается в основном на родителях, а низкая активность может быть связанна с тем, родители ограничивают деятельность молодых людей и у них нет в полной мере возможности ее проявить.
Сравнение феминности и маскулинности
Таким образом, по итогам сравнения маскулинности в разных возрастных и половых группах, можно предположить, что среди женщин существует тенденция к уменьшению показателей женственности и увеличению мужественности с процессами биологического развития и социального роста, а также адаптации к социуму.
Среди представителей сильного пола, картина немного другая – феминность у них остается примерно одинаковым, а по показателю маскулинности видна тенденция к снижению в процессе социального роста, а также адаптации.
Можно предположить, что стереотипы мужчин в отношении женщин в процессе их физиологического и психологического развития претерпевают изменения. Аналогичные перемены происходят также и в сознании слабого пола в процессе их психологического и биологического роста.
Если девочки оценивают мужской пол, как менее обязанных, и более враждебных (а именно к такому образу мальчики и стремятся, чтобы быть похожими на мужской пол), то в 18-22 лет оценка этих же мужских качеств изменяется, обязанность усиливается, а враждебность снижается.
Вероятнее всего это также связано с тем, что в процессе, социализации мужчины адаптируются к ожидаемому от них поведению. Они начинают понимать, что высокая агрессивность — это не лучший способ общения, а низкая ответственность не всегда приветствуется социумом, поэтому они изменяют свои поступки, что в последствии и ведет к изменению стереотипов.
Как закрепляются гендерные роли
В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.
Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.
Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.
Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся.
Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности
По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.
Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.
Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.
Различия в гендерных стереотипах
Гендерная роль женщины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов
В процессе развития, у подростков случается переоценка ценностей, и появляется новый стереотип женщины. Вероятно, девушки-студентки также легко принимают тенденцию к изменению гендерных стереотипов, что также способствует снижению показателя фемининности.
Гендерная роль мужчины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов
Все исследуемые группы респондентов М имеют более высокую степень маскулинности, и более низкую степень феминности, чем респонденты Ж. Однако все исследуемые респонденты андрогинны.
Гендерные роли в обществе
В данной работе была исследована проблема гендерных стереотипов в разных возрастных группах. Был проведен теоретический анализ научной литературы, и эмпирическое исследование при помощи метода опроса с использованием методик: незаконченных предложений (авторский метод), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири и опросника Сандры Бэм по изучению маскулинности и фемининности.
Основываясь на полученных результатах, можно сказать о том, что существуют различия в содержания ГС разного пола и возраста. С развитием социального общества, происходит смена поставленных задач, и способ их выполнения, меняются требования, женщины приобрели возможности наравне конкурировать с М.
Но вследствие этого получается «трансформация» шаблонов, относящихся к М и Ж. Для кого-то это случается совершенно незаметно, кто-то пытается бороться, не соглашается и придерживается старых привычек, а кому-то не дают покоя его предрассудки, и он не в состоянии спокойно наблюдать и принимать те новые, и все еще продолжающие изменяться идеалы.
У подростков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у студентов, Девочки легче воспринимают смену шаблонов, намного быстрее усваивают их и проявляют в своих поступках, чем мальчики.
В юношестве мальчики пользуются «старыми» стереотипами. Девочки же охотно меняют привычки своего поступка, причем оба пола идентифицируют свое действие со взрослыми, стараясь подчеркнуть его тем, что ведут себя по определенным привычкам.
У девочек привычки более новые. Возможно, это можно назвать одной из причин непонимания существующего между противоположными полами. На сегодняшний момент, мы находимся в процессе достаточного быстрых перемен идеалов настоящего М и настоящий женщины, проблема заключается в том, что у кого-то этот идеал уже почти сформировался, а у кого-то он находится только на начальной стадии формирования и развития.
Гендерные роли мужчины и женщины
Существует взаимосвязь оценок значимости категорий характеристик, используемых для описания М и Ж, со степенью маскулинности и феминности респондентов, а именно:
Современные гендерные роли
Хотелось бы отметить, что проблема гендерных стереотипов очень объемная и динамична, что несомненно представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес, в теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как ГС женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.
Изучить шаблон образа Ж-предпринимателей, и сравнить их с гендерными привычками Ж-домохозяек. А также посмотреть, как различаются особенности генд. стер. Ж и М в начале их карьерного роста, в середине, и в конце.
Область исследования на которую оказывают влияния ГС велика, к тому же они сами достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии модификации. Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики генд. стер. еще долго время.
Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования, возможно, подтвердит или опровергнет предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений гендерных привычек, и от области исследования на которую на которую влияют генд. стер.
Гендерные роли в современном обществе по категориям
Содержание ГС устанавливалось через определение категорий качеств, часто указываемых респондентами как свойственные женщинам или мужчинам.
На основе полученных ответов по методики Т. Лири и авторского варианта методики незаконченных предложений (см. приложение 4), были выявлены группы качеств, сходные по смыслу, которые были объединены в категории.
Кат. 2 – «ответственность». Сюда входит склонность заниматься необязательной деятельностью (хобби), в ущерб обязанностям (работа, хозяйство), склонность откладывать свои дела или быстро приниматься за дело.
Кат. 3 – «активность». Сюда входит подвижность (жестикуляция, ходьба взад-вперед по комнате) или неподвижность и спокойность, усердие или лень.
Кат. 4 – «агрессивность». Сюда входит употребление ненормативной лексики, невербальные движения телом (агрессивные, воспринимающиеся другими как вызов), не принятые нормами в нашей культуре, применение физической силы.
Кат. 5 – «независимость». Сюда входит самодостаточность (т.е. полагаться только на себя), собственная позиция, вера в себя, склонность защищать свои взгляды.
Данные качества часто указываются респондентами как свойственные мужчинам и женщинам.
Несмотря на это, может быть нам не стоит обгонять время, иногда стоит задуматься, что будет с нами через 30 лет, при таких темпах развития. И невольно вспоминается высказывание, что лучшим вариантом будет держаться золотой середины.
Хотелось бы отметить, что проблема гендерных ролей очень объемная и динамичная, что, несомненно, представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес. В теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как гендерные стереотипы женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.
Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в нашем поведении не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье. В данном случае, интерес может представлять различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги стереотипам друг друга.
Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики гендерных стереотипов еще долго время. Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования может подтвердить или опровергнуть предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений ГС, и от области исследования на которую на которую влияют гендерные стереотипы.
Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©