как вы понимаете что такое нравственный закон
Конспект по нравственному богословию. 1. Нравственный закон
Действия нравственные и безнравственные. — Совесть, три ее функции. — Условия нравственного вменения. — Прирожденность нравственного закона
На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши, или дурны, или добры, или злы, нравственно-положительны или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но они не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их поступки нельзя рассматривать с точки зрения понятий о нравственности.
Как же различить нравственно-доброе от нравственно-дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности. Человека, который никогда не слушал своей совести и усыпил ее, заглушил ее голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным. Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью (см.: 1 Тим 4, 2); их душевное состояние крайне опасно и может оказаться гибельным для души.
Когда человек прислушивается к голосу своей совести, он видит, что эта совесть в нем говорит прежде всего как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо данный поступок выгоден человеку или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «Это — нехорошо, это — грех. »
В тесной связи с этим совесть в душе человека действует еще как законодатель. Все те нравственные требования, которые стоят пред душой человека при всех его сознательных действиях (например: делай добро, будь правдив, не кради и т.д.), являются именно нормами, требованиями, предписаниями этой самой совести. И голос ее учит нас, как нужно и как не нужно поступать. Наконец, совесть еще действует в человеке как мздовоздаятель. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные душевные терзания и муки и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести чрез глубокое и искреннее покаяние (ср. у Пушкина монолог Скупого рыцаря и Бориса Годунова, а также «Преступление и наказание» Достоевского).
Само собой понятно, что человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает, во-первых, в сознательном состоянии и, во-вторых, будучи свободен при совершении этих поступков. Только тогда к этим поступкам применяется нравственное вменение, и только тогда они, как говорят, человеку вменяются в вину, в похвалу или в осуждение. В противоположность этому люди, не сознающие характера своих поступков (младенцы, лишенные рассудка, и т.д.) или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми и ответственности за эти поступки не несут. В эпоху гонений на христианство язычники-мучители клали мученикам на руку ладан и держали ее над огнем своего пылающего жертвенника. Мучители рассчитывали на то, что мученик не выдержит огня, пошевелит пальцами (или отдернет руку) и ладан упадет на огонь. Правда, обычно исповедники веры были настолько тверды духом, что предпочитали сжечь пальцы, но ладан не роняли; но если бы и уронили, кто мог бы утверждать то, что они принесли жертву идолу? Само собой понятно, что пьяных нельзя признать невменяемыми, так как они начинали свое пьянство в нормальном и трезвом состоянии, прекрасно зная о последствиях опьянения. Поэтому в некоторых государствах Северной Европы человек за совершение преступления в пьяном состоянии наказывается вдвойне: 1) за то, что напился, и 2) за самое преступление. Несомненно то, что нравственный закон должен быть признан для людей врожденным, то есть вложенным в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Конечно, прирожденною может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние предшествовавших поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства. Поэтому у грубых язычников нравственные нормы ниже, грубее, уродливее, чем у нас, христиан, знающих и верующих в Истинного Бога, Того, Который вложил в душу человека нравственный закон и через этот закон руководит всею его жизнью и деятельностью.
Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? (Итоговое сочинение (декабрьское))
Свобода и самосознание выступают в роли ключевых условий нравственной деятельности. Нравственный закон является её третьим условием. Нравственный закон. Что означает данное понятие? В случае многократного и осознанного проявления в человеке нравственного чувства, связанного с намерениями и теми действиями, которые мы выполняем, ему свойственно оставлять в нас незабываемые ощущения. Тогда постоянно происходит обращение сознания и мышления к движению чувства с нравственной основой. Так в нас происходит образование нравственных понятий, или норм свободных действий, что наименовано нравственным законом. Он основан на сознании того факта, что нельзя делать, и как поступать необходимо.
В целом закон представлен в форме совокупности правил, которые считаются определяющими для выполнения действия какой-либо силы. К примеру, посредством применения механического закона тяжести обусловлено действие силы тяжести. Нравственным законом обусловлен выбор способа, согласно которому приводится в действие нравственная сила людей. Соответственно, нравственным законом указывается на то, по каким правилам обязан жить человек, что ему необходимо делать с целью достижения собственного назначения или решения нравственных задач.
Существуют отличия между нравственным законом и физическим. Например, по свойству необходимости, которая характеризуется двоякостью. То есть, она делится на безусловную и обусловленную необходимость.
Господство безусловной необходимости осуществляется в физической природе: непосредственно переход закона в действие. Действие закона физического происходит с безусловной необходимостью. Ею исключается всякая поставленная цель; либо же всякое заранее избрание средств.
Действие закона нравственного происходит с обусловленной необходимостью, посредством выражения собою такого требования, исполнять которое нравственные индивидуумы не вынуждены, а только обязаны. Подобное означает, что человек может прибегнуть к исполнению требований такого закона исключительно в случае признания им аналогичных требований для собственного исполнения обязательными.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Нравственный закон внутри нас
Кант говорил, что удивляется двум вещам :
звездному небу над нами
и нравственному закону внутри нас.
Звездное небо мы изменить не можем, а вот помочь Канту сформулировать нравственный закон нам вполне по силам и это должен для себя сделать каждый.
И, конечно, нравственный закон одного человека, будет несколько отличаться от другого.
2. Золушка совесть.
«Нравственный закон внутри нас» еще называют голосом совести.
Разберем сначала практическую и простую ситуацию выбора обуви.
В магазине видов обуви много и нам без проблемы выбора не обойтись.
Когда мы покупаем обувь в магазине, что для нас, кроме цены, цвета и страны производителя является главным оценочным критерием?
Правильно, как в сказке Щарля Перо: а подходит ли это по ноге?
3. «Эври тайм» или каждый день.
4. Нравственный декалог.
Попробуем изложить основные нравственные законы, не претендуя на истину и полноту.
4.1. Человека нельзя лишать жизнь (убивать) никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу. Нет таких причин, правил, убеждений, обязательств или выгод, которые оправдывали бы убийство человека. (декалог шестая заповедь.)
4.2. Нельзя лишать жизни любое живое существо, имеющее живую душу и разум.
(Для человека это уже с момента зачатия.)
Это может относиться к животным, к птицам, к рыбам, насекомым и к растениям.
4.3. Нельзя употреблять в пишу убитых животных, рыб и птиц и убивать их с целью употребления в пишу. Для употребления в пищу лучше использовать естественные продукты: молоко, плоды растительного мира или самому синтезировать органическую пишу из другой или из энергии.
Сказанное относится к определенному уровню развития личности.
Мы исходим из того, что человек, вообще, наделен правом и свойством самому для себя выбирать и устанавливать нормы дозволенного, соответствующие уровню развития его сознания и иметь все результаты такого выбора.
4.6. Не лги.
Человек живет мире информации. Способов, средств и ситуаций передачи информации много и иногда достоверность ее становиться жизненно важной.
Никакая из информаций, ничто из сказанного или написанного (в том числе и под авторством бога) не должно быть избавлено от проверки на достоверность.
Любители софистики и демагогии ищут такие случаи, когда «ложь во благо».
Мы таких случаев не находим. А вот соответствовать времени, месту и условиям информация должна.
Ложь, неправда, вранье, равно сокрытие информации, которая должны быть доступной и публичной делает не только нашу жизнь некомфортной, но и небезопасной и приравнивается к покушению на жизнь и здоровье.
Ложь покушается на наши другие основные права и свободы.
Не лги. (Заповедь девятая)
4.8. Не навреди.
Жизнь и деятельность человека должна происходить под этим первичным девизом.
4.10. Не прелюбодействуй.
3.Закон талиона — назначение наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).
4 НРАВСТВЕННОСТЬ- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (Ожегов)
5. Гегель в «Философии права» Нравственность представил, в отличии от абстрактного права и морали, как завершающий этап развития духа в и проявляющийся в семье и гражданском обществе.
НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН» в других словарях:
НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН — предписание делать добро и не делать зла. Нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинно обусловленным) и потому предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями … Профессиональное образование. Словарь
Естественный нравственный закон — это закон об исходно нравственной сущности человека и нравственности как основной движущей и определяющей силе развития как отдельного человека, так и общества, человечества в целом. Согласно закону, Бог наделил человека способностью избирать… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия
Нравственный императив — (лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Закон — • English: Law Обычно так называется закон, который Бог дал Моисею. Закон можно поделить на 1) гражданский закон, регулирующий общественные обязательства по отношению к ближним, 2) церемониальный закон, регулирующий поклонение Израиля,… … Словарь богословских терминов
Закон Моисеев — ♦ (ENG law of Moses) (лат. lex Mosaica) нравственный закон, данный Богом Моисею для регулирования поведения народа, с к рым был заключен завет, каким мы обнаруживаем его в Пятикнижии (Нав. 8:31 32; 23:6; 4 Цар. 23:25) … Вестминстерский словарь теологических терминов
Закон талиона — Принцип талиона (лат. lex talionis) принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Содержание 1 Виды и предназначение 2 Талион в… … Википедия
ИМПЕРАТИВ НРАВСТВЕННЫЙ (ИЛИ ВЫСШИЙ ЗАКОН МУДРОСТИ) — Одним из первых и лучше всего его сформулировал Конфуций: «Делай другим то, чего ты желаешь себе». Затем, примерно в одинаковых выражениях мы встречаем закон в Священных книгах основных мировых религий, у немецкого философа И. Канта … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Чичерин, Борис Николаевич — известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Большая биографическая энциклопедия
Чичерин Борис Николаевич — известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Как вы понимаете, что такое нравственный закон? Аргументы Н. В. Гоголь «Портрет», В. Каверин «Два капитана» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Человек — это существо социальное. Мы не мыслим себя вне общества. С самых древних времён, когда люди только становились на путь исторического прогресса, переходили от родоплеменных отношений к государственным, от уничтожения или присвоения к созиданию, от постоянных конфликтов к сотрудничеству, необходимость создания законов для охраны миропорядка только нарастала.
Общество стало осознавать, что без определённых норм и ценностей человек мало отличим от животных. Люди веками накапливали и отметали самые различные законы, издавали первые указы и конституции, создавая правовое поле. Современное прогрессивное общество невозможно без наличия крепкой законодательной системы: судов и самых разнообразных документов. Человек, хочет он того или нет, обязан строго следовать правовым нормам или нести справедливое наказание. Но есть и нравственные законы — неписанные истины морали. Они не заставляют, а призывают творить добро во благо других и не искать в этом собственной выгоды. Я считаю, что нравственный закон — это отражение воли и разума людей, их гуманности и системы жизненных ценностей. Такие нормы нигде официально не записаны, за их нарушение не посадят в тюрьму и не выпишут штраф, а всю ответственность за проступок понесёт совесть. Я думаю, что нравственные законы и их соблюдение — это главный гарант общественного благополучия, зов души и искреннее желание изменить общество в лучшую сторону.
Андрей Петрович Чартков, главный герой повести «Портрет» Н. В. Гоголя, — искусный художник с огромным талантом и трудолюбием. Однажды он наткнулся в лавке на незаконченный портрет старика и решил его закончить. Закрывшись в мастерской, Чартков завершает картину, которая получилась такой реалистичной, что художник стал бояться своего детища. Всю ночь мастера мучают кошмары: старик с полотна не давал ему уснуть. На следующий день Андрей Петрович обнаружил в картине тайник с золотом, которое позволило бы юноше работать в мастерской долгое время и ни в чём не нуждаться. Однако в нём заговорила «горячая молодость», и он не устоял перед искушением, став светским щёголем и почти забросив работу. Так Чартков впервые нарушил нравственный закон; предался мимолётным утехам, предав свою мечту и сгубив талант. Однажды герой увидел шедевральное полотно другого художника, и им овладела ярость и зависть. Чартков снова преступил нравственные законы, чем окончательно сгубил душу. Когда-то юный талант, а теперь —скряга, не способный на вдохновение, стал похож на демона. Если человек не следует нравственным законам, его жизнь становится бессмысленной и пустой. Именно в соблюдении норм морали люди способны проявить себя как личность. Или же они становятся похожими на зверей, готовых перегрызть друг друга, чтобы присытить своего демона, поглотившего душу.
Нравственные законы не позволили Саше Григорьеву, герою произведения В. Каверина «Два капитана», оставаться равнодушным к чужим переживаниям. Ещё в детстве мальчик узнал о судьбе полярного исследователя Татаринова, который бесследно исчез с экспедицией. Когда Саша познакомился с Катей, дочерью пропавшего, он пообещал разыскать её отца в арктической пустыне. Главный герой стал полярным лётчиком, сдержал своё слово и нашёл место гибели капитана Татаринова. Григорьев смог доказать, что в смерти экспедиции виноват брат офицера Николай Антонович. Из корыстных побуждений он купил плохое оборудование для полярников, но не испытывал никаких угрызений совести. Для Григорьева же не существует ничего, кроме правды и чести. В. Каверин приходит к выводу, что люди должны жить, руководствуясь нравственными законами, справедливостью, долгом и человечностью.
Люди за долгую общественную историю придумали и закрепили множество законов, которые на деле часто не исполняются. Но есть и незыблемые нормы — моральные. Только безнравственному человеку они неведомы, и только обществу под силу разрушить стены невежества и заполнить их добром и состраданием.