как создать blu ray диск с меню
Создание профессионального меню Blu-ray диска
Создание меню диска Blu-ray осуществляется двумя различными способами: с помощью HDMV (High Definition Movie), немного похожего на авторинг DVD с IG меню (хотя многие из ограничений DVD сняты), или BD-J (Blu-Ray Disc-Java), который разработан с использованием инструментов, производящих скомпилированные Java Xlets и требует программирования на Java.
Blu-Ray диски могут использовать либо HDMV, либо BD-J, либо их комбинации (каждый заголовок на диске должен использовать либо HDMV, либо BD-J).
Чем они отличаются с точки зрения поддерживаемой графики?
Особенности HDMV:
• 8-битная графика ARGB PNG.
• Нет перекрытия кнопок.
• Кнопки имеют три состояниями, которые могут быть анимированы (несколькими кадрами).
Особенности BD-J:
• Поддержка True Colour в формате PNG с полной поддержкой альфа-канала.
• Графические области могут перекрываться.
• Кнопки могут быть запрограммированы произвольно.
• 45.5MБ буфер для всех графических изображений на экране (и некоторых звуков).
На видео показано, что в принципе должно было получиться при создании java-меню BD диска.
Java-меню для Blu-ray диска
Говоря неформализованным языком, благодаря java-программированию мы имеем несравнимо большие возможности для увеличения интерактивности и эстетической притягательности меню. В меню теперь доступна практически любая анимация. Появилось всплывающее меню, которое позволяет менять настройки, активные главы, не прерывая просмотра. Есть возможность проставить закладки (букмарки) на таймлайне, с тем чтобы запомнить выбранные пользователем сцены (фрагменты) фильма. Эта опция, однако, не часто используется, как и подключение к интернет из меню с целью нахождения дополнительного контента. Ещё реже, наверное, захочется поиграть на блюрей-плеере в какую-нибудь игру, если устали от просмотра (хотя есть и такая возможность).
Многие из описанных нами видеоредакторов имеют возможность создания дисков с обычным меню с интерактивной графикой (IG) – Freemake Video Converter, Corel VideoStudio, Pinnacle studio (читать подробнее) и др. А если возникло желание сделать настоящее java-меню? Распространённые программы авторинга BD (Adobe Encore, Scenarist BD, DoStudio) довольно дорогие.
Для домашнего авторинга больше подходит приложение Blu-Disc Studio. Этот проект относительно молод, но в нём реализованы практически все необходимые возможности для создание меню диска Blu-ray, соответствующего спецификации BD-J, и для компиляции затем меню и фильма в полноценную папку BDMV. Т.е. далее можно эту папку посмотреть в программном плеере как реальный Blu-ray фильм, либо записать диск для просмотра на «железном» плеере. На данный момент это единственная программа, которая позволит вам при отсутствии специальных навыков создать готовый Blu-ray диск с java-меню в считанные дни, эффективно использовав 30-дневный триал.
Особенности программы:
• дизайн основных и всплывающих меню;
• анимация меню;
• разнообразные переходы между клипами (фильмами);
• подсветка выбранной дорожки аудио, субтитров или эпизода;
• автоматическое создание меню эпизодов (сцен);
• бесшовные меню;
• создание структуры BD диска;
• экспорт в Rovi BD Scenarist.
Подготовка к созданию меню диска Blu-ray
Перед тем, как приступить к «конструированию» меню в приложении Blu-Disc Studio, нужно приготовить для этого все материалы (ассеты). Сюда входят:
• видео для использования в качестве заставки в меню и собственно фильм (как уже указывалось в мануале программы, подходят только элементарные видеопотоки – m2v, vc1, avc, контейнеры не годятся);
• аудио для аналогичных целей (ac3, dts, wav и т.п.);
• изображения всех элементов меню;
• субтитры при необходимости.
