как всем доказать что ты чего то стоишь
5 способов доказать всем, чего ты стоишь
Каждому хочется, чтобы его ценили по достоинству. Разбираемся, как заставить окружающих увидеть твой большой потенциал и таланты.
1 Делай то, что тебе искренне нравится
Занятие любимым делом, пожалуй, самый простой способ показать, чего ты стоишь на самом деле. Когда ты заботишься о себе, ты не заставляешь себя тянуть нелюбимую работу ради зарплаты или других бонусов. Ты честна к себе и требуешь такой же честности от окружающих. И люди вокруг тебя это чувствуют.
2 Не слушай, что о тебе говорят
Совершенно не важно, что о тебе думают и говорят окружающие. Ты имеешь собственное мнение о себе, своих достижениях и ценностях, так не позволяй другим навязывать тебе их «картину». Транслируя уверенность в себе, ты показываешь окружающим то, что хочешь, чтобы они увидели.
3 Верь в свой успех
Ни секунды не сомневайся в том, что сможешь реализовать даже самую сумасшедшую идею. Ведь именно в безоговорочном отсутствии сомнений порой и заключается главный секрет самых дерзких достижений. Да, и окружающими такой посыл «считывается» безошибочно.
4 Не разменивайся по мелочам
Не стоит распыляться на то, что, по большому счету, не имеет значения для тебя и твоих стремлений и целей. Не важно, насколько окружающие считают это ценным и интересным: если тебе это не важно, не обращай на это никакого внимания. Так ты не собьешься с намеченного курса и по пути к цели не «растеряешь себя».
5 Помни, что важнее всего то, что думаешь ты
Безусловно, ко мнению окружающих прислушиваться иногда полезно, однако, решающее слово все равно остается за тобой — только так и никак иначе ты сможешь построить свою жизнь с учетом собственных пожеланий и целей, а также доказать людям вокруг, что ты имеешь собственный взгляд на вещи, который заслуживает уважения.
«Мне нужны доказательства, что я чего-то стою»
Люди творческих профессий часто сталкиваются с двумя проблемами: отсутствие стабильности и признания. Чувствуя нереализованность в профессии, они задаются вопросом: бросить все и искать новое призвание или терпеть и ждать, когда придет любовь публики? С этими проблемами на первый сеанс к психотерапевту Владимиру Дашевскому пришла 29-летняя поэтесса Анна.
Анна: Я поэт. Конечно, не такой, который собирает тысячные залы, но я уже много лет этим занимаюсь, погружена в литературную среду. В ней очень большая конкуренция. И это одна из проблем, которую я хотела бы обсудить, — что делать с «дружеским серпентариумом»…
Владимир Дашевский: Мне всегда казалось, что для литературного творчества никого, кроме себя самого, не нужно. Какие тут могут быть единомышленники? Сидишь с тетрадкой или ноутбуком и все.
— В процессе создания текста — безусловно. Но потом этот текст надо куда-то нести. В один из институтов Союза писателей, которых сейчас много, и во всех нужны связи. Или в редакции журналов, где вас отказываются печатать. Судьба писателя зависит и от организаторов семинаров — они решают, выступать вам или не выступать. Премии, гранты — их тоже на всех не хватает. Из 2000 талантливых писателей и поэтов выбирают одного-трех, которые и получают деньги. Писательством хочется зарабатывать, но сделать это очень сложно. Мне часто отказывают, и я уже начинаю думать, со мной что-то не так. Что я недостаточно талантлива.
— С этой проблемой сталкивается все население Земли. Нас всех оценивают — и писателей, и дворников, и психотерапевтов.
— Я хочу научиться адекватно реагировать на отказ. Чтобы не было до слез обидно, когда проходит очередной поэтический форум и туда едет сто знакомых, а меня не зовут.
— Помните мультфильм «Падал прошлогодний снег»? Там мужичок любил повторять: «Что-то я какой-то маловатый». Проблема в том, что вы маловаты?
— Наверное, да. Я временами так себя ощущаю.
— То есть вам себя недостаточно, я правильно понимаю?
— Да. И извне постоянно приходят тому подтверждения. Как, например, сегодня с утра: «Мы не можем напечатать ваш текст. Извините».
— И сколько вы уже с этим боретесь?
— Тогда вас можно назвать упрямым, упорным человеком, если вы за столько лет не разочаровались в литературной деятельности.
— Уходить из нее пока некуда. Временами я занимаюсь репетиторством, но полностью переключаться на это не хочу.
— Поэтому продолжаете тянуть невыносимо тяжелую лямку поэта, обижаясь на литературных агентов, организаторов премий и не очень интеллектуальных поэтесс, которые собирают залы из подростков. Сколько вы еще готовы это терпеть?
— Может быть, лет пять-десять. У меня есть цель — чтобы мои книги появились на полках магазинов и продавались тиражом 20 тысяч экземпляров. Но пока мое творчество знакомо лишь ограниченному кругу людей. Думаю, с такими же проблемами сталкивается большинство выпускников творческих вузов, которым всю жизнь чуть-чуть не хватает до того, чтобы их заметили.
У меня ощущение, что вам 80 и вы обижены на жизнь, которая утекает сквозь пальцы
— Конечно, кроме таланта это и дело провидения, случая. Но либо вы пишете стихи и картины, потому что нравится процесс, и рано или поздно он приносит результат в виде славы и денег. Либо этого не происходит — но свое дело вы все равно должны любить. Иначе какой смысл им заниматься?
— Это какая-то идиллия. Представьте, что вы несколько лет бесплатно консультировали. Сохранили бы вы любовь к психотерапии?
— А я так и делал. Десять лет психотерапия практически ничего мне не приносила — консультации проходили в офисе в центре Москвы, где сначала нужно было сделать ремонт, а потом оплачивать дорогую аренду и коммунальные услуги. Но мне нравилось консультировать, и я продолжал этим заниматься. Риски есть всегда! Это как плата за входной билет в профессию. У меня такое ощущение, что вам лет 80 и вы так обижены на жизнь, которая утекает сквозь пальцы каждую секунду, как будто бы она вам что-то должна.
— Нет, я не могу назвать себя обиженной жизнью. Мне нравится многое из того, чем я живу, — преподавать, путешествовать, ездить верхом, гулять в хорошую погоду, смотреть кино, делать ремонт в квартире. Я могу долго перечислять!
— И почему-то здесь нет стихов!
— Не то чтобы мне совсем разонравилось этим заниматься, но я давно не получала доказательств, что делаю хорошее, правильное дело. Что я вообще чего-то стою. Вдруг я вообще ничего не стою?
— А какие доказательства вы хотите получить?
— Например, чтобы ко мне подошла тысяча человек и сказала: «Мы вас любим».
— А если подойдет один человек?
— Это неинтересно. Такое уже было десять лет назад, сейчас хочется больше.
— А если бы этим человеком были вы?
— Наверное, хорошо бы было. Я не могу сказать, что люблю себя. Но и не ненавижу тоже.
— Вы уже сказали, что маловаты. Что вам одной себя недостаточно. Но я не уверен, что вам хватит тысячи человек. Найдется условная Иванова, у которой поклонников будет на порядок больше, и вы начнете ей завидовать. «Лайков» всегда мало, если вы от них зависите. Если нет одного-единственного человека — вас, который может сказать перед зеркалом, что вы прекрасны, независимо от того, чем занимаетесь.
Хорошие стихи не пишутся в спокойном, благостном состоянии. Они пишутся на надрыве
— Ощущение собственной значимости, «классности» появляется в детстве, когда ребенок говорит «а» или делает первый шаг, и все вокруг начинают хлопать в ладоши. Потом, правда, ему начинают предъявлять требования. Говорят: «Будешь хорошо учиться — поступишь в престижный вуз — найдешь отличную работу — удачно выйдешь замуж» и так далее. Ребенок сталкивается с оценками родителей, одноклассников, учителей — и начинает ощущать себя маловатым. Чувствует, что нужно сделать что-то такое, чтобы всем им понравиться.
— Да, творчество всегда было для меня способом доказать родителям и всему миру, что я из себя что-то представляю. Они хотели, чтобы я училась на программиста, а я бросила технический вуз и поступила в литературный институт. Папа тогда сказал: «Тоже мне поэтесса нашлась». И мне захотелось утереть ему нос, чего-то добиться на этом поприще.
— То есть получается, вы недолюбленная девочка?
— А когда вас «лайкают», вроде как любят.
— Не надо путать оценку с любовью. Зависимость от оценок — это рабство, которое заставляет вас быть хорошей для всех, нравиться. Не заниматься творчеством, а получать «лайки». Если я пишу, этот процесс поглощает меня полностью. Он занимает меня, радует, наполняет энергией. Само пребывание в этом всецело поглощающем процессе и есть результат. И совершенно не важно, получу я потом за него деньги или нет. Я пишу, потому что мне это нравится, потому что я получаю от этого удовольствие.
— Хорошие стихи не пишутся в спокойном, благостном состоянии. Они пишутся на надрыве.
— А я и не говорил про спокойное состояние. Это может быть разрыв аорты! Но при этом вы как будто находитесь в потоке, и все остальное становится неважным. Вы почему-то оцениваете мир как враждебный. Но это не так. Он скорее спокойный, нейтральный. Он никакой. Он просто есть.
— Вообще-то все серьезные произведения написаны писателями, у которых было ощущение, что мир рушится. И рассказы, стихи — они скорее вырастают из негативного опыта.
— Тогда продолжайте рушить мир. Чем более враждебным он будет, тем больше у вас материала для исследований. Но я скорее солидарен с теми, кто считает, что творчество — это путь, движение к Богу. В великом искусстве нет истерики. И денег больших там тоже нет. Если хочется зарабатывать, надо заниматься чем-то другим.
— Мне нужно найти замену поэзии — что-то такое, чем можно жить и гореть. Но что в то же время не нарушало бы душевного равновесия.
— Подумайте над этим. Но что бы вы ни решили, знайте: вы такая, какая есть. Аня, вас никогда не будет больше, чем сейчас. И меньше Ани тоже не будет. Это хорошая новость, правда?
Постскриптум
Владимир Дашевский: Анна воспринимает внешний мир как поле боя, на котором нужно воевать и доказывать. Себе, родителям, критикам, читателям, конкурентам и… психотерапевту. Она обижена и сопротивляется. Обида — это когда фантазия о том, как все должно быть устроено, не совпадает с реальностью. Есть два пути: продолжить войну или сделать что-то с фантазией. В работе с Аней моей целью было сместить фокус внимания с внешнего мира на внутренний, усилить его значимость, помочь быть собой, быть равной себе.
Анна (3 недели спустя): Я ожидала ломки шаблонов, выхода из замкнутого круга — этого не случилось. Проблема, с которой я пришла (угасание творческой энергии и ощущение нереализованности в профессии), как мне кажется, не решается советами из разряда «надо полюбить себя» и свертыванием детских комплексов. То есть человек рефлексирующий все прозвучавшие в беседе вопросы и так перед собой ставит, а новых ответов я не нащупала. Хотя во время сеанса чувствовала себя комфортно, Владимир был корректен, уделил мне много времени, за что я благодарна. Мне запомнилась формулировка «вы ощущаете себя маловатой». Слово «маловатый» теперь в моем лексиконе.
КАК ПОПАСТЬ НА ПЕРВУЮ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Психотерапевт Владимир Дашевский каждый месяц проводит бесплатную консультацию с одним из читателей. Если вы давно хотели разобраться в себе, просто заполните заявку на участие в спецпроекте журнала Psychologies. Вы убедитесь, что даже за один сеанс работы со специалистом можно лучше осознать причины проблем и начать путь к освобождению.
Как доказать себе, что ты лучший, и поднять ценник в два раза
Маркетолог, экс-руководитель проектов агентства «Стереомаркетинг»
Страшно подумать, сколько компаний и хороших специалистов страдают синдромом самозванца и сознательно занижают собственную значимость. Они считают, что не делают ничего выдающегося, боятся просить больше за работу. Могут сделать клиента миллионером, но относят это к случайности. Максим Шишов, партнер и руководитель проектов агентства «Стереомаркетинг», рассказывает о неочевидном способе избавиться от давления, поверить в себя и не бояться поднимать цены (и голову).
Проклятие
Состояние, в котором часто оказываются номинанты на «Оскар», профессора из Гарварда и известные спикеры называется проклятием умного человека. Иногда это состояние называют «синдромом самозванца».
Это состояние, когда вы ощущаете себя никчемным, а окружающих умнее, чем они есть на самом деле. В нашей практике было предостаточно примеров, когда крепкие профи в своем деле перебивались, грубо говоря, с хлеба на воду, потому что считали, что остальные «ломят» цены заслуженно и уж точно делают что-то из ряда вон. Но ничего подобного — точно такие же фирмы с такими же услугами. Только без сомнений в собственной значимости.
Проверьте себя:
Вот что нам говорили во время опроса предприниматели с успешными бизнесами и на хорошем счету у клиентов.
«Не уверена, что тяну на бренд. Боюсь, что будут приходить требовательные клиенты, которые будут скандалить и могут оставить негативный отзыв на сайте».
«Кажется, что компании, которые работают с крупным бизнесом, знают гораздо больше, чем ты. Что они справятся с любыми задачами, что у них опыт, которого нет у нас. Поэтому мы предпочитаем работать с региональным бизнесом, не выходить на федеральный уровень».
«Неуверенность, постоянное ощущение, что ты недостаточно компетентен и сказать тебе нечего. Хотя объективно знаешь немало и можешь поделиться опытом».
Если такое мышление присутствует, новости плохие — в вашу компанию проник вирус самозванца. И если ничего не предпринимать, можно уйти с рынка или навсегда остаться бедным. Вдвойне обидно, что страдают от этого чаще всего те, кто заслуживает поощрения и отрабатывает на все сто. Такие перфекционисты всегда ищут способы сделать лучше, но все равно думают, что не дотягивают до большинства. Они ломаются и остаются в тени. А тем временем на конференциях и в переговорках с миллионными контрактами остаются те, кто в себе уверен.
Проведите исследование
Но есть и хорошая новость. Умные люди быстро и безболезненно избавляются от склонности недооценивать себя. Сразу же, как только увидят доказательства своей правоты.
Поэтому не надо домыслов — проведите исследование.
Изучайте аудиторию
Первым делом соберите отзывы. Не стесняйтесь спрашивать у клиентов, заказчиков, подрядчиков, что они думают о вашей работе. Хороших слов никто не говорит — зачем напрягаться, когда все хорошо. Но если спросить, вам расскажут, что именно ценного было в работе.
Чтобы получить максимум пользы, не задавайте закрытых вопросов. Не говорите, а понравилось ли вам с нами работать? Вам просто скажут: «Да, все здорово». Узнайте, что именно зацепило на каждой стадии.
Заведите себе опросник
Прямыми словами спросите, насколько оправдались ожидания от работы, кажется ли клиентам справедливой стоимость продукта. Если вы и правда хороши, убедитесь в этом раз и навсегда. Иногда, ответы вас могут сильно удивить.
Вы можете узнать, что:
Мы поняли, что на решение клиента могут влиять самые неожиданные вещи. Например, когда мы сделали новый сайт для RussiaDiscovery, спросили у генерального директора — Вадима Мамонтова, почему с нами связались?
То, что он сказал, было очень неожиданным. Оказалось, что проекты и репутация — это здорово, но чуть ли не решающим стала увлеченность, азарт, с которым мы беремся за проекты. То, как мы общаемся, как презентуем идеи, как заставляем клиента шевелить мозгами ради его собственного блага.
Смысл в том, что пока не спросишь, никто не прибежит тебя хвалить, чтобы ты не сомневался в своих силах. Как только ты рассчитался и выполнил работы по договору, о тебе забывают до следующего раза. Похвалить? С чего вдруг? Ты получил деньги и, может, даже спасибо без смайлика на электронную почту — дифирамбы петь никто не будет.
Еще один пример. Наши клиенты из «Батискафа» прекрасно знают свое дело, но когда пришли к нам, их услуги стоили ниже среднего по рынку. Почему не поднимали? Потому что думали, что ничего особенного не делают. Ведут дела удаленно, не напрягают клиента, сами все решают, претензии обрабатывают — «ничего особенного». Но мы выяснили у клиентов компании, что именно их привлекает.
«Понравилось, что сопровождают. Юрист “Батискафа” прислала мне все документы, подчеркнула, объяснила, что где. Подсказала адреса, куда эти документы относить. Когда у меня возникли трудности с налоговой, я мог ей звонить. Она отвечала на вопросы, тут же присылала какие-то шаблоны. И в конце опять же позвонила, чтобы узнать о результате».
«Я рекомендовал бы “Батискаф” для работы с бухгалтерской документаций, с кадровыми вопросами. Вас можно рекомендовать и не краснеть. Я уже привел вам клиентов, своих знакомых».
«Ваши бухгалтеры и юристы предельно понятно отвечают на мои вопросы. Пообщавшись с вашим юристом, я решила отказаться от услуг своего, потому что ваш, в отличие от моего, отвечал понятно и все объяснял».
Оказалось, что обычные для компании вещи — перезвонить клиенту, подготовить лишние экземпляры документов, уточнить результаты переговоров, заранее напомнить о чем-то — редкость среди подобных компаний. Мало кто делает то, за что не платят, а только ради высокого качества услуг. В компании делали именно так, и хорошо, что поняли, как сильно клиенты это ценят. Поэтому можно не бояться и поднять цену — это будет справедливо.
Анализируйте конкурентов
Хотя бы просто посмотрите портфолио. Вы удивитесь:
С последними можно себя сравнивать. Уверены, будете приятно удивлены тем, что умеете лучше и быстрее. Почему тогда должны делать дешевле?
Когда начинали, смотрели только на лучших. Ориентировались на Москву, перенимали опыт тех диджитал-монстров, что на слуху — IT-Agency, «Нимакс», «Комплето». Понятно, что свежеиспеченному агентству сложно сравниться по объемам и качеству услуг с известными компаниями, которые давно на рынке. Смотрели на те задачи, которые на старте не осилил бы никто. И от этого опускались руки. Но мы упускали из виду, что они нам не конкуренты. Наша ошибка — мы даже не смотрели на тех, с кем конкурировали за клиентов, а когда посмотрели, оказалось, что на голову их выше.
— Юрий Белканов, стратег «Стереомаркетинга»
Не стоит слепо копировать поведение конкурента и фантазировать, что он круче. Не стоит делать такие же контентные стратегии, использовать те же самые инструменты или создавать похожий образ бренда в социальных сетях.
Если есть возможность, задайте вопрос тем, на кого равняетесь. Это тоже сильно отрезвляет. Может оказаться, что на той стадии, где вы сейчас, у них было намного больше проблем. Скорее всего, они проходили все ваши ступеньки, но немного раньше.
Когда мы два года назад общались с московскими коллегами, думали, что это недостижимый уровень. Но мы приехали, рассказали о своих проблемах, и нас успокоили — они проходили ровно то же самое, но на предыдущих этапах развития. Мы поняли, что никто не идеален, и у всех свои заморочки. Надо идти своим путем и делать ставку на свои сильные стороны, а не подражать другим.
— Юрий Белканов, стратег «Стереомаркетинга»
Никогда не доверяйте ощущениям
Всегда полагайтесь на факты. Особенно в бизнесе, когда цепочка принятия решений состоит из действий разных людей. Что у этих людей «под капотом» не знает никто. Какие мысли заставляют их покупать, заказывать и вообще вставать с постели, неизвестно. Неизвестно, пока не подойдешь и напрямую не спросишь, «почему ты купил у меня», «что ты думаешь обо мне».
Исследуйте. Исследуйте не только для того, чтобы делать круто, а чтобы в этом ни на секунду не сомневаться. Грамотное маркетинговое исследование покажет, что о вас думают клиенты, так ли хороши конкуренты и не пора ли поднимать ценник на услуги.
Почему не стоит никому ничего доказывать?
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НИКОМУ НИЧЕГО ДОКАЗЫВАТЬ?
От автора: Лучший способ доказать что-либо – это наша собственная жизнь в гармонии внутреннего и внешнего мира.
Каждый человек живет в собственной психической реальности, которая создается из его убеждений.
Почему не стоит никому ничего доказывать
— уверенность, что мы точно знаем, как надо;
— осуждение поступков других как отражение неприятия себя;
— убеждения, которые уже безнадежно устарели;
— подсознательная неготовность к переменам.
Каждый человек уже от рождения обладает способностью думать и учиться, каждый рождается для того, чтобы получить свой собственный жизненный опыт: научится любить, думать самостоятельно, создавать свой собственный мир, никому ничего не доказывать, ничего не отвергать, а принимать как есть точки зрения других людей (что не обязательно означает согласие с ними).
Принятие как основной способ взаимодействия с реальностью
Когда мы соглашаемся на условия, которые не соответствуют нашим убеждениям, мы испытываем определенный душевный дискомфорт. Но если какое-то обстоятельство есть, оно для чего-то существует, независимо от того, нравится оно нам или нет. Принять – это значит признать право другого человека быть таким, как он есть. Признав реальность существующей, как есть, мы получаем возможность вступить с ней в контакт и воздействовать на нее.
Не принимая, мы не можем воспользоваться тем, что нам дается для чего-то важного. Сопротивляясь определенным людям или обстоятельствам, мы впустую тратим огромное количество энергии, которая могла бы значительно улучшить нашу жизнь.
Никогда никому ничего не доказывайте, так как потери этой энергии просто колоссальны: мы гасим себя, гасим других людей, гасим ресурсы ситуации и всей нашей реальности.
Мы тратим психическую энергию на разговоры и проблемы, лежащие за рамками наших полномочий, тратим силы на то, что изменить не можем: пытаемся воспитывать других, манипулировать ими, вместо того, чтобы заниматься своими делами.
Лучший способ доказать что-либо – это наша собственная жизнь в гармонии внутреннего и внешнего мира, с радостным и благодарным принятием всего. Восточная философия называет этот процесс «деянием в недеянии», что на деле означает давать всему происходить и никому ничего не доказывать.
Нестерова Лариса Васильевна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ.
С малых лет мы приучены к осуждению. Судишь себя, ближних, жизнь. Быть собой становится стыдно: приходится врать, подавлять свои реальные мысли и чувства. Тысячи убеждений подсказывают: «что-то с тобой не так…» В душе образуется постоянная неудовлетворенность. Надрывно стараешься быть лучше. Перестаешь понимать, какой ты есть и чего хочешь. Теряешь себя. Лишь знаешь, каким быть «надо», а каким «нельзя». Трясешься от страха оказаться паршивым самозванцем.
Так, лишаешься уверенности в себе и становишься ходячей маской. Веришь, будто движешься в правильном направлении. Как все. Тужишься правильно жить, работать, воспитывать, одеваться, говорить. Но счастье это не приносит. Жизнь становится чередой вымученных ритуалов. Словно и не живешь, а сдаешь себя в аренду обществу.
Пока прикрываешься маской, в глубине души фонит чувство, что любят не тебя, а этот наигранный образ. А настоящего тебя не знают, и любить не станут. Чувствуешь себя самозванцем. Чем дольше покрываешь правду, тем страшней она кажется.
Если суждено исцеляться, каким бы ни было прошлое, его придется принять. Искренность — это голос правды, выражение реальных мыслей и чувств. Ты больше не рисуешься и не прикрываешь «изъяны» психологическим макияжем. Рискуешь раскрываться простым смертным, но еще живым человеком с присущей ему дикостью. Это сближает. Ты словно говоришь собеседнику:
«посмотри. Вот я, настоящий. Не такой уж сильный, не такой уж умный». И он чувствует: «оказывается, и я могу перестать стыдиться. Могу быть собой и не бояться осуждения».
Искренность возможна только без оценок и суждений. Судить раскрывшегося человека означает плевать ему в душу. Когда рассказываешь предельную правду о том, что делает тебя простым смертным, о любых своих маленьких «грешках», и тебя не осуждают, а понимают, то чувствуешь, насколько это естественно — быть собой. Человек, встретивший тебя на этой территории, становится по-настоящему близким. Все, что ты чувствовал, делал, кем был, не могло быть иначе. С тобой все нормально. И всегда было нормально. Больше никому ничего доказывать не надо. Уже можно просто быть собой.
Можно быть собой неумным, неинтересным, несмелым, несильным, неидеальным. И только таким настоящим тебя можно по-настоящему любить. Уверенность в себе основывается на пронизывающем осознании, что ты можешь быть вот этим самым человеком. Ты имеешь право на жизнь. Твоя душа не нуждается в обязательных правках. Искренность — это исцеление от нелюбви к себе. Если собеседник не судит, а слушает и понимает, он может заменить психолога. Терзания отпускают, если их выражаешь до исчерпания, когда говорить уже просто не о чем.
Искреннее общение не только терапевтично, оно интересно, потому что насыщено живой энергией твоей души. Без нее все становится безжизненно пресным. Мы все любим и музыку, и кино, и разговоры, резонирующие с нашим нутром. Можно использовать искренность как утонченный понт «для продвинутых», можно прикрываясь ей, порицать, можно бояться ее последствий. И все же искренность несет одновременно радость и огромную терапевтическую ценность. Понимаю, насколько нелегко создать условия для открытого диалога. Мало кому это действительно нужно. Но получается у тех, кто пробует.
Я учился искренности у своих клиентов. И начал практиковать с друзьями и близкими. Это работает. Приносит исцеление и радость. Повышается уровень осознанности, потому что принимаешь настоящее — этот самый момент, этих людей, себя. Еще вылезают сопротивления. С ними продолжаю работать. Оно того стоит. А рисоваться неинтересно, когда уже давно ясно, что все мы примерно одинаковые.
Рекомендации
С чего начать? Начать можно с открытого выражения своих симпатий и слабостей. Если не отвечают взаимностью, или хуже — осуждают, притормозите. Забрасывайте свои «удочки» аккуратно. Как ни странно, даже искренность может стать лживым прикрытием, если использовать ее для оправдания негативных эмоций. Дескать, «я же честно свои мысли выражаю — принимайте как есть». Только обучившись открыто говорить о своих слабостях и своей симпатии к другим, можно аккуратно переходить к озвучиванию негативных эмоций — к этому времени начинаешь чувствовать, где и как выдавать собеседнику обратную связь. Выражать свои негативные эмоции конструктивно — целое искусство. Как-нибудь дойдут руки — напишу об этом отдельно.
Не надо выворачивать душу наизнанку всем подряд. Людей распугаете. Но в идеале в личном пространстве должно быть хотя бы два-три человека, которым о себе можно рассказать буквально все, раскрыть все поступки и качества, которые казались постыдными. Если таких людей нет, подойдет психолог — слушатель профессиональный со стажем. Так приходит понимание, что ты сам — неизбежное следствие воплощенной в тебе жизни. Другим быть никогда не мог и не должен был. Понимать начинаешь и себя, и других. Никто более не нуждается в прощении и одобрении. Обиды и осуждение испаряются. Бог всем судья.
Зрелость
Искренность — это фильтр от незрелости.
Не раз слышал, как в кино какой-нибудь персонаж заявлял что-то вроде: «мы же взрослые люди, можем говорить откровенно». А по контексту подразумевалось, что взрослым жаль времени на игры и маски…