как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § Национальная и религиозная политика Николая I Этнокультурный облик страны

Стр. 80. Каково было положение разных народов и конфессий в Российской империи в период правления Николая I?

В период правления Николая I поменялось положение польского народа. Восстание в Царстве Польском в 1830-1831 гг. привело к отмене в 1832 г. конституции 1815 г. Царство Польское было провозглашено частью Российской империи, однако сохранялась административная автономия. Однако поляки лишились своих сейма и армии. Положение народов Финляндии не изменилось, она пользовалась значительной автономией. Особое управление было введено в пограничном Западном крае, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы. На положение евреев влияло Положение 1835 г., которое регулировало вопросы быта и управления еврейского населения. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев. В первой половине XIX в. продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. Движение старообрядцев переживало внутренний раскол. Николай I запретил им принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Продолжалась политика государства, направленная на воссоединение униатов с православной церковью. По указу 1839 г. униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединенными с Русской православной церковью, что было встречено упорным сопротивлением униатских священников и их паствы.

Стр. 86. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каковы были причины и последствия польского восстания?

Революция во Франции в 1830 г., развитие национально-освободительных движений в Европе подогревали подобные настроения в Царстве Польском. Представители высшего польского дворянства мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1815 г. не удовлетворило польскую оппозицию. Кроме того, Николай I предпринял ряд мер по усилению контроля за Царством Польским, в результате которых была создана тайная полиция, усилился контроль за печатью, производились аресты и ссылки оппозиционных депутатов сейма. Наместник Царства Польского, великий князь Константин Николаевич стал все чаще действовать в обход сейма. В 1830 г. возникла угроза мобилизации польского населения на подавление революции во Франции, что стало поводом для восстания.

2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В правление Николая I сейм Великого княжества Финляндского практически не созывался. В 1826 г. Николай I учредил должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского, который имел право личного доклада императору, на которую назначались в основном уроженцы Финляндии.

В Прибалтике благодаря аграрной реформе, проведенной при Александре I, произошли экономические перемены. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи. Его наиболее крупными центрами стали города Рига, Ревель, Вильно.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

На украинских губерниях Юго-Западного края было образовано Киевского генерал-губернаторства. На протяжении первой половины XIX в. территории края развивались в экономическом и культурном отношении. Еще в начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. С 1825 по 1850 гг. в украинских губерниях увеличилось число промышленных предприятий с 649 до 1655. На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. – Харьковский, а в 1834 г. – Киевский (университет Святого Владимира). С 1846 по 1847 гг. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество – тайная политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права, создание республики. Движение было разгромлено, один из ее активных участников Т. Г. Шевченко был отдан в солдаты.

4. Каковы были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В 1827 г. был отменен денежный налог, который уплачивали евреи, введен рекрутский набор. Разрешалось заменить рекрута, но не деньгами, как ранее, а отдавая в рекруты мальчика – в специально создаваемые солдатские «школы кантонистов». Однако это не был обязательный призыв. Правительство проводило политику ассимиляции евреев. Николай I продолжил попытки переселить часть еврейского населения в Сибирь для приобщения его к земледелию и освоению сибирских земель. Однако инициативы правительства не имели благотворного результата.

Стр. 86. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Подчинение униатской церкви непосредственно Синоду говорило о намерении властей полностью подчинить себе униатов и соединить их с православной церковью.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

1) В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Англия, что не могло не беспокоить российское правительство.

2) Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедших под власть России, что вынуждало принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнет к завоеванию Средней Азии.

3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

Это было связано с тем, что эти земли были населены поляками, прибалтами, украинцами, которые стремились получить национальную автономию. К тому же приграничные регионы были важны с точки зрения безопасности западных границ Российской империи, что вынуждало вводить там особое управление.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830 – 1831 гг.

4 декабря 1830 г. – формирование Временного правительства из 7 членов.

5 декабря 1830 г. – Гжегош Юзеф Хлопицкий провозгласил себя диктатором.

25 января 1831 г. – принятие Польским сеймом акта о низложении Николая и запрете представителям династии Романовых занимать польский престол.

5-6 февраля 1831 г. – вступление главных сил русской армии в пределы Царства Польского.

14 февраля 1831 г. – сражение при Сточеке. Победа поляков.

19 февраля 1831 г. – первая битва при Грохове.

25 февраля 1831 г. – основное сражение при Грохове.

Март-апрель 1831 г. – удачное контрнаступление поляков под Варшавой.

14 мая 1831 г. – сражение при Остроленке.

20 июня 1831 г. – восстание в Варшаве.

19 августа – 8 сентября 1831 г. – осада Варшавы.

8 октября 1831 г. – взятие Модлина.

21 октября 1831 г. – взятие Замостья. Окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть фото как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Смотреть картинку как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Картинка про как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду. Фото как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

В Киевском Императорском университете Святого Владимира наиболее полно были представлены гуманитарные науки. Изначально существовали философский факультет с двумя отделениями (историко-филологическое и физико-математическое) и юридический факультет. В университет было развито светское направление изучения истории Церкви.

Источник

Национальная и религиозная политика Николая I.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Вопросы к Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?
2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась.

В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель.

Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.
3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения.

В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримрер, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;

5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провогласил себя диктатором;

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;

20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;

15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;

19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;

6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;

8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;

21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.

5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Текст: сведения об авторе

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно.

Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

Национальная к религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны.

Источник

Как думаете о чем говорит подчинение униатской церкви непосредственно синоду

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016-2020

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

— Узкая социальная база. Консервативное направления в виде чётко сформулированное концепции «Православие. Самодержавие. Народность» и то поддерживалось только относительно узким кругом публицистов и небольшой частью чиновничества, большинство же населения просто верило в царя-батюшку и выполняла предписания официальных властей. Об оппозиционных течения и говорить нечего. Из-за этого общественное движение не была важной частью жизнью общества в целом.

— Отсутствие реальных действий. Радикалы, ратовавшие за революцию и то не шли дальше призывов. Отчасти это вытекает из предыдущей особенности: узкой социальной базы.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Обьясните суть теории официальной народности.

Теория официальной народности лучше всего выражена в триаде «православие, самодержавие, народность», что предполагает нравственное и духовное государство на основе православия с самодержавием как лучшей формой правления, а также единством народа внутри себя и с самодержцем (народностью).

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

Важнейшие идеи западников:

— у всех стран мира единый путь развития, просто европейские страны продвинулись по нему дальше, а Россия отстала;

— восхваление реформ Петра I, который вывел Россию из застоя на европейский путь развития;

— требование ввести парламент для ограничения власти монарха;

— требование отмены крепостного права и разрушения сельской общины.

Важнейшие идеи славянофилов:

— у России собственный путь развития, отличный от западного, потому она не должна ориентироваться на Европу;

— осуждение реформ Петра I, которые отдалили Россию от истинного пути развития, ввели деспотию и крепостничество;

— требование возобновить сбор Земских соборов, но не для ограничения власти монарха, а ради лучшей его связи с народом;

— требование отменить крепостное право, но с сохранением сельской общины как основы истинно русской жизни.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов?

— западники считали, что Россия должна следовать западному пути развития, славянофилы – своему собственному;

— потому западники превозносили реформы Петра I, славянофилы – осуждали;

— по мнению западников народное представительство в России должно ограничивать власть монарха, по мнению славянофилов – улучшать связь монарха с народом, но не ограничивать власть;

— западники считали сельскую общину пережитком феодализма и предлагали от неё избавиться, славянофилы видели в общине основу истино русской жизнь и стояли за её сохранение.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

Главной идеей было построение общества равных – социализма. Построить его предлагалось с помощью революции. Но представления о социализме у разных мыслителей были разными (как и в Европе в то время), единого социалистического учения до марксизма не существовало.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно».

Это означает, что и те, и другие искренне хотели блага для России, при этом оба течения были либеральными, потому использовали похожие методы, их представители одинаково сердечно относились к своему делу. Многие деятели разных течений изначально дружили друг с другом и порвали исключительно из-за разности взглядов. Но при этом западники ориентировались на Европу, а славянофилы – на допетровскую Россию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в.

Тимофей Николаевич Грановский прожил всего 42 года и умер в 1855 году, не успев увидеть долгожданные им реформы по образцу европейской модернизации.

Грановский получил образование вначале в Московском университете, а потом в Берлинском. Живой ум и любознательность сделали его отличным учёным, заложившим начало русской медиевистики (науки об истории Средних веков). Он также был ярким лектором. Другие преподаватели продолжали натурально читать собственные диссертации или монографии своих коллег. В средневековье именно это и подразумевалось под лекцией («лекция» в переводе с латыни – «чтение»), но времена уже изменились. Грановский всегда говорил от себя, постоянно вбрасывая в аудиторию новые идеи, результаты своих изысканий. На его публичные лекции собирались не только студенты всего университета, но и просто интересующиеся люди – аудитория оказывалась настолько заполненной, что профессору сложно было пройти на кафедру, потому что даже на полу сидели плотными рядами.

Грановский был западником. Он считал, что Россия должна пойти по европейскому пути развития, который он отлично знал и понимал. Как медиевист он находил в государственном строе и быте родины многое из европейского средневековья. Он знал, как всё это было преодолено на Западе и считал, что те же меры следует принять и в России.

Тимофей Николаевич был ярким явлением своего времени. Его можно считать представителем первых поколений русской интеллигенции. Он считал себя обязанным заботиться о благе отечества и пытался выбрать его путь не потому, что был дворянином (а происхождение у него было действительно дворянское), а потому, что имел для этого образование и пониманием.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Чем радикальные кружки 1830–1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов?

Бросается в глаза, прежде всего, то различие, что декабристы подняли восстание, а кружки следующих двух десятилетий не пошли дальше разговоров. Но важнее было другое. Декабристы в основном были офицерами, многие из них – героями Отечественной войны, достойнейшими людьми своего поколения. И даже те, что не носил мундиров, были дворянами. В то же время многие общественные деятели 1830-1840-х годов происходили не из дворян, часть были даже сыновьями крепостных. Большинство из них выдвинулись благодаря своей преподавательской или общественной деятельности (прежде всего, публицистике). То есть если декабризм был движением дворянским, то в следующие десятилетия на первый план вышла интеллигенция, в которой выходцы из дворянства были всего лишь органической частью; причём даже они были в первую очередь интеллигентами, а потом уже дворянами.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский.

Петрашевцы занимались диспутами о будущем России и пропагандой своих идей устной и письменной. При этом сами эти идеи у разных представителей кружка не были одинаковыми. Некоторые склонялись к социализму утопического толка, но не все товарищи разделяли их взгляды.

Фёдор Михайлович Достоевский как и большинство других петрашевцев был осуждён не за сами социалистические идеи, а за чтение письма Белинского к Гоголю и за то, что не донёс на других читавших. Тем не менее этого хватило, чтобы приговорить писателя к смерти, чтобы потом в самый последний момент, когда осуждённые стояли перед расстрельной командой, заменить казнь каторгой, как и другим осуждённым.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830-1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной о условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.

Позиции всех течений были во многом утопичны, но наименее незбыточными были надежды западников. В последующие полтора века Россия не раз шла по пути западных стран и часто это приводило к очередному витку развития (во второй половине XIX века, в конце ХХ). Между тем позиция консерваторов потерпела поражение уже в Крымскую войну. Славянофилы представляли себе идеализированную Россию, которой никогда не было в реальности и которую они не смогли бы построить. Социалистов так и называют утопистами – слишком нереалистичны были их идеи.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

Вопрос для работы с текстом параграфа 1. В чём состояли причины обострения польского вопроса в 1830 г?

— многих вельмож Польши не устраивало ничего, кроме восстановления независимости;

— Николай I ввёл в Царстве Польском тайную полицию;

— он усилил контроль над печатью;

— полномочия сейма оказались ограниченными;

— наместник Константин Павлович всё чаще стал действовать в обход сейма;

— аресту подвергся целый ряд оппозиционно настроенных депутатов сейма;

— в 1830 году в Европе наблюдался общий подъём революционных настроений (новые режимы победили во Франции и Бельгии);

— в рамках Священного союза Россия собиралась послать войска на подавление революции во Франции, которой в Польше симпатизировали;

— среди посланных на подавление восстания войск могли оказаться и собственно польские части.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие перемены произошли при Николае I в Финляндии и Прибалтике?

В Финляндии формально всё осталось по-прежнему. Однако сейм почти не созывался. Тем не менее автономия, влючая собственное законодательство и назначение на все посты местных уроженцев, сохранялась. В Прибалтике автономии не было, но ситуация была схожей – немцы служили по всей империи, тем более являлись чиновниками у себя на родине. Кроме того, ранее проведённая там крестьянская реформа (освобождение крестьян без земли) способствовали развитию промышленности в этих губерниях.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Что было характерно для экономического развития и общественного движения на Украине?

Для экономического развития Юго-Западного края (позже Киевского генерал-губернаторства) было характерно бурное развитие промышленности в основном за счёт богатых залежей угля в Донбасе и Крыворожье, благодаря чему развивались, прежде всего, металообрабатывающие предприятия.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Каковь были основные тенденции политики власти по отношению к еврейскому населению в составе Российской империи?

В целом сохранялась автономность еврейского населения и угнетённость его в виде черты оседлости (не считая бытового антисемитизма). Одновременно усилились попытки ассимиляции евреев через введения и среди них рекрутских наборов (что вело к неизбежному крещению) и попытки переселения части их в Сибирь для сельскохозяйственного освоения тамошних земель. Обе инициативы имели лишь незначительный успех. Сохранялись особые законы для евреев. Это касается той же черты оседлости. Кроме того, даже рекрутских набор для них имел свои особенности: было даровано право заменять рекрутов на мальчиков, потому община отдавала сирот и детей из неблагополучных семей, сохраняя более ценных со своей точки зрения членов.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как вы думаете, о чём говорит подчинение униатской церкви непосредственно Синоду?

Такое подчинение недвусмысленно показало намерение официальных властей подчинить себе униатскую церковь и стало предтечей полного насильственного соединения с православной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Назовите и охарактеризуйте причины, которые способствовали проникновению России в Среднюю Азию.

— Российская империя всегда стремилась к расширению своих территорий;

— приграничные с Россией степные земли сильно отставали в развитии, их пытались подчинить многие соседи – Санкт-Петербург не хотел им уступать;

— в регионе стало всё активнее чувствоваться английское влияние, которому Россия решила противостоять;

— Россия нуждалась в ресурсах региона, прежде всего – хлопке.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Объясните, почему правительство наделяло особым административным статусом те территории, которые имели приграничное расположение.

От стабильности в таких землях напрямую зависела безопасность империи, ведь в случае внешней войны поддержка местным населением той или иной стороны могла сыграть значительную роль. Потому в некоторых таких областях (например, в Финляндии) правительство даровало больше свобод, чем в остальной империи, надеясь таким образом завоевать расположение населения. В других наоборот вело себя жёстче, чем на исконных русских землях (напримре, в Польше); в таких случаях оно не надеялось на любовь, но рассчитывало, что предпринятые меры не дадут поднять восстание несмотря ни на чьи стремления.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Составьте в тетради хронологию основных событий Польского восстания 1830-1831 гг.

4 декабря 1830 года – формирование временного правительства;

5 декабря 1830 года – Иосиф Григорий Хлопицкий провогласил себя диктатором;

25 января 1831 года – провал переговоров с Николаем I, сейм провозгласил его низложенным с поста правителя Царства Польского;

конец января 1831 года – Иосиф Хлопицкий лишён своих полномочий за то, что ратовал за компромисс с царём, отказался и от командования войсками, пойдя воевать строевым офицером;

25 февраля 1831 года – битва при Грохове, которая закончилась ничьей и большими потерями с обеих сторон;

март-апрель 1831 года – удачное контрнаступление поляков на Висле;

14 мая 1831 года – сражение под Остроленкой, разгром повстанцев;

20 июня 1831 года – восстание в Варшаве;

15 августа 1831 года – новое восстание в Варшаве, кризис власти в лагере восставших;

19 августа 1831 года – начало осады Варшавы;

6-7 сентября 1831 года – штурм Варшавы и её падение;

8 октября 1831 года – капитуляция Модлина;

21 октября 1831 года – капитуляция Замостья и окончание восстания.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Используя дополнительные материалы, сравните уклад жизни финнов и украинцев в середине XIX в. Сделайте презентацию, иллюстрирующую основные черты сходства и различия.

Название: Сравнение укладов жизни финнов и украинцев в середине XIX века

Текст: сведения об авторе

Изображение с подписью: карта Российской империи с выделенными территориями Великого княжества Финляндского и Киевского генерал-губернаторства

Текст: Для сравнения укладов жизни этих народов стоит обратиться к этнографическим материалам: большая их часть собиралась как раз в середине и во второй половине XIX века.

Изображение с подписью 1: Традиционное финское жилище

Изображение с подписью 2: Традиционное украинское жилище

Текст: Традиционное жилище финнов – деревянная постройка, обмазанная глиной. Изначально крыша покрывалась дёрном, но в середине XIX века его часто заменяла черепица, реже – солома. Украинские мазанки также покрывали глиной. Но разница была в толщине стен (из-за климата).

Изображение с подписью 1: финский хутор

Изображение с подписью 2: украинская деревня

Текст: Главное отличие состоит не в конструкции дома. Украинцы селились обычно большими деревнями, где дворы плотно примыкали друг другу, разделённые плетнями. Финны же обычно жили хуторами, отделёнными друг от друга большими пространствами. И даже на одном хуторе дома стояли в отдалении друг от друга.

Изображение с подписью 1: украинские сани, запряжённые лошадью

Изображение с подписью 2: финская оленья упряжка

Текст: Финны как северный народ традиционно использовали оленьи упряжки или лыжи. Украинцы впрягали лошадей зимой в сани, летом – в телеги. Финны же летом в краю с густыми лесами и плохими дорогами, но широкими реками и глубокими озёрами предпочитали передвигаться на лодках. Сохранились лодки на 16-20 пар вёсел, на которой могли плыть до 100 человек.

Изображение с подписью 1: финн в традиционном костюме

Изображение с подписью 2: украинец в традиционном костюме

Текст: Одежда простого народа в Финляндии и Украине была похожей: лапти, штаны и рубаха (у женщин длинная – платье). Похожая была и других соседних народов. Наибольшее отличие – в орнаменте, который покрывал ворот и окончания рукавов, а также в головных уборах.

Изображение с подписью: традиционный украинский борщ

Текст: Традиционная украинская кухня использует довольно большое количество зелени и овощей, которые в изобилии произратают на этих землях благодаря тёплому климату. Конечно, в дело идут и мясные продукты (включая знаменитое сало), но на столе простого народа они были скорее частью праздника праздничными, чем повседневного быта.

Изображение с подписью 1: финский традиционный пирог калакукко в разрезе

Текст: В финской кухне гораздо меньше овощей, потому что в северном климате их сложнее вырастить, однако гораздо больше рыбы, прежде всего, речной. Причём рыба часто сочетается с мясом или салом (как в пироге калакукко). При этом при правильном приготовлении рыба приобретает вкус сала. Так финны отбивали вкус надоедавшей рыбы и создавали у гостей иллюзию, что они едят в основном дефицитную для крестьян свинину.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Изучите дополнительные материалы, посвященные истории Киевского университета (университет Святого Владимира). Определите, какие направления обучения в нём были представлены наиболее полно.

Наиболее полно там были представлены гуманитарные науки. Технические изначально вообще не изучались. Только позже из философского факультете был выделен физико-математический. Это не удивительно. Именно в Киеве видели колыбель русского православия, потому именно богословию и правильной с точки зрения официальных властей философии здесь уделяли наибольшее внимание. Технические и инженерные же специальности были сосредоточены в Санкт-Петербурге и Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *