как растет рис в японии
История культивирования риса.
Культивировать рис впервые начали в глубокой древности. По мнению одних ученых, его родиной следует считать Китай. По другой версии, она находится в Восточной Индии. Но весьма вероятно, что на заре земледелия культура риса в Индии, Китае и Индокитае возникла одновременно. Но кому бы ни принадлежала пальма первенства, семь тысяч лет назад рис уже возделывали как хлебную культуру по всей Юго-Восточной Азии.
Дикий рис рос вдоль болотистых берегов рек повсюду — от современной Бирмы до бассейна реки Янцзы в Китае. С помощью зазубренных каменных ножей древние люди срезали стебель растения и палками выколачивали из каждого дикого колоска по нескольку зерен. Со временем они научились повышать урожайность риса, пересаживая растения в специально подготовленную землю. Поначалу это была очень трудоемкая и тяжелая работа — каждый саженец нужно было сначала выкопать, не повредив корней, а затем постоянно поливать до тех пор, пока зерно не вызреет. Но со временем стало легче.
Около 2,5 тысячи лет назад рис — в «Географии» древнегреческого ученого Страбона он назывался «жемчужным зерном» — попал в Среднюю Азию, Персию, Месопотамию, Сирию. В VII—VIII веках новой эры арабские завоеватели завезли эту сельскохозяйственную культуру в Испанию и Италию, откуда в середине XV века рис попал на Балканы и только в наше время, после Второй мировой войны, на юг Франции и в Венгрию.
В эпоху великих географических открытий XV—XVI веков европейские мореплаватели доставили рис в Америку, где его впервые посеяли в 1685 году в Южной Каролине. А ведущим штатом в производстве риса стал североамериканский штат Луизиана, откуда культура распространилась в прерии Техаса и Арканзаса.
В Средние века рис впервые попробовали в России, где вплоть до XIX столетия, когда в русском языке появилось его привычное название, звали сарацинским зерном или сарацинской пшеницей. Любопытно, что для удобства произношения словосочетание преобразовалось в «сорочинское пшено». Свое же, российское рисоводство появилось лишь в XX столетии — на территории Приморского края, в низовьях Волги, а также в устье реки Кубани в Краснодарском крае.
У жителей «пшеничных» стран рис обычно ассоциируется с белым цветом. А меж тем, он бывает черным, фиолетовым, коричневым, бежевым, желтым с прожилками и разных других цветов. Причем, «красят» его специально! В Китае, например, это делают прямо на корню — засевают особым плесневым грибком, который вызывает интенсивное окрашивание зерен в красный цвет. Затем их высушивают, размалывают и используют для подкраски различных блюд, в первую очередь рыбных. Во Вьетнаме кроме красного популярен черный рис, считающийся «зерном долголетия, питающим кровь».
Рис — вторая после пшеницы по размерам посевов и объемам мирового производства зерновая культура мира. И хотя его возделывают ныне более чем в ста странах мира, главным центром рисоводства по- прежнему остаются Восточная, Юго- Восточная и Южная Азии, для которых рис — главная пища на столе, основа для приготовления множества блюд и одна из главных статей экспорта. Особенно высоко — до 2000 метров — поднимается рисоводство в Гималаях. На склонах гор рис выращивают на террасах, похожих на ступеньки огромной зеленой лестницы, огороженных валами для удержания воды. Горный, или суходольный, рис занимает в мире небольшие площади, дает меньшие урожаи, чем обычный, растущий на полях, затопляемых водой, но его особенно ценят за хороший вкус.
Как у всякого болотного растения, характер у риса непростой. С одной стороны, он теплолюбив, а с другой — не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам. Из всех грунтов предпочитает пылеватые и глинистые почвы, которые лучше других удерживают воду. Однако высокие урожаи могут давать и песчаные грунты, если обработать их удобрениями. И все же достоинств у этой злаковой культуры куда больше, чем капризов. С помощью посевов риса можно осваивать непригодные или малопригодные для земледелия земли. Рис можно выращивать на одном и том же поле без перерыва в течение. 2000 лет. Причина в том, что в глубокой воде, в которой он произрастает, есть ряска, усваивающая азот и таким образом обеспечивающая поля естественным удобрением.
Способы возделывания риса складывались исторически и связаны как с природными условиями, так и с многовековым опытом и традициями народов. В Китае, в частности, применяют довольно экзотический сельскохозяйственный прием: небольшой бамбуковый плот покрывают тонким слоем соломы и ила и высаживают рассаду риса. После чего плот опускают на воду и привязывают у берега, получая на таких «плавучих рисовых полях» неплохие урожаи.
Выращивать рис хлопотно. По одной из технологий зерна высевают непосредственно в поле, после чего заливают его водой. Этот способ распространен там, где рисоводство появилось сравнительно недавно и культура риса оказалась свободной от древних традиций. Для этого способа в Европе и США специально были выведены новые сорта, приспособленные к условиям механизированного возделывания и принципиально новым приемам агротехники.
В традиционных рисовых странах зерна сначала проращивают в грядках, затем, через месяц-полтора, когда стебельки достигают примерно 20 сантиметров, молодые нежные растения втыкают в почву на затопленных полях. В экономически развитых государствах, вроде Японии, посев риса механизирован, однако в большинстве регионов мира эту культуру продолжают возделывать вручную. Крестьяне взрыхляют землю мотыгой и часами стоят, согнувшись, по колено в холодной воде, бережно лелея в руках каждый рисовый росточек.
Толщина слоя воды регулируется и повышается по мере роста растений. За 2—3 недели перед уборкой воду с рисовых полей спускают, грунт просушивают, и только тогда собирают урожай. Опять же вручную. И так несколько раз в год — в Юго- Восточной Азии можно получать по 2—3 урожая. А если учесть, что зоны интенсивного рисоводства совпадают с территориями, на которых сосредоточено 35—40 процентов населения Земли, то легко представить, сколько труда стоит за каждой рисинкой.
Нигде больше названия блюд не бывают так вычурны и поэтичны, как в Азии. В том же Китае, например, горстка прожаренного риса со специально приготовленной острой мясной подливкой, рецепт которой, понятно, существует с незапамятных времен, называется «Муравьи взбираются на дерево».
Рис не только заменитель хлеба. Из риса готовят соусы, уксус, муку, крахмал, лапшу, кондитерские изделия, приправы, сладости, перерабатывают его в спирт, водку, вино и пиво. Зародыш риса является сырьем для получения рисового масла. В Японии «рисовый колорит» сумели придать даже такой чисто европейской еде, как гамбургер, при приготовлении ко-торого булочка выпекается из рисовой муки, а в начинку добавляются традиционные фасоль и соевый соус.
Люди рисовых цивилизаций используют всё, что дает поле. Рисовые отруби, солома, мучка и битые зерна, являющиеся отходами крупяного производства, идут на корм скоту. Из сожженных корней получается прекрасное удобрение, а из шелухи — упаковочный материал. Из соломы сооружают кровли, плетут веревки, канаты, мешки, корзины, циновки, сандалии, накидки от дождя, широкополые шляпы от солнца, женские сумочки, зонты, веера, делают ткани. Из рисовой соломы получается лучшая бумага. Из нее же делается строительный картон. С древности восточные красавицы с помощью риса удаляли веснушки и пигментные пятна, очищали и тонизировали кожу, улучшали цвет лица и разглаживали морщины.
ЯПОНЦЫ И РИС
ЯПОНЦЫ И РИС
Рис в Японии выращивают испокон веков. В любом уголке страны можно полюбоваться пейзажем рисового поля, усеянного светло-зелёными ростками риса. В старину картину дополняли крестьяне в широкополых шляпах и крестьянки с подвязанными подолами одежды, стоявшие по щиколотку в воде. Сейчас таких земледельцев можно увидеть только на маленьких частных полях, на больших же орудует техника. Вид рисового поля для японца всё равно, что пшеничного — для русского. Оно ласкает глаз и успокаивает душу.
