как вы думаете для чего создавались игрушки в древности
Урок ИЗО 5 класс «Древние образы в народных игрушках»
Предмет «Изобразительное искусство и художественный труд»
Тема четверти: «Связь времен в народном искусстве»
II четверть, урок №1
«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»
Учитель изобразительного искусства
МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга:
Тема: «Древние образы в народных игрушках, единство формы и декора в игрушках»
Цель урока: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
Изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской.
— осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
— Развивать умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции;
3) Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству;
Тип урока: комбинированный.
Материалы для учителя: учебник Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»; конспект урока; авторская презентация “Древние образы в современных народных игрушках»; глиняные игрушки по мотивам: Дымкова, Филимонова, Каргополья, оформленные в единую экспозицию; репродукции с различными росписями глиняных игрушек; опорные таблицы; раздаточный материал для учащихся.
Материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал (таблица для заполнения), ручка, карандаш, ластик, цветные карандаши;
Приветствие. Организационный момент (1-2 минуты).
Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока (5минут)
Формирование новых знаний (15минут)
Практическая работа (Самостоятельная) (20 минут)
Анализ урока (3 минуты)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока (5минут)
В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей.
Ребята назовите предметы, украшаемые древними образами?
(Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба),
Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;
Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. И сегодня мы посмотрим, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме. (Слайды № 3-10)
— Ребята, как вы думает, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?
(В качестве небольшой подсказки будет выступать схема, но в ней необходимо восстановить недостающие звенья.
Изучить особенности * * в современных * *: Дымково, Филимонова, Каргополья. (Слайд №11)
(Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимонов, Каргополья).
— Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности?
(Слайд №12) В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им: приписывают особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, они очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.
Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. И о некоторых особенностях создания игрушки, мы сегодня узнаем.
Ребята, перед вами, на ваших партах лежат таблицы, которые нужно будет заполнить. В таблице 4 пустых столбца, для каждой из видов игрушки. Заполнять таблицу каждый должен самостоятельно, исходя из того, как внимательно он будет слушать своих одноклассников, которые сегодня выступают в роли экспертов этих трёх школ народных игрушек. Так же, вы можете пользоваться учебниками на стр. 66-75.
Экспертом дымковской игрушки – (Ф.И ученика) (Слайд №13-16)
Экспертом филимоновской игрушки – (Ф.И ученика) (Слайд №17-20)
Экспертом каргопольской игрушки – (Ф.И ученика) (Слайд №21-25).
Давайте послушаем ребят, которые подготовили материал к уроку о самых распространенных и известных древних русских глиняных игрушках: Филимоновской, Каргопольской, Дымковской. (По ходу выступления «экспертов», остальные дети работают в тетради самостоятельно, + пользуются учебниками)
Таблица: «Отличительные особенности народных глиняных игрушек»
Место зарождения промысла
основные цвета,
используемые в росписи
Родина – деревня Филимоново в Тульской области. Со стариной крестьянской традицией связан филимоновский промысел. Эти игрушки почти всегда со свистом. У них вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.
2. Каргопольская игрушка
Ее Родина – русский север, Каргопольский район, Архангельской области. Форма фигурок приземиста, проста, неуклюжа и тяжеловата.
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
3. Дымковская игрушка
Родились они в Дымковской слободе, которая находится неподалеку от города Вятки (Ныне Киров).
Расмотрите внимательно форму игрушек. Она монолита, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутов!
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.
Предполагаемый итог заполнения таблицы детьми:
Место зарождения промысла
основные цвета,
используемые в росписи
Деревня Филимоново Тульской области.
имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными
чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;
бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»
малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый
Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя
приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки
черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий
(Происхождение и история этой игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски)
монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью
кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки
малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой
Ребята, мы посмотрели с вами множество игрушек, и пришло время практической работы.
На доске вы видите элементы росписи 3-х перечисленных народных игрушек, попробуйте ребята, изобразить на листе бумаги свой образ игрушки (Эскиз к бедующей игрушки, которую вы будите создавать). Ее можно сделать похожей на филимоновскую, каргопольскую и дымковскую. Вспомните о своеобразие формы у каждой из них. Постарайтесь форму игрушки сделать выразительной по пластике, распишите по мотивам одного из промыслов (можно здесь фантазировать, добавлять свое в элементы росписи).
Алгоритм практической работы
1. Выбор и анализ формы игрушки, соотнесение её с игрушками народных промыслов.
4. Выполнение работы в цвете
При работе над эскизами звучат, русские народные песни,
Критерии оценки работы учащихся:
Композиция формата (обратите внимание, что формат работы не стандартный, А5; располагать формат нужно в зависимости от выбранной формы игрушки, учитывать размер изображения);
Соответствие рисунка теме урока;
Последовательность ведения работы (Выполнение эскиза игрушки, следуя алгоритму);
Аккуратность выполнения работы;
Что общего и различного в глиняных игрушках, принадлежащих к различным художественным промыслам?
Различия: форма игрушек, окраска изображение,
Общее: все игрушки служат для красоты, передают традиции народов разных городов России, вносят радость в нашу жизнь.
-Ребята, какую закономерность вы увидели в названиях всех игрушек?
( Игрушки получили название от той местности, где они зародились).
— Какую особенность и закономерность можно проследить во всех каргопольских игрушках?
Происходит соединение двух образов. (Образ животного и образ человека.)
Наша страна большая, сегодня мы заглянули в три области- родоначальницы народных игрушек: в Кировскую, Тульскую, Архангельскую. Ваша задача найти родину каждой игрушки, но игрушка у нас не расписанная, вам надо узнать её по форме и закрепить к той области, где она родилась;
Совместная работа с детьми на доске
Собрать таблицы, для выставления оценок
Домашнее задание: Скульптурный пластилин, клеенка,
ДРЕВНИЕ ИГРУШКИ СЛАВЯН
История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.
Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.
Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.
Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.
Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.
Почему важны традиционные деревянные игрушки
Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.
— Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.
— Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.
— Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.
— Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.
— Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.
— Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!
На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.
По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.
Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.
Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Забытые простонародные игрушки
СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.
КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.
ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.
ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
В нее набирали воду, после чего кидали.
ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.
КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».
Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.
В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».
РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.
Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.
КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.
КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.
КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.
Игрушки старины. История игрушки
Ольга Сидорова
Игрушки старины. История игрушки
Игрушки старины. История игрушки.
Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.
Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)
Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева.Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.
Дымковская игрушка
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи
Филимоновская игрушка
Наносят узоры на игрушку
Богородска игрушка
Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.
— Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.
— Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.
— Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.
— Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.
— Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.
— Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства
Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.
Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
ТРЕЩОТКИ.Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.
ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».
Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок,она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько.Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».
Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.
КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.
В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.
Ёлочные игрушки из стекла.
«Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!»
«Мой веселый, звонкий мяч…»
Иной узор, иное настроенье.»
«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»
Советские игрушки. Юла.
Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.
«Попалась в руки мне «змея»,
Не аспид злой, головоломка»
Советские игрушки. «Змея».
Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.
Советские игрушки. Пятнашки.
Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.
Серьезные баталии в настольный хоккей
Советские игрушки. Настольный хоккей.
Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть,игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.
У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.
Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.
Новогодние игрушки Дети группы №7 «Красная Шапочка» МБ ДОУ Д/С №2 «Крепыш» г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.
Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 «Мальчиши» «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.
Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».
Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».
Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.