Внешний вид меню можно спроектировать в Adobe Photoshop, а затем импортировать его в программу. Надо, чтобы при этом каждый элемент меню находился в отдельном слое, а изображения для кнопок были поименованы в соответствии с требованиями. Но мы рассмотрим сегодня «ручной» вариант создания, чтобы не использовать дополнительные программы. Положим, наше меню должно иметь следующий исходный вид:
Пожелаем, чтобы при запуске диска или при вызове всплывающего меню все элементы до белой полосы включительно имели анимацию выезда слева направо. При нажатии на кнопку Эпизоды будут «выезжать» снапшоты глав с полосой навигации, а кнопка Установки откроет меню настроек аудио и субтитров:
Из этого представления создаём библиотеку уникальных рисунков в формате png с сохранением прозрачности. На рисунке приведены и названия некоторых элементов. Название изображения для кнопки в нормальном состоянии, например, имеет постфикс N, в выбранном – S.
Можно все изображения поместить в отдельную папку (например, PNG) в папке проекта – для унификации.
Создание проекта
1 шаг — Проект. Вначале нужно создать новый проект, нажав на кнопку New project и указав в мастере создания название, папку, видео и аудио потоки и т.д. Отметьте флажок No main menu (без главного меню) – будем же вручную всё делать. Когда проект создан, убедитесь, что на панели инструментов нажаты кнопки Show Normal и Show Selected – нам надо будет назначать картинки для этих состояний кнопок меню. А кнопка Move whole button должна быть пока отжатой – картинки состояний нам пока надо перемещать в меню по отдельности.
Глава №2 тут же появится в списке Chapters list. Делаем так столько раз, сколько нужно глав. В демо-проекте их будет 8. Не будем автоматизировать дальнейший процесс, только сгенерируем автоматически снапшоты глав. Кликаем по кнопке Generate Bitmaps, в открывшемся окне оставляем только соответствующий флажок, указываем папку для сохранения и нажимаем внизу окна кнопку Generate Bitmaps. Всё, снапшоты глав сохранены.
3 шаг – Снапшоты глав. Если вы используете флажок Generate chapter images, то снапшоты сохранятся в нужном формате PNG, но с использованием пресетов, т.е. их внешний вид будет определяться программой, а не вашей волей. Мы же немного доработаем полученные точечные рисунки снапшотов – для нормального состояния слегка затемним их, а для состояния Selected – осветлим и окружим зелёной рамкой. Вот как это будет выглядеть (показаны 2 состояния одного снапшота, а всего будет 16 рисунков):
4 шаг – Основное входное меню. Теперь создаём основное меню для входа, нажимаем на кнопку New Menu и называем его Main Menu In 1. Определяем его в качестве First Play. Заполняем объектами – рисунками, перетаскивая их из окна Library или же из папки с рисунками. Получаем следующий список объектов на вкладке в дереве проекта:
Для всех объектов задаём местонахождение их рисунков – в поле Images окна свойств.
В свойствах меню задаём входную анимацию для двух групп анимации – сначала «выедет» жёлтый фон, затем – остальные элементы (см. рисунок).
Метод прорисовки – Normal, Current, Selected. Это меню у нас для входной анимации, из него переходим по авто-действию в меню Main Menu 1 с кнопками Просмотр, Эпизоды, Установки, которое и отображается на экране. Создадим его.
5 шаг – Cоздание Main Menu 1. Кликнем правой кнопкой мыши по Main Menu In1 в дереве проекта и выберем Copy Tree Item. Указываем название меню. Для объектов Play, Scenes и Setup ставим флажки кнопок и назначаем картинки для состояния Selected. Метод прорисовки – тот же, что и для входного меню. Теперь для меню Main Menu In1 задаём Auto action: Jump MENU > Main Menu 1 > Skip animation > Default.
6 шаг – Нажатие ENTER для кнопок. Действия при нажатии на кнопку ENTER:
• для кнопки Play (ПРОСМОТР) – запуск фильма с начала;
• для кнопки Scenes (ЭПИЗОДЫ) – переход в меню выбора эпизода;
• для кнопки Setup (УСТАНОВКИ) – переход в меню настроек.
ПРОСМОТР. Создадим меню-пустышку Main Menu Out копированием Main Menu In1. В нём зададим анимацию «уезжания» элементов меню и авто-действие переход к воспроизведению 1-й главы фильма Play MOVIE > Movie > Chapter 01. Теперь в кнопке Play указываем авто-действием переход к Main Menu Out.
ЭПИЗОДЫ. Создадим меню эпизодов согласно нашему представлению о нём – с надписью Эпизоды и четырьмя снапшотами в нижней части. Назовём его Menu Scenes 1. Снапшоты глав в этом меню сделаем кнопками. Назначим снапшотам рисунки глав 1-4. Не забываем указывать изображения и для состояния Selected. Скопируем его в Menu Scenes 2 и заменим снапшоты на рисунки, соответствующие главам 5-8:
Меню эпизодов готовы. Для анимации перехода из основного меню в меню эпизодов создадим пустышки Scenes Pre и Main Scenes 11, в первом из них элементы уедут влево не до конца, второе – развернёт подобие меню эпизодов (с просто снапшотами глав вместо кнопок) и по авто-действию перейдёт к меню Main Scenes 1:
УСТАНОВКИ. Меню установок позволит выбрать дорожки аудио и включить/выключить субтитры. Назовём его Main Setup, а для анимации перехода в него из Main Menu 1 используем пустышку Setup Pre:
Зададим авто-действия для всех кнопок выбора аудио и субтитров. Cобытие Press left любой кнопки обеспечивает выход из меню. Для этогоуходим на меню-пустышку Main Menu 3 (такое же, как Setup Pre) с анимацией исчезновения элементов меню, из него в такую же пустышку Main Menu 4 с анимацией уезжания элементов влево, а уже из него авто-действием в Main Menu 1. Таким образом анимируется вход в меню установок и выход из него в основное меню.
Press ENTER для каждой из кнопок устанавливает аудио или субтитры: Set AUDIO > Movie > Audio 1, например. Или Set SUBTITLE > Movie > Off.
Чтобы убедиться, что всё работает правильно, запускаем симуляцию меню (полезно после каждого шага). Теперь, когда созданы все меню и задана анимация переходов, можно приступить к созданию всплывающего меню, которое вызывается кнопкой POPUP на пульте ДУ.
7 шаг – Всплывающие меню. Самый простой путь создания – в окне дерева проекта кликаем по меню правой кнопкой мыши и выбираем команду Clone all between main / popup. Все меню скопируются в раздел Popup дерева как всплывающие. Нам остаётся внести некоторые коррективы:
• Во всех Popup для кнопки Play используем изображение МЕНЮ ДИСКА (а не Просмотр).
• В Main Menu 1 (здесь и далее в этом параграфе речь идёт только о всплывающих меню) событие Press Left любой кнопки закрывает Popup через анимационную пустышку Main Menu Out 2.
• Событие Press ENTER кнопки Play меню Main Menu 1 через Main Menu Out 1 переводит нас в основное меню Main Menu In1, в котором уже указано авто-действие – переход к Main Menu 1.
Всплывающие меню эпизодов и установок работают аналогично основным. У всех меню установим анимацию исчезновения при закрытии в течение 5 кадров. Для меню с кнопками укажем параметр Autoclose=5 – если никакие кнопки на пульте ДУ не будут нажаты за это время, меню автоматически закроется.
Компиляция проекта
Всё готово и проект можно компилировать, т.е. создать папки BDMV и CERTIFICATE. Для этого сначала выбираем, какой муксер будем использовать – внутренний или внешний. Для внешнего надо в окне Options указать путь к tsMuxeR.exe и к ffprobe.exe. Затем нажимаем в строке меню Project → Compile, в открывшемся окне указываем папку вывода, метку диска, обязательно оставляем флажок Seamless menu connection. Можно также определить информацию, выводимую при загрузке диска – это в разделе Loading. Нажимаем ОК и ждём окончания компиляции. Теперь с помощью BD-плеера (например, PowerDVD 14) смотрим созданный нами фильм с меню.
Заключение
Несколько слов о том, как подготовить файлы элементарных потоков видео и аудио при создании меню диска Blu-ray. Поскольку речь идёт о Blu-ray диске, то и файлы исходного видео будут, скорее всего, в контейнере m2ts. Вычленить отдельно m2v и отдельно AC3 можно с помощью того же tsMuxeR. Если Blu-Disc Studio не примет полученный таким образом видеопоток (это относится, кстати, и к BD Scenarist), выдав ошибку типа “Invalid video format”, обработайте файл с помощью программы AVC Corrector и тогда проблема будет устранена.
Автор: Алексей Касьянов.
Авторинг Blu-ray дисков в Adobe Encore CS4
В предыдущем обзоре Adobe Encore CS4 мы рассмотрели процесс создания DVD-video диска, и нашли данную программу привлекательной и достаточно мощной для исполнения практически любых пожеланий пользователя. В данной статье мы поэтапно изучим процесс создания Blu-ray диска с некоторыми опциями, которые доступны лишь в этом новом формате.
Если авторинг обыкновенных DVD-video дисков сегодня доступен всем и каждому (существуют даже бесплатные программы авторинга DVD), то с Blu-ray авторингом дело обстоит пока ещё отвратительно: в Сети если и есть какие-то учебные материалы, то крайне скупые и, как правило, на неродном нам языке. Что поделаешь — давайте самостоятельно создадим для себя учебное пособие. Пусть данная статья пока ещё нужна малому количеству пользователей-обладателей современных HD-видеокамер, но рано или поздно парк наших видеокамер и проигрывателей всё равно сменится, несмотря на нынешний кризис в чьих-то лихих головах.
Претендовать на какое-то исключительно полное и всеобъемлющее руководство мы не станем, да и бесполезное это занятие: спецификации Blu-ray хоть и разработаны, но используются до сих пор далеко не в полную силу даже кинофабрикантами.
Итак, мы хотим создать Blu-ray диск со следующими опциями: Pop-up menu и одной дополнительной звуковой дорожкой. Исходным материалом для нашего Blu-ray диска послужит фильм, смонтированный в Adobe Premiere Pro. В свою очередь, материалом для этого фильма послужили съемки с различных моделей HD-видеокамер; все эти видеоклипы объединяет одно — их формат: AVCHD 1920×1080 25 кадр/с. Никаких эффектов и даже переходов к фильму не применялось, была лишь произведена обрезка некоторых файлов с целью удаления неудачных кадров и сцен. Во время недолгого монтажа на тайм-линии были расставлены Encore Chapter Markers — метки глав, которые предназначены для будущего авторинга в Adobe Encore. Заодно к фильму было подобрано музыкальное сопровождение и расположено на свободной звуковой дорожке.
Чтобы звук, состоящий из звука оригинального видео с наложенным музыкальным сопровождением, можно было впоследствии вставить в диск как отдельную звуковую дорожку, мы экспортировали его с тайм-линии в отдельный аудиофайл music+speech.wav.
По окончании работы удалим с тайм-линии музыкальную звуковую дорожку, чтобы она впоследствии не мешала, и сохраним проект. Теперь, по обыкновению, воспользуемся сервисом Adobe Dynamic Link, отправив получившийся фильм прямиком в Adobe Encore.
Работа в Encore начинается с настройки параметров проекта. Диалоговое окно с этими настройками состоит из двух вкладок: Basic (основные) и Advanced (дополнительные) параметры. Первая вкладка определяет имя проекта и его рабочую папку, здесь же предоставляется выбор из двух типов дисков: Blu-ray и DVD.
Мы, разумеется, выберем параметры, полностью соответствующие видео, вошедшему в фильм — тем самым избежим ненужного перекодирования, влекущим за собой не только потерю времени, но и ухудшение качества материала.
Вторая вкладка не менее важна, здесь задаются параметры автоматического транскодирования: если вдруг битрейт вашего исходного материала превысит максимальный заданный (в нашем случае — 15 Мбит/с), то такое видео будет принудительно перекодироваться в файл с меньшим битрейтом. Хорошенько проверьте битрейт вашего оригинального видео, и, исходя из выясненных значений, определитесь с параметрами данной вкладки.
Первое, что мы сделаем в открывшемся окне Encore, — это импортируем в копилку проекта нашу дополнительную звуковую дорожку music+speech.wav, полученную ранее, и перетащим её на тайм-линию. Как только мы это сделали, звук тут же расположится на появившемся втором звуковом треке, при этом, как видим, одновременно активным может быть только один трек — либо с «родным» звуком, либо импортированный дополнительно. Всё правильно, мы к тому и стремились, чтобы во время просмотра фильма зритель самостоятельно выбирал тот звук, который ему нравится — либо необработанный звук самих видеофайлов (что, конечно, скучно, но зато представляет историческую ценность), либо дорожку с тематически подобранным музыкальным сопровождением.