В Японии сельскохозяйственным трудом занимается менее 5% населения, обеспечивая японцев около 86% овощей, 50% фруктов и 100% риса.
Считается, что рис пришёл на юг Японии через Юго-Восточную Азию, Корейский полуостров и Тайвань в эпоху Дзёмон (около 10 тыс. лет до н.э. — IV в. до н.э.) и Яёи (примерно IV в. до н.э. — III в. н.э.). Население Японии в то время занималось собирательством и охотой, передвигаясь по территории страны в поисках местности, наиболее богатой пищей. С появлением риса в образе жизни японцев произошли огромные изменения. Каждая семья осела на конкретной территории, так как могла взращивать рис и употреблять его в пищу, не передвигаясь с места на место в поисках всё новых и новых лесов, дающих пропитание. Вначале японцы ели неочищенный рис, поджаривая его на огне. В следующую эпоху они стали варить рис на пару. Затем, познав искусство очищения риса, японцы начали употреблять в пищу белый рис без шелухи.
За рисом требуется особый уход, это очень влаголюбивая культура. В хороший год за сезон успевают собрать по два урожая. Почву готовят к посевам, засаживая клевером или другими цветами, а затем заливают водой и засеивают рисовыми зёрнами. Перед тем как взойдут первые ростки, рисовые поля напоминают собой мелководные озерца. В их воде селятся лягушки, поэтому по ночам с полей доносится громкое мерное кваканье, дополняющее звуковую картину японской ночи. В прошлые века, когда ещё отсутствовали новейшие достижения техники, на полях работали вручную, поэтому сеятелям приходилось подолгу простаивать в холодной воде, изобилующей, помимо лягушек, пиявками. На ногах деревенских девушек всегда были рубцы, оставленные ими. Однако пиявки очищают организм человека, высасывая плохую кровь, поэтому, несмотря на внешнюю непривлекательность ног после такой вот терапии, вреда здоровью они не приносят, а даже наоборот.
Появляются первые всходы — и на поле устанавливают различные приспособления для отпугивания птиц, например, вертушки или круги из полотнищ, которые находятся в непрерывном движении. Нередко на границе поля ставится кукла какаси, напоминающая наше пугало, которая должна отпугивать вредителей. Такие куклы генетически связаны с куклами из обряда нингё:окури, широко распространённого в древней Японии и отправляемого в некоторых областях страны и поныне. Этот обряд представляет собой следующее: процессия совершает обход поля, неся куклы. Считается, что куклы как бы притягивают к себе вредных насекомых. Затем кукол либо сжигают за границей деревни, либо спускают вниз по течению близлежащей реки под песни и заклинания. Их провожают в последний путь, а вместе с ними — и вредных насекомых. Рядом с каждой деревней, в которой выращивают рис, а иногда и у самого поля, можно увидеть каменные изображения «богов поля» — хатакэ-но камисама, имеющих фаллическую форму и символику плодородия.
Японский рис по форме, цвету и вкусу разительно отличается от сортов, выращиваемых в Индии или России. Японское рисовое зёрнышко белоснежное и имеет овальную форму, но оно не тонкое и длинное, а объёмное и небольшое. При варке рис получается не рассыпчатым, что является классическим эпитетом для риса во всём мире, а, наоборот, клейким. Если бы в Японии изначально уродился другой сорт риса, вряд ли бы появились знаменитые суси и рисовые колобки о-нигири, ведь рис для них нужно именно слепить, что невозможно сделать, если он не клейкий. Тем не менее, при слепке зёрнышки не раскисают до кашеобразной массы, а соединяются друг с другом, сохраняя первоначальную форму. В России такой рис, к сожалению, не купить. Даже те сорта, которые обозначены пометкой «для суши», редко бывают идентичны настоящему японскому рису. Если же вы всё-таки решите приготовить суси в России, то лучше всего подойдут круглозёрный рис «Краснодарский» или рис «Для суши».
В Японии рис очень дорого стоит, около 500 йен за килограмм. И это самый дешёвый сорт. В Стране восходящего солнца говорят, что основа хорошего стола — рис, поэтому японцы никогда не экономят на его покупке и приобретают самые качественные сорта. В Японии рис обычно продают в упаковках от двух килограммов. Обычному японцу такого количества едва ли хватит на неделю, ведь рис дополняет каждый приём пищи. Существуют лавки, где рис продают на развес, иногда даже неочищенным, что полезно для здоровья. На упаковках обычно написано, где он выращен, какого месяца урожай и его свойства. Если японцу полюбится какой-то один сорт риса, выращиваемый, например, на острове Сикоку, то он навсегда останется ему верен. Наибольшей популярностью по всей Японии пользуются сорта риса, выращиваемые в префектуре Ниигата, так называемом «рисовом месте» страны. Один из них — сорт косихикари.
Несмотря на то, что рис выращивается по всей стране, из-за горного ландшафта Японии посевные площади всё равно остаются небольшими, составляя лишь около 13% имеющейся земли. Поэтому неурожайные годы, когда среднегодовая температура слишком низкая, и буйствуют тайфуны, оборачиваются продовольственным кризисом. В такие годы рис ввозится из Таиланда и Индии, но он совсем другой по вкусу и непригоден для приготовления японских блюд. В урожайные годы тайский рис можно купить только в магазинах, торгующих импортными продуктами, типа всеяпонской сети Yamaya, кстати, славящейся своей дешевизной и богатым ассортиментом зарубежных вин, и дорогого Meijiya. Японцы говорят, что тайский рис откровенно невкусен, если его есть в чистом виде, без приправ и добавок, что является основным способом употребления риса в Японии, а не готовить из него пирафу (плов) или тя:хан (жареный с мясом или креветками, яйцами и овощами рис по-китайски). В неурожайные годы цены на японский рис невероятно подскакивают, и хотя ввозимый тайский рис гораздо дешевле японского, японцы простаивают долгие очереди и переплачивают, только чтобы приобрести японский. Когда японцы отправляются за границу, многие берут с собой родной рис. Поначалу это удивляет, ведь этот продукт легко купить в любой стране, но, когда сам привыкаешь к японскому рису и начинаешь отличать его вкусовые качества от других сортов, понимаешь японцев. Японский рис сам по себе обладает насыщенным ароматом и сладковатым вкусом, и его можно с удовольствием есть как самостоятельное блюдо, а не в качестве гарнира, что немыслимо, например, с нашими сортами риса.
Как русский человек иной раз не может съесть супа без хлеба, так и японец после обеда без риса порою всё равно чувствует себя голодным. К рису относятся с огромным уважением. В России нельзя выкидывать хлеб, в Японии — оставлять рис недоеденным до последнего зёрнышка. Здесь незаменимы японские палочки для еды, хаси (в женской речи — о-хаси), ведь только с их помощью можно захватить одну маленькую рисинку. Недоесть рис — неуважительно по отношению как к самому рису, так и к хозяину стола.
Ежегодно 23 ноября в Японии отмечается День благодарности труду, произошедший от древнего праздника Ниинамэсай, во время которого рис нового урожая подносился божествам и первый раз в году вкушался императором.
Рисовые плантации в Японии
Рис – культовое для Японии растение! Эта злаковая культура является одной из основных составляющих рациона населения Страны Восходящего Солнца.
Выращивают ли рис в Японии?
Несмотря на большую плотность населения и всеобщую урбанизацию, японцы научились рационально использовать свою землю, оставив достаточно места для выращивания сельскохозяйственных культур, среди которых важнейшую роль занимает рис.
В Японии эту злаковую культуру выращивают уже около 3 тысяч лет. Считается, что рис появился на островах вместе с переселенцами, которые перебрались сюда через море из Юго-Восточной Азии, Кореи и Тайваня.
Поскольку, Япония – это, преимущественно, горная страна, посевные площади риса здесь невелики. Несмотря на это, Япония уже давно перешла на 100-процентное обеспечение внутренних потребностей рисом и лишь в самые неурожайные годы японцы вынуждены импортировать злак из-за границы. Привозной рис ценится здесь гораздо ниже, нежели местный. Обусловлено это тем, что японцы считают свой собственный рис лучшим в мире и стараются готовить только из местного злака.
Традиционный клейкий японский рис, в отличие от других сортов, имеет особые свойства. При варке его зерна не развариваются, а сохраняют свою изначальную форму, при этом, выделяют клейкое вещество. Именно оно и позволяет делать такие всемирно известные японские блюда, как онигири и суши.
Основные районы выращивания риса в Японии
Вообще, в Стране Восходящего Солнца главную злаковую культуру Востока возделывают повсеместно — от прохладного Хоккайдо на севере до субтропической Окинавы на юге.
Основные районы, в которых выращивают рис в Японии в значительных масштабах, расположены, преимущественно на севере острова Хонсю и на острове Хоккайдо. Учитывая особенности здешнего климата, для этих районов в свое время были выведены особые холодоустойчивые сорта риса с высокой урожайностью.
Одной из главных рисовых житниц в Японии является префектура Ниигата на западной стороне острова Хонсю. Здесь выращивают один из самых любимых в стране сортов риса — косихикари
Картины на рисовых полях в Японии
Каждый год в префектуре Аомори (Aomori) происходит удивительное событие, привлекающие к себе внимание прессы и тысяч любопытных туристов, которые съезжаются в район японского городка Инакадате, жители которого создают грандиозные рисунки на… рисовых полях.
Да-да, вы не ослышались – именно рисунки на самых настоящих рисовых полях. Эта традиция зародилась в Инакадате в 1993 году и с тех пор стала одним из главных событий в культурной жизни Японии. Ежегодно полюбоваться необычных симбиозом сельского хозяйства и живописи в этом маленький поселок приезжают около 200 тысяч туристов.
Поселок Inakadate расположен на острове Хонсю, в 690 километрах к северу от Токио.
Принцип создания «рисовых картин» очень простой: для выделения тех или иных элементов картины используются разные сорта риса, которые, при наблюдении издалека имеют разный оттенок. К примеру, зерна обычного желтого риса на расстоянии смотрятся светло-зелеными, а бурый рис приобретает почти черный оттенок. Этот контраст между оттенками разных сортов японского риса и позволяет создавать настоящие произведения искусства. «Заготовки» для будущих шедевров начинают делать еще в апреле, когда местные крестьяне собираются для обсуждения тематик очередных картин.
Рассматривать рисовые картины следует с возвышения, расположенного на удалении от полей. Наиболее состоятельные путешественники арендуют для этого вертолет или воздушный шар
Увидеть рисовые поля в Инакадате (Япония) можно ежегодно, после того, как посеянный весной злак прорастет. Обычно, это происходит в июне. Затем, по мере созревания риса, картины увеличиваются в объеме и становятся более «монументальными». Особенно зрелищно произведения японских крестьян смотрятся в конце августа и сентябре.
Тематика художеств может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии японских рисоводов. Довольно часто на полях изображают традиционных японских героев, а также мультипликационных персонажей.
В последние годы созданием рисовых картин на полях начали заниматься и в других районах Японии. Так, главным конкурентом Инакадате в этом деле является деревня Йонезава (Yonezawa) в префектуре Ямагата.
natner
natner
Японцы сажают рис, берегут природу и дружат с животными.
В настоящее время на Сикоку, да, наверное, и во всех сельскохозяйственных районах Японии, наступила очень «горячая» пора! Потому что для японцев наступление лета – это не отдых, а наоборот – пора напряженного труда на земле. Они убирают урожай пшеницы и сажают рис.
В Японии очень много аграрных районов, и период сбора старого урожай и посадки нового приходится на разное время – с начала мая по конец июня. На Сикоку – это середина и конец июня. Общеизвестно, что рис – это основной продукт для жителей Страны Восходящего Солнца. Риса сажают очень много. Только на Сикоку собирают примерно около 290 000 тонн каждый год. Пшеницы выращивают гораздо меньше. Например, на том же Сикоку собирают в год около 4300 тонн. Пшеница была посажена еще в ноябре-декабре прошлого года, сразу же после сбора предыдущего урожая риса.
На Сикоку очень мягкий теплый климат, даже зимой температура не опускается ниже нуля, до середины января достаточно тепло: от +7, 8 до + 15, 17, потом, правда наступает холодный период, когда температура иногда опускается до +2. 3, и может выпасть снег, как, например, было в этом году. Но снег быстро тает, а холодный период заканчивается с приходом весны.
Поэтому урожай здесь снимают по нескольку раз в год, и фермеры почти все время при деле. Да и не только фермеры. Много японцев, включая и городских жителей, которые состоят на государственной службе, или работают в фирмах, имеют рисовое поле, которое обрабатывают сами или совместно с родственниками. Так же как делали это их мамы и папы. Поля, как правило, передаются по наследству от родителей, дедушек и бабушек. Ведь еще до недавнего времени это считалось очень важным и почетным делом.
Ведь вся синтоистская религия, а, следовательно, и японская жизнь, традиции и обычаи, фольклор, тесным образом связаны с рисовым полем. Выращивание риса является еще и элементом воспитания. В детских садиках детей водят на рисовые поля и рассказывают легенды, связанные с выращиванием риса. В младших школах детей учат сажать, ухаживать и убирать рис, причем без использования техники, а вручную, как это было принято издавна.
Нынешнее молодое поколение не очень хочет заниматься трудом на земле, поэтому некоторые продают свои земли или строят на них дома. Но люди среднего и старшего поколения остаются верны традициям.
Поля для риса не очень большие, и фермеры обычно имеют несколько полей, но обрабатывают в один сезон не все. Количество обрабатываемых угодий регулируется государством. Больше, чем разрешено, посадить нельзя, иначе цены на рис упадут, и произойдет сбой в экономике. А все японцы очень законопослушны.
Все поля ограждены бетонными бортиками и к каждому подведена вода.
Перед тем, как сажать ростки риса, поля заливают водой и дают хорошо намокнуть, настояться несколько дней. Ростки заранее проращивают в специальных ящичках.
Затем начинают тщательно перепахивать его вместе с водой, превращая в земляную кашу.
Используют для этой цели маленькие тракторы, которые двигаются в этой жиже довольно быстро. После того как поле хорошо перепахано, специальной насадкой разглаживают и делают поверхность ровной. А потом туда сажают ростки риса, используя другой трактор – на тонких железных колесах. Все происходит довольно быстро.
Для японцев это очень важное время, все торопятся посадить рис вовремя. Поэтому даже по ночам слышен шум работающих машин – многие трудятся при свете фар. Почему же так спешат посадить рис? Да потому что в конце июня обычно начинается сезон проливных дождей, и не нужно будет тратить на поля драгоценную воду. А ростки риса еще долго должны расти, покрытые водой.
Японцы вообще очень бережно относятся в воде как части природы. А у нас в городе Сайдзё – особенно. Дело в том, что вода города Сайдзё (о. Сикоку) – это родниковая вода, из подземных источников грунтовых вод. Таких известных источников в Японии всего 100 в разных местах. Вода в таких источниках должна соответствовать многим критериям. Быть безопасной для здоровья, полезной, мягкой и самое главное – вкусной! А вода города Сайдзё была признана на дегустационном совете, проходившем в префектуре Гифу, самой вкусной в Японии в 1995-1996 годах! Поэтому стремление защищать и оберегать водную среду – это одна из национальных идей.
Сикоку издавна является аграрным районом Японии, и люди используют для производства сельскохозяйственных культур буквально каждый кусочек земли. А ее не так уж много, поскольку здесь горный ландшафт.
На Сикоку находится самая высокая гора западной части Японии – Исизучи, при хорошей погоде она видна даже с острова Кюсю. Это одна из 7 святых и самых высоких (1982 м) гор Японии (наряду с известными горами Хакусан, Татэяма, Фудзи, Даирейзан, Сякодакэ, Дайзэн ), которую окружают многочисленные горные цепи.
Поэтому для того, чтобы создать поля для возделывания риса, срезают ступенчато невысокие горы. Люди берегут свою землю и окружающие ее окрестности. Постоянно облагораживают ландшафт: обкашивают склоны и высаживают там цветы, убирают мусор, чистят канавы для стока воды, даже моют колеса трактора после того как выезжают из грязного поля на асфальтовые дороги. А других дорог в Японии просто нет, даже самых удаленных деревнях. Иногда поля, обрабатываемые не одно десятилетие и находившееся первоначально на окраине города, оказываются в его центре. Потому что города растут год от года. Иногда странно видеть около огромного гипермаркета рисовое или пшеничное поле.
Иногда они выходят из леса к человеческому жилью. А на лесных дорогах Сикоку можно встретить выскочивших обезьян, перебегающих дорогу.
Благодаря такому отношению населения к животным, последние совсем не боятся ни людей, ни техники!
Цапли буквально вплотную ходят за тракторами как привязанные и выхватывают себе добычу из-под колес, сидят на перилах мостов, через которые проходят автотрассы. И нисколько не пугаются проезжающих мимо них большегрузных машин, раскачиваясь от потока воздуха. Например, в центре города, где я живу, вокруг высшей школы расположен канал, по берегам которого бродят аисты и цапли, не обращая внимания на людей, и их тоже никто не трогает. А в канале водятся огромные карпы, которых кормят дети. Рыбы иногда чуть ли не выпрыгивают из воды, чтобы откусить кусок булки.
Под крышами очень многих домов, включая и мой, ласточки вьют гнезда, и мы с интересом наблюдаем процессы высиживания, кормления, воспитания птенцов, их первые вылеты из гнезда. Дикие голуби и воробьи тоже вьют гнезда рядом с жильем человека или под крышей домов. Над полями и дорогами кружат орлы, живущие в горах.
С началом дождливого сезона уснуть просто невозможно! На залитых водой полях селятся лягушки и начинают орать и завывать на разные голоса как ненормальные. Кстати, такого разнообразия земноводных я не видела нигде! Лягушки маленькие зеленые, сидящие на вертикальной поверхности, коричневые, серые, бурые, огромные пятнистые, величиной с мужскую туфлю, которые еще и надуваются, когда орут!
Поскольку много стоячей воды на полях, то разводится множество комаров и мошки, их поедают птицы, то и дело порхающие над полями и те же лягушки. Лягушек кушают ужи, которых тоже немало вокруг рисовых полей, а ими, как и бедными лягушками с удовольствием лакомятся аисты и цапли, важно расхаживающие по воде между кустиков риса.
Так что для животных сезон дождей – счастливая пора. Чего нельзя сказать о людях! В воздухе постоянно парит, ни ветерка и периодически идет дождь: то сильнее, то слабее, такое ощущение, что находишься в сауне. А после сезона дождей наступает настоящая жара! Но основные полевые работы уже закончены!