как вы думаете что такое идеальный работодатель ответ на собеседовании
Идеальный работодатель, Или какой должна быть современная компания
9 ноября, YakutiaMedia. В период становления современного российского рынка многие хотели получить работу в иностранной компании. Сейчас, по данным статистики, наиболее привлекательна для соискателей российская компания, уже заслужившая статус «бренда» на рынке. Как найти идеального работодателя и какой должна быть современная компания разбирался корр. ИА YakutiaMedia.
Возможность заниматься любимым делом для большинства – непременное условие для того, чтобы быть если не счастливым, то удовлетворенным жизнью – точно. И хотя с каждым годом становится все больше людей, которые предпочитают работать на себя, все же подавляющее большинство из нас – наемные работники. Этому есть масса причин: далеко не у всех хватает духу все бросить и рискнуть, кого-то пугает отсутствие, особенно на первоначальном этапе, стабильного заработка или зависимость его от сезонных потребностей рынка, в конце концов, объективно лишь немногие обладают набором качеств, которые требуются для того, чтобы начать свое дело. А, значит, даже те сотрудники, которые уверены в своих профессиональных качествах и навыках, чаще склоняются к более традиционному для нашего рынка варианту и становятся наемными работниками. И здесь возникает следующий вопрос: как найти идеального работодателя? И есть ли они вообще? Какой должна быть современная компания, чтобы она могла назваться привлекательным работодателем?
В период становления современного российского рынка многие хотели получить работу в иностранной компании. Сейчас, по данным статистики, наиболее привлекательна для соискателей российская компания, уже заслужившая статус «бренда» на рынке. Можно хорошо и успешно работать в локальной неизвестной компании, но принадлежность к бренду, который у всех на слуху, дает свои преимущества. Какие? Давайте попробуем разобраться.
Нет ничего удивительного в том, что наиболее значимой характеристикой привлекательного работодателя являются возможности карьерного роста.
Лишне объяснять, что в крупных федеральных компаниях с большими офисами во всех регионах, с сетью по всей стране возможности карьерного роста гораздо больше. Немало случаев, когда способные сотрудники в местных офисах уже через несколько лет занимали позиции топ-менеджеров в головных офисах или становились первыми лицами в региональных отделениях. В крупных компаниях обычно существует и свой собственный портал для тех, у кого есть амбициозные цели продвинуться по карьерной лестнице, и существует внутренний конкурс на такие позиции. В локальных компаниях такой возможности просто нет.
Материальная привлекательность работы — безусловно, также в лидерах характеристик хорошего работодателя.
И здесь не стоит забывать о различных факторах, из которых, как из кирпичиков, складывается понятие «финансового вознаграждения». Мало иметь зарплату «в рынке» — это сейчас могут предложить уже многие не только федеральные, но и локальные компании. «Белая» ли это зарплата или «в конверте», существуют ли бонусы и вознаграждения, что там с соцпакетом — эти вопросы соискателя, который отправляется на собеседование, волнуют не меньше, а то и больше, чем круг потенциальных обязанностей. То, что зарплата должна быть официальной, со всеми отчислениями — в этом сегодня не сомневается все больше людей, вслед за героиней социального ролика повторяя: «Зарплата в конверте мне не подходит». «Белая» зарплата – это гарантия не только достойной компенсации больничных или больших пособий по уходу за детьми. С официальной зарплатой можно в любой момент получить справку, необходимую для оформления кредитов или визы для выезда заграницу. Однако далеко не все даже «белые» компании могут предложить не только своевременную и полностью официальную зарплату, но и целый комплекс дополнительных преимуществ: существенный бонус по итогам работы за год, полис ДМС, компенсацию занятий спортом и расходов на сотовую связь. Если перевести все их в денежный эквивалент, то может оказаться, что, помимо той зарплаты, что дважды в месяц точно в срок «падает» ему на банковскую карту, сотрудник получает еще одну – на треть, а то и вполовину от основной – за счет экономии. Но, конечно, такое встречается лишь у самых привлекательных работодателей.
«Я никогда не воспринимала полис ДМС от Компании как серьезный бонус и думала, что уж мне-то он никогда не пригодится, но, как известно, «никогда не говори «никогда». Так случилось, что три года назад я перенесла подряд три серьезные операции. Благодаря дополнительной медицинской страховке, я смогла выбрать и лучшую клинику, и врачей, и благополучно прошла лечение, не заплатив при этом ни рубля. Теперь точно знаю, как это важно — чувствовать себя защищенной в самые сложные моменты жизни».
Соблюдение требований Трудового кодекса – еще одна черта идеального работодателя. Важно не только получить свой законный отпуск, но и получить его своевременно, а если мы, к несчастью, заболели, то увидеть больничные хотелось бы не через полгода.Это касается и других обязательных выплат.
Может быть, это покажется удивительным, но ценной характеристикой компании, если оценивать ее привлекательность как работодателя, сотрудники считают возможность решать интересные, инновационные задачи. Особенно это касается людей среднего возраста и недавних выпускников. Молодое поколение амбициозно, и компании, работающие на переднем краю технологического прогресса, дают возможность его представителям реализовывать свой потенциал.
Век живи – век учись. В наши дни — это не совет, а требование времени. Хорошо, когда в компании есть собственный штат тренеров-экспертов, которые помогают каждому сотруднику определить свои сильные стороны, развить профессиональные навыки, умение мыслить нестандартно и стратегически. Тренинги – личностные ли, профессиональные – удовольствие нынче не из дешевых, там что тем компаниям, у кого процесс обучения «на местах» отлажен и успешно работает – еще один плюс «в копилку».
«Для сотрудников Компании доступно свыше сотни тренингов личностного и профессионального роста. Многие из нас достигают поставленных целей благодаря «МегаАкадемии». Мой личный опыт тому подтверждение: в прошлом году я поставила себе цель стать руководителем по продажам. В то время у нас в филиале как раз стартовал уникальный проект «Управление Успехом», направленный на развитие сотрудников, на получение экстра-результата. Мне посчастливилось в нем участвовать, и буквально спустя два месяца, по его окончанию, я выиграла конкурс на должность моей мечты. Я не останавливаюсь на достигнутом, ставлю новые цели. Совсем скоро к нам приезжает известный столичный тренер, уверена,что с новыми навыками задуманное мной исполнится. Все достижимо и доступно, если работаешь в правильной компании.»
И, конечно, «идеальный работодатель» — тот,который может создать рабочую, но при этом дружескую атмосферу. Когда коллеги всегда придут на помощь, а несколько раз в год за счет компании все собираются в неформальной обстановке, чтобы отметить праздники, когда можно проявить себя в творческих конкурсах или в социальных проектах, когда ты знаешь, что «коллектив начинается с тебя» — тогда можно считать, что задача по поиску «идеального работодателя» решена успешно.
Признаки хорошего работодателя: 5 параметров, на которые стоит обращать внимание при поиске работы
Что делает работодателя хорошим, и как определить, будет ли вам хорошо на новом месте работы или нет? Если вы соискатель, просматривающий десятки объявлений о приеме на работу, то вы можете положиться только на отзывы в интернете. Даже после собеседования все еще трудно сказать, какие компании заботятся о своих сотрудниках, а какие кошмарные конторы, для которых сотрудники – это рабы, работающие за еду. В нашей статье мы опишем пять основных признаков, на которые следует обратить внимание при выборе хорошего работодателя.
А если вы представитель работодателя и хотите привлекать лучших соискателей, то оцените, насколько ваша компания соответствует этим пяти критериям, чтобы стать действительно хорошим работодателем для любого кандидата.
Признаки хорошего работодателя
Вот 5 признаков, которые, по нашему мнению, присущи хорошим работодателям:
1) Честность в отношениях с сотрудниками и соискателями
Это первый важный критерий: работодатель обязан открыто и честно сообщать соискателям о том, что включает в себя работа, и как ее выполнять. Объявления о вакансиях, в которых четко объясняется роль, оплата, и что необходимо для успеха – это хорошее объявление и признак честности. Также очень важен процесс собеседования, в котором к вам относятся с уважением, и дают возможность задать вопросы и четко выяснить, что представляет собой работа на самом деле. На собеседовании вы должны получить честные ответы в том числе о том, какие негативные аспекты возможны на предлагаемой работе, какие в ней могут быть сложности, почему вакансия не занята, почему с нее ушел предыдущий работник, о чем жалуются сотрудники на такой же должности и т.д.
Большие сомнения у вас должны вызвать признаки того, что работодатель уклончиво говорит о проблемах в компании, негативно отзывается об ушедших сотрудниках или невнятно говорит о том, что именно от вас требуется на вашем рабочем месте. Если вы сомневаетесь, найдите возможность поговорить с некоторыми из действующих или прошлых сотрудников этой компании. Спросите их, что они думают об этой компании, и посмотрите, совпадает ли это с тем, что вам сказали на собеседовании. Уделите достаточно времени и усилий на проверку компании и условий вашей будущей работы – от этого зависит очень многое.
2) Хорошая оплата труда и льготы
Очевидно, что вам нужно точно понимать свои финансовые потребности, и выбирать работодателя, который оплачивает работу в размере больше вашего минимума. Изучите другие объявления о вакансиях на похожие должности, и посмотрите, платят ли другие компании больше, меньше или столько же за тот же вид работы. Если на том месте, куда вы хотите устроиться, платят намного больше или меньше, вам надо обязательно выяснить, в чем причина этой разницы. Постарайтесь также узнать, какие в этой компании самые низкие размеры зарплат. Если они явно ниже прожиточного минимума, возможно, это говорит о неадекватности зарплатной политики и явной скупости менеджмента.
Заработок может включать намного больше, чем просто базовая зарплата. Узнайте, выплачиваются ли премии, и на каких условиях. Выясните все детали начисления премии, это важно. Сейчас у большинства работодателей зарплата состоит из базовой и премиальной части. Но чтобы получить достаточную премию требуется выполнять большое количество требований. Выясните их все, иначе в будущем вы можете столкнуться с разочарованием.
Также выясните все насчет страхования жизни, медицинского страхования, оплаты питания, сотовой связи, транспортных расходов, корпоративных садиков, спортивных секций, оплаты санаториев и любых иных возможных нематериальных бонусов. Многие компании сейчас также предлагают гибкий график работы, работу из дома, оплату такси для сотрудников, кто заканчивает работу поздно, и многое другое. Это все может быть приятно, и это действительно показывает заботу работодателя о сотрудниках, но, с другой стороны, даже при наличии многих «плюшек», в первую очередь, смотрите на размер зарплаты и премий – именно на это вы будете жить.
3) Комфортная рабочая среда
Комфортная рабочая среда — ключ к тому, чтобы люди были счастливы и продуктивны на работе. Это может означать наличие современного оборудования, удобных рабочих мест, красивый офис или современный завод, места отдыха и питания и главное – психологическая атмосфера, то есть то, в каком настроении находятся люди. Ведь даже в очень красивом офисе может быть стрессовая и неприятная психологическая атмосфера. А такое бывает нередко. Особенно часто на низовых должностях в офисах крупных сетевых банков: там часто бывают склоки, сплетни, неуважительное отношение со стороны начальников, угрозы увольнения каждый день и т.д.
Лучших работодателей отличает то, что они следят за тем, чтобы сотрудникам было комфортно и приятно на работе. В таких компаниях не пытаются заработать деньги за счет выжимания досуха своих сотрудников, но понимают, что улучшение рабочей среды, в конечном итоге, приведет к более продуктивной работе, что принесет прибыль и работодателю, и сотруднику.
В этом плане, в России и мире далеко впереди находятся работодатели в сфере IT. Практически у всех IT-компаний выстроена комфортная рабочая среда и психологическая атмосфера. О крупнейших компаниях IT-отрасли в России вы можете подробнее прочитать в наших статьях.
4) Надлежащее соответствие юридическим обязательствам
Хороший работодатель выходит за рамки абсолютного минимума и принимает не только букву, но и суть своих обязательств, а плохой работодатель может даже не выполнять минимума, установленного законом. Существует множество государственных законодательных и нормативных актов, которые предназначены для защиты работников. Все они описаны в трудовом кодексе РФ.
Хорошие работодатели строго соблюдают все требования в интересах своих сотрудников. У них обычно описан и соблюдается регламент охраны здоровья и безопасности, правила отпуска по уходу за ребенком или по семейным обстоятельствам, схемы обучения и развития, которые выходят далеко за рамки минимальных требований. Плохие работодатели, как правило, соблюдают законный минимум, а часто и его не соблюдают.
Так, мы настоятельно рекомендуем не соглашаться на трудоустройство, если вам предлагают устроиться не в то юридическое лицо, которое разметило вакансию. Такое иногда практикуют недобросовестные работодатели: размечают вакансию от крупной известной компании, а сотрудников устраивают в стороннюю неизвестную фирму-подрядчика, которая не несет никаких обязательств. Это явно мошенничество, и, если вам такое предлагают, мы рекомендуем не работать у этого работодателя, и сообщать об этом в трудовую инспекцию.
5) Компания делится прибылью в хорошие времена
Если дела в компании идут плохо, то часто страдают сотрудники из-за низкого морального духа или даже сокращений поэтому когда все хорошо для хорошего работодателя важно разделить успех со своими сотрудниками. В большинстве компаний на Западе это обычно делается путем выпуска акций или опционов для сотрудников, так что они буквально становятся собственниками компании. Это приносит пользу работникам, поскольку они участвуют в прибыли и успехе, но также приносит пользу компании, поскольку сотрудники мотивированы действовать как собственники.
Даже если компания не может раздавать акции, она может выплачивать премии за достижение общих целей, или даже просто устроить вечеринку с бокалом шампанского, чтобы отпраздновать успехи с коллективом.
В России мы часто наблюдаем следующую картину: рядовые сотрудники получают очень низкие зарплаты, а менеджмент ежегодно выплачивает себе бонусы невообразимых размеров. Такая ситуация есть практически во всех госкорпорациях (кроме Росатома и некоторых корпораций военно-промышленного комплекса – там все справедливее), банках, логистике, ритейле и многих добывающих и производственных компаниях.
К счастью, руководство российских компаний также начинает постепенно ориентироваться на благополучие своих сотрудников. Все больше российских работодателей выплачивают готовые и квартальные премии, причем гораздо больше обычной зарплаты, а начиная с уровня руководителей среднего звена даются доли от прибыли. Пока еще редкость, когда в России рядовые сотрудники получают акции или процент от прибыли, но, мы уверены, что скоро это станет более распространено.
Когда вы ищете работу, внимательно проверьте, есть ли у компании признаки хорошего работодателя, и задавайте правильные вопросы на собеседовании, чтобы определить, насколько эта компания и место работы вам подходят. Читайте об этом в нашей статье 8 умных вопросов для работодателя
Мы рекомендуем серьезно готовиться к тестам и собеседованию. Читайте больше о тактиках успешного собеседования в наших специальных статьях.
Как стать идеальным работодателем?
Недавнее исследование компании Gallup выявило, что только 47 процентов американцев полностью удовлетворены своей работой, а согласно исследованию компании MarketTools 21 процент сотрудников откликнулись на внешние вакансии за последние полгода. Очевидно, что немало работников постоянно смотрят на сторону.
Идеальный работодатель — это компания, в которой стремятся работать высокопрофессиональные специалисты; ее сотрудникам завидуют люди с внешнего рынка труда, мечтая влиться в эту команду, а самые талантливые работники планируют свой карьерный путь только в рамках данной организации.
К сожалению, нет единого ответа на вопрос, как можно стать идеальным работодателем, но можно попытаться сформулировать краткий список необходимых для этого качеств. Проверьте, насколько соответствует следующим критериям ваша компания.
1. Интересная работа
Работа должна быть стимулирующей, но не очень трудной; понятной, но не слишком легкой. Многие специалисты хотят, чтобы им постоянно предлагали вызовы, чтобы работа их стимулировала, вдохновляла на дальнейшие свершения на профессиональном поприще. Неважно, в какой индустрии вы работаете, задумайтесь на минутку — реально ли интересны опытным специалистам позиции, которые предлагает ваша компания? Может быть, вы хотите от ваших сотрудников слишком мало или, наоборот, слишком много?
2. Развитие карьеры
Если вы стремитесь, чтобы ключевые работники строили свою карьеру в рамках именно вашей компании, предоставьте им эту возможность. Это означает, что вы даете персоналу регулярную и справедливую оценку деятельности, тренинги и мастер-классы по новым навыкам, а также прозрачную карьерную сетку. И не стоит забывать про программу менторства/наставничества, которая, к сожалению, до сих пор отсутствует в большинстве компаний.
3. Социальная ответственность
Многие сегодня хотят осознавать, что их работа приносит реальную пользу обществу. Даже если ваша компания по роду своей деятельности не занимается спасением тропических лесов и редких видов животных, вы можете заниматься благотворительностью, ввести режим экономии бумаги или собирать средства на что-то общественно полезное.
4. Признание
Важна не только адекватная оплата труда, но и бонусы за хорошо проделанную работу и проведенное в компании время (например, бесплатные обеды, компенсацию расходов на транспорт и другие льготы).
Стать идеальным работодателем совсем непросто. Это означает прежде всего беспристрастный взгляд на сотрудников и определение того, какими вы хотите их видеть. Это также влечет за собой честное признание существующих проблем и исправление ошибок.
Однако и награду за все усилия трудно будет переоценить: у вас не только появятся самые лучшие и эффективные сотрудники, делающие свою работу наилучшим образом и максимально увеличивающие прибыль вашего бизнеса, но плюс ко всему — они не будут стремиться уйти к конкурентам.
Оцениваем работодателя на собеседовании. Как понять, что за компания перед тобой?
Эта статья не о том, как проходить собеседования, чтобы вас взяли. Она о том, как смотреть на работодателей, чтобы сделать выбор в условиях, когда тексты вакансий, рекрутеры, да и весь процесс найма копируют друг друга. Все работают итерациями, используют Jira, технический стек тоже часто идентичен. С первого взгляда кажется, что это одна и та же кухня. Стоит ли сменить поднадоевшее, но привычное место работы на новое и неизведанное? Как выбрать между двумя офферами с похожими условиями? Как понять, где работать будет комфортно, а где придется терять нервы и интерес к делу?
Итак, поехали. Вы разместили резюме…
Что можно вытянуть из рекрутеров
Дорожка найма начинается с рекрутеров. Они пишут, звонят, присылают тексты вакансий. Есть ощутимая разница между внешним и внутренним рекрутером, поэтому я рекомендую сразу узнавать, с кем вы имеете дело.
Внешний рекрутер
Я рассматриваю внешнего рекрутера как скрипт или NPC из MMORPG: оптимальнее всего просто, не напрягаясь, пройти с ним по сценарию. Нет смысла пытаться извлечь из общения что-то ещё. Вопросы, которые его попросил задать наниматель, он задаст. Надо на них ответить в меру лаконично, но не слишком коротко.
Вам будут задавать стандартные вопросы:
почему хотите сменить работу (даже если они сами вам первые написали),
что вас не устроило на прошлых местах работы,
что вы делали в паре предыдущих проектов.
Удобно заранее подумать, как на них ответить, чтобы потом самому не было неловко.
И не забудьте узнать, сколько будет встреч. Обычно дальше идут один-два этапа: техническое интервью, а потом собеседование с командой. Но бывают неожиданности. Заодно уточните, в каком составе будет проходить технический этап. Это поможет сориентироваться в начале собеса и подумать, о чём можно спросить людей.
Внутренний рекрутер
Тут всё немного интересней. Вопросы он задаст все те же (и в целом тут верны все мои советы из предыдущего пункта), но внутренний рекрутер несёт в себе культуру компании. Возможно, с ним придется общаться после найма по кадровым вопросам, он же будет сопровождать во время и после испытательного срока.
Есть интересный эффект: если произвести на внутреннего рекрутера хорошее впечатление, показать, что вы и профессионал хороший, и человек позитивный, то это прибавит вам плюсов на всех последующих этапах.
По внутреннему рекрутеру можно делать робкие выводы о компании:
Если внутренний рекрутер хорош, работает не с потухшими глазами для галочки, а наоборот, искренне хочет помочь, то скорее всего и компания неплохая. В плохой такие долго не задерживаются.
Если рекрутер не очень, то может быть он просто новенький, не стоит сразу ставить на компании крест.
А если рекрутер ведёт себя совсем некорректно, то это сильный сигнал о компании. Раз человек не на своём месте, а его до сих пор не уволили, то и в целом по компании вряд ли будет по-другому.
Пара слов о профессионалах
Среди рекрутеров встречаются крутые специалисты, явно не первый день занимающиеся наймом. Они работают очень профессионально. Знают, о чем тебя нужно спросить или предупредить, вытягивают из компании-соискателя всю нужную информацию и неплохо понимают, подойдет ли это место работы именно тебе. Могут даже посоветовать, как себя вести на последующих этапах собеседования.
После 8 лет работы я пошёл искать новое место. Опыт собеседований у меня был маленький, я плохо понимал рынок. Правда, знал, что на прошлом месте мне не доплачивали. В одной компании мне встретился рекрутер, который поддержал меня морально и посоветовал поднять ожидания от зарплаты на 30%, потому что когда человек с моей квалификацией просит меньше, это выглядит подозрительно. Я удивился, но так и сделал. В результате успешно получил в том месте оффер.
Спасибо всем рекрутерам-профессионалам! Вас мало, но вы делаете очень ценную работу.
Но в большинстве компаний найм проработан совсем не идеально, а то и вовсе пущен на самотек. HR-ы кого-то находят и приглашают, программисты проводят технические собеседования. Все это работает, но со скрипом. HR плохо понимает, кто опять нужен в отдел разработки и на каком проекте что происходит. Все два программиста, которые способны и готовы проводить собеседования, перегружены и устали от постоянного потока неподходящих кандидатов. Их усталость и раздражение выливаются на кандидатов. И со стороны специалиста, который ищет работу, видно, что все время что-то идёт не так. Резюме теряется, фидбек не приходит, люди опаздывают на собеседования. Рекрутеры звонят прямо во время совещания с директором без предупреждения, забывают сказать о чём-то важном, а иногда просто относятся пренебрежительно в стиле: “это вам надо, вы и дергайтесь, у нас таких куча за забором стоит”.
Когда я объяснил, что я на собеседование пришёл, кто-то стал вызванивать по телефону собеседующих, чтобы они поговорили со мной. Когда те все-таки подключились, первым делом они попросили сбросить им моё резюме. Надо ли говорить, что туда я не пошел?
Насколько коррелирует отлаженность найма с последующим опытом работы в компании? Не на 100%, но довольно ощутимо. Если при найме все, с кем вы общаетесь, факапят, скорее всего те же вещи будут сопровождать и процесс работы в компании. Если же найм очень профессионален, вряд ли они нанимают в болото, где вы завоете от ужасной неразберихи и безответственности вокруг.
Оцениваем команду
Мой акцент на команде не означает, что обстановку в компании в целом надо игнорировать. Время от времени она будет ощущаться и косвенно влиять на работу. Сильнее всего это чувствуется в долгосрочной перспективе. Поэтому когда ты ищешь временное место работы, плохие процессы в компании не сильно помешают, если в команде всё хорошо. Но на существенном промежутке времени это будет приносить гораздо больше боли. Поэтому если тебе нужно место работы “надолго”, стоит принять во внимание, что команда может поменяться, а проблемы останутся.
На одном из предыдущих мест я работал в классной передовой команде, которая пилила самые горячие инструменты для всей компании. И хотя о работодателе в целом в интернете ходили негативные отзывы (средняя внешняя оценка где-то в районе 2.7), команда была очень приличной. Когда я туда устраивался, уже после технического собеседования не хотел к ним идти, но согласился поговорить с тимлидом. Он очень сильно изменил моё впечатление. Мне захотелось поработать в команде с таким человеком, поэтому я решил рискнуть, несмотря на негатив. И не прогадал.
О чем поговорить с командой
Начнём с практических вопросов о процессе разработки. Ответы на них прояснят рабочие процессы, чтобы потом не было сюрпризов. Вопросы такие:
Как к тебе будут приходить задачи.
Можешь и должен ли ты участвовать в их постановке.
Делается ли по задачам ревью и сколько оно обычно занимает. Частенько ревью или делается очень расхлябанно или отсутствует вовсе. Лучше это сразу выяснить, чтобы потом не удивляться, что твои задачи висят на этом этапе по неделе, а советов по улучшению кода всё равно никто не даёт.
Помимо технических моментов я стараюсь посмотреть на людей, оценить их отношение к своей работе и к коллегам, получить личностный отклик. И на этом хочу остановиться подробнее.
Про позитив
Я люблю спрашивать потенциальных коллег, что конкретно им самим нравится в работе на этом проекте, в этой команде и компании. Почему они здесь?
В хорошей компании на этом этапе выясняется, что в команде есть, например музыкальная группа или ценное профессиональное взаимодействие, коллеги, которые всегда помогут, или крутые корпоративы, о которых тебе рассказывают с горящими глазами. Ты можешь мысленно примерить все это на себя, и даже если интерес в эту сторону лично у тебя отсутствует, вдохновиться чужими эмоциями.
А если в компании так себе, то собеседник в процессе ответа грустнеет, и в этот момент ты вряд ли услышишь что-то содержательное. Возможно, тебе укажут на какие-то формальные плюсы типа стабильности, отсутствия переработок или сложных задач, но в глазах не будет к ним интереса.
Про негатив
Не бывает коллективов, где все всегда хорошо. Может полгода назад уволился сотрудник, который всем не давал спокойно работать? Или клиент попался сложный, из-за чего несколько месяцев все работали в авральном режиме? На мой взгляд, наиболее здоровая атмосфера там, где люди не стесняются об этом рассказывать (а главное, их не бомбит от этого). Был негатив, его проработали и двинулись дальше.
В поисках работы я встречал команды, где нельзя говорить о плохом. Но отсутствие разговоров не означает, что все идет гладко. Если нет возможности обсудить и попытаться как-то улучшить, проблемы не будут решаться. Люди будут просто тихо уходить и скорее всего никто из них не скажет, что произошло, потому что атмосфера вокруг недружелюбная. Рано или поздно также тихо уйдешь и ты сам.
Специально для менеджеров
Любопытно, что «высшие чины» часто не ожидают вообще или ждут каких-то примитивных поверхностных вопросов. А я люблю копнуть поглубже.
Стоп-факторы
Кстати, об уходе с собеседования…
Если в ходе беседы с командой или начальством выясняется, что в компании есть порядки, которые входят в мой “стоп-лист”, я однозначно отказываюсь от этой работы.
Переработки
Я не против переработок как таковых. Но если о регулярной необходимости засиживаться допоздна говорят прямо на собеседовании, становится понятно, что work-life balance здесь выстроить не получится. Ты будешь отдавать время и здоровье проекту, чтобы прибыль этих людей была, допустим, не 10%, а 15%. Важно ли это для тебя лично? Вряд ли.
Переработки могут быть интересны тем, кто хочет на старте карьеры набраться опыта, доказать, что может вытянуть проект. Но я не слышал, чтобы компания потом платила за психолога, который будет лечить этого энтузиаста от выгорания.
Повышенный интерес к личной жизни
Дух госкомпании
Акулы рынка
Ещё у меня есть один полуинтуитивный принцип.
Бывают менеджеры, которые на собесе:
отвечают не на поставленные вопросы, а на какие-то другие (как сами-знаете-кто, ага), или ещё как-то уклоняются от ответа;
имеют проблемы с логикой: часто очевидно противоречат сами себе, а когда просишь объяснить противоречие, делают как в пункте выше;
слишком явно пытаются тебя «затянуть» к себе, вливая мёд в уши: «всё хорошо, только устройся к нам, будет всё как ты захочешь».
С такими мне не по пути. Не люблю это ощущение маркетинга, как будто у продавца на рынке фрукты покупаешь. В моменте он тебе расскажет что угодно, и будет вести себя супер-вежливо, лишь бы ты купил. С таким же лицом он тебя и кинет при случае.
На этом все. Удачи в поиске работы!
Автор: Дмитрий Литвин (@Captain_Jack), Максилект.