Продолжим наполнять проект материалом. Нам необходимо создать несколько меню: основное (главное) меню, меню выбора звука, и Pop-up меню, которое будет служить для выбора сцен фильма. Выберем для главного меню шаблон с подходящей темой:
Дважды щелкнув по этому шаблону, поместим его в копилку проекта, и создадим меню выбора звука — дважды щелкнем по этому же шаблону. Теперь у нас в копилке два одинаковых шаблона, но с ними мы ещё разберемся. Наконец, очередь дошла до того самого Pop-up меню, которое будет служить для выбора сцен фильма. Выберите в Library тот же шаблон меню, только с названием Submenu (Подменю) и, нажав на нём правой кнопкой мыши, щелкните по команде Create New Pop-up Menu.
Пришла пора привести в порядок содержимое нашего проекта — переименуем все меню, находящиеся в копилке, дав им понятные названия, иначе из-за отсутствия опыта непременно запутаемся в этих Untitled и Default.
Самое время перейти к редактированию меню, которое будет играть роль главного в создаваемом диске. Во-первых, изменим текст надписей. Делается это легко — выделив текстовый объект, загляните в его свойства, находящиеся во вкладке Properties. В этой же вкладке изменяется шрифт и его размер.
Остальные параметры объектов, кроме шрифта и оформления надписей, изменять пока ещё рано. Сначала займемся звуковым меню. Удалим лишние объекты, оставив только три надписи-кнопки. Изменим их текст и расположим, как нам удобно. Обратите внимание — чтобы увидеть скрытые объекты (а таковыми в данном случае являются появляющиеся красные цветочки), необходимо нажать кнопку Show Selected Subpicture Highlight.
Начинается самое интересное — необходимо присвоить каждой кнопке-надписи определённую команду. Чтобы фильм проигрывался с оригинальным звуком (а он находится на аудиотреке 1), нужно щелкнуть по надписи «Звук по умолчанию» и, перейдя в свойства кнопки, в строке Link выбрать команду Specify Link.
В открывшемся окне Specify Link щёлкните по объекту Главное меню, чтобы нажатие на ссылку приводило к переходу в это меню. Как только вы щёлкнете по этому объекту, в поле Target должно появиться его название — «Главное меню:Default». А теперь — самое главное — в поле Audio выберите строку 1 (ведь именно на аудиотреке 1 находится нужный нам звук, помните?). Нажмите ОК.
Повторим операцию, но уже для кнопки «Музыкальное сопровождение». Так же выполним команду Specify Link, в открывшемся окне щёлкнем по строке Главное меню, однако в поле Audio выберем уже аудиотрек 2 (звуковая дорожка с музыкальным сопровождением находится именно на втором треке).
Со звуком разобрались, теперь создадим ссылку с последней кнопки на главное меню.
Отлично, переходим к Pop-up меню. Пусть вас не смущает тот факт, что оно прозрачно. В этом и прелесть Pop-up меню в Blu-ray дисках — нет необходимости прекращать текущий просмотр фильма, в любой момент можно вызвать появление Pop-up меню, выбрать нужную сцену и перейти к ней (во всех программных или аппаратных Blu-ray плеерах есть специальная кнопка, которая так и называется — Pop-up Menu). Теперь немного скучных операций — нам нужно привязать это самое Pop-up меню к видео, на фоне которого оно будет выскакивать (Pop-up как раз обозначает «всплывающий»). Выделите в копилке проекта тайм-линию Encore, на которой расположен фильм, и перейдите к свойствам этой тайм-линии. Найдите пункт Set Pop-up Menu и, щёлкнув по выпадающему списку, выберите наше Pop-up меню.
В копилке проекта выделите само Pop-up меню, и во вкладке Pop-up его свойств выберите нашу тайм-линию.
Активируем двойным щелчком в копилке проекта наше Pop-up меню и быстренько присвоим первой кнопке ссылку на первую главу фильма. Сделать это можно как во вкладке Properties, так и простым мышиным drug-and-drop.
Теперь произведем уже знакомую нам из прошлой статьи операцию — автоматическое создание многоуровневых меню.
Если перекодирования материала не требуется, то процесс создания диска фактически представляет собой обыкновенное копирование данных с соответствующей скоростью.
Не грех оценить прелесть Pop-up меню, появляющегося по нажатию специальной кнопки на пульте управления или в программном плеере.
Просмотреть вживую действие такого меню можно в коротком ролике:
Список поддерживаемых программой типов и форматов файлов: