как воцерковиться с чего начать

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать

Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые.

1. Это что за беспорядок?

В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит?

как воцерковиться с чего начать

По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая служба* – Божественная литургия, ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени – ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник.

Благодаря тому, что все находятся в постоянном движении, нет такого момента, когда все сидят на скамьях, кротко ожидая начала входного стиха и поглядывая на стрелки часов, приближающихся к 9:30. Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.

Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры. Конечно, это не оправдывает тех, кто опаздывает, но, к сожалению, в перечне добродетелей многих православных верующих пунктуальность зачастую отсутствует.

2. Стой за Христа!

В православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В самом деле. В некоторых православных храмах даже нет стульев, не считая нескольких, стоящих по краям помещения, для тех, кто в них нуждается.

В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете к длительному стоянию.

3. Сим победиши

Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии.

как воцерковиться с чего начать

Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.

Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» – перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание».

Со временем это перестанет быть сложным, но поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так. Будьте спокойны, вам необязательно немедленно следовать их примеру.

Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов – англикан Высокой церкви. Мы складываем пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони.

Как и всеми нашими действиями, этим Православие побуждает нас исповедывать свою веру. Попробуйте разгадать, какой символ за этим стоит? (Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – две природы Христа, а также Его сошествие на землю).

Это тоже требует тренировки. Но если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы, никто не станет обличать вас в ереси.

4. Коленопреклонение

Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.

как воцерковиться с чего начать

Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.

Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.

как воцерковиться с чего начать

5. Люблю и целую.

Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые – край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест.

Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.

Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства – прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне – троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.

На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.

6. Освященный и жертвенный хлеб

К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все.

как воцерковиться с чего начать

Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником.

Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).

Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не причастие. Это символ братства.

Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака.

Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием.

Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода.

Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»

Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.

Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.

как воцерковиться с чего начать

7. Почему нет общей исповеди?

Мы считаем, что у нас нет одинаковых грехов, они все индивидуальны. Во время литургии нет отдельной исповедальной молитвы. Православные должны регулярно исповедоваться священнику лично.

Роль священника более, чем в других конфессиях напоминает роль духовного отца. К нему не обращаются просто по имени, а произносят перед именем «отец». У его жены тоже есть своя определенная роль матери прихода, и ее тоже называют по особенному, в зависимости от культуры: по-арабски «Khouria», по-гречески «Presbytera», и то и другое значит жена священника, а по-русски «матушка», что означает «мать».

Еще одну особенность составляет Символ Веры, который произносится или поется, в зависимости от прихода. Если вы произнесете по привычке или намерено «И от Сына исходящего», вас никто не поддержит. Филиокве появилось в Символе Веры шесть столетий после его составления, а мы придерживаемся оригинальной версии. Посетители из общин Высокой церкви отмечают, что мы не кланяемся и не преклоняем колена на словах «и воплотившегося».

Также мы не перестаем восклицать «Аллилуйа» во время Великого Поста, как делают монахини англиканской общины, более того, великопостная утреня у нас особенно изобилует этим восклицанием.

8. Музыка.

Около семидесяти пяти процентов службы занимает пение прихожан. Православные не используют музыкальных инструментов во время службы. Обычно пение ведет небольшой хор, поющий а капелла, степень участия прихожан в пении отличается в разных приходах. Музыкальный стиль также бывает разным, начиная от одноголосного пения в восточных традициях Арабской церкви и заканчивая европейским звучанием четырехголосной гармонии в Русской Церкви, с множеством вариаций между ними.

Это беспрерывное пение поначалу ошеломляет, кажется, что вы ступаете на стремительно движущийся эскалатор, и вас несет в течение полутора часов, пока вы с него не сойдете. Кто-то справедливо заметил, что литургия – это одна беспрерывная песнь.

Каждую неделю поется почти одно и то же, и это препятствует утомлению. Каждое следующее воскресение служба меняется совсем незначительно, основные молитвы и песнопения идут в одном порядке, и вскоре вы уже будете знать их наизусть. Тогда вы начнете ощущать присутствие Божье, что почти невозможно сделать на том этапе, когда вы переключаетесь, то на чтение молитвослова, то на текст литургии, то на изучение приходского листка.

9. Редакторы бессильны

Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Когда священник или дьякон возглашает: «Исполним** молитву нашу Господеви…», будьте уверены, что стоять придется еще минут пятнадцать.

Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Св. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее (около 400 года) св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов. Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни (воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник), мы служим более длинную литургию св. Василия Великого.

10. Взбранная Воевода

Неизменная черта православного богослужения – почитание Девы Марии, «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Но, несмотря на Ее почитание, как сказано в Евангелии: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48), это не означает, что мы верим в волшебные силы Ее или других святых или считаем их полубогами. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере.

как воцерковиться с чего начать

Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир. Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве.

11. Трое врат.

В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

как воцерковиться с чего начать

В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

12. Куда податься американцу?

Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется.

В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине.

Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами – апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.

Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью. Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа.

К чему тогда такое многообразие национальных церквей? Эта национальная принадлежность наглядно отражает географические особенности. Северная Америка тоже представляет собой географическое единство, когда-нибудь у нас также будет единая национальная церковь: Американская Православная Церковь. Так должно было быть изначально, но ввиду сложных исторических предпосылок этого не произошло. Вместо этого, каждая эмигрировавшая в США православная этническая группа произвела свою собственную церковную структуру. Подобное многообразие православных юрисдикций это не более чем временное недоразумение, для преодоления этих ненужных преград ведутся усиленные молитвы и большая работа.

В настоящий момент крупнейшими юрисдикциями в Америке являются Греческая Православная Митрополия, Православная Церковь в Америке (русского происхождения) и Антиохийская Митрополия (арабского происхождения). Литургии во всех них в основном одинаковые, возможно, с некоторыми особенностями в языке и музыке.

Поначалу православие поражает своей необычностью, но со временем это чувство проходит. Все больше и больше начинаешь себя чувствовать в нем как дома, и постепенно оно вас приведет в ваш истинный дом – в Царство Небесное.

Перевела с английского специально для портала «Православие и мир» Марина Леонтьева

Источник

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *