как доказать что почка является зачаточным побегом
Как доказать что почка является зачаточным побегом?
Почка является зачаточным побегом.
Побег это стебель с расположенными на нем почками, листьями и цветами (соцветиями)
На разрезе почки видно конус нарастания, зачаточные листья (если почка вегетативная) или цветы (соцветия, если почка генеративная). Между зачаточными листьями видно зачаточные почки.
Если поставить ветку в воду, что через некоторое время можно наблюдать, как из почки разовьется побег.
Слепо замкнутая пищеварительная система присуща Кишечнополостным. Слепо замкнутую пищеварительную систему имеют гидра, медузы, полипы. Она устроена просто: ротовое отверстие и кишечная полость. Непереваренные остатки пищи выходят наружу через рот. Строение этой системы связано со способом их питания. Все они являются хищниками. Они охотятся с помощью щупальцев, на которых находятся стрекательные клетки. Стрекательная впивается в тело добычи, парализуя её. Хищник заглатывает парализованную жертву и переваривает. Непереваренные остатки выбрасываются через рот Кишечнополостным животным.
Побег и почка
Урок 8. Биология. Сложные вопросы. Ботаника
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Побег и почка»
Побег – это надземная часть растения. Побег входит в число главных вегетативных органов растения. Он состоит из стебля и расположенных на нём уплощённых боковых органов (листьев) и почек.
Почка – это зачаток молодого побега. Побег – это осевой орган, а это значит, что он имеет апикальную меристему, которая обеспечивает неограниченный рост в длину. Место, где лист прикрепляется к стеблю, называется узлом. Участок между двумя соседними узлами – междоузлием. Угол между стеблем и листом называется пазухой листа.
Узлы бывают открытые и закрытые. Если основание листа полностью окружает стебель, узел называется закрытым, если нет – открытым. Вспомним, что тело низших растений не разделено на органы и называется слоевищем. Для побега высших растений характерно метамерное строение, т. е. чередование одинаковых частей – метамеров. У высших растений примерами метамеров являются узлы и междоузлия в стебле, а также расположенные на этом участке листья и почки.
Многие растения (например, осина) обладают побегами двух типов. У таких растений одни побеги имеют длинные междоузлия и, соответственно, далеко отходящие друг от друга узлы. На этих побегах развиваются другие, с короткими междоузлиями. Побеги с длинными и короткими междоузлиями характерны и для яблони.
Рассмотрим, какие существуют типы побегов. В зависимости от выполняемой функции различают вегетативные и генеративные побеги. Вегетативные побеги осуществляют питание (синтез органических веществ из неорганических в результате фотосинтеза) и обмен веществ с окружающей средой. Они не имеют цветков. Генеративные побеги имеют цветки и обеспечивают размножение.
Побег растёт, и происходит его ветвление. Это приводит к формированию системы побегов. В результате ветвления фотосинтезирующая площадь растения увеличивается во много раз. Соответственно, растение образует больше органических веществ, необходимых для жизнедеятельности. У древесных растений образуется крона. Для разных видов растений характерны разные типы ветвления: дихотомическое, моноподиальное и симподиальное. Рассмотрим их.
При дихотомическом (или вильчатом) ветвлении верхушка главной оси побега делится на две точки роста, образуя два побега, каждый из которых, в свою очередь, образует ещё два побега. Если каждый из них развивается одинаково, такую дихотомию называют равной (изотомия). Если в большей степени развивается один из побегов, дихотомия называется неравной (анизотомией). При крайней выраженности анизотомии разница между дочерними побегами сильно заметна, прослеживается ось, которая находится не в выпрямленном, а в зигзагообразном положении. Этот тип ветвления называется дихоподием, он встречается у многих папоротникообразных. Дихотомическое ветвление – это самый примитивный тип ветвления, характерный для вымерших растений. Сейчас встречается у многих многоклеточных водорослей, плаунов и некоторых папоротников.
Моноподиальное ветвление (или моноподий) характеризуется длительным (часто в течение многих лет) верхушечным ростом оси первого порядка (моноподия), от которого отходят боковые оси второго порядка. У растений с моноподиальным типом строения побега верхушечная почка сохраняется на протяжении всей жизни побега. Боковые побеги закладываются под апексом. У них также происходит непрерывный верхушечный рост и моноподиальное ветвление, при котором последовательно образуются боковые ветви третьего, четвёртого и последующих порядков. Но скорость роста отходящих ветвей заметно меньше, чем рост моноподия. Моноподиальное ветвление широко распространено среди хвойных (ель и сосна), также встречается у древесных и травянистых покрытосеменных растений (например, клён, дуб, клевер и колокольчик).
Симподиальное ветвление (или симподий) происходит от моноподиального. При симподиальном ветвлении главная ось развивается недолго, а затем прекращает свой рост, но под её верхушкой трогается в рост боковая почка. Побег, который из неё вырастает, перерастает главную ось, сдвигает её в сторону и принимает её направление и внешний вид. Вскоре верхушечный рост этого побега также прекращается, и под конусом нарастания боковой почки развивается новый побег третьего порядка. Такое ветвление встречается у большинства покрытосеменных растений и особенно чётко выражено у древесных форм.
Существуют растения, которые не ветвятся (например, пальмы). Но при этом они сохраняют верхушечный рост.
Особой формой ветвления является кущение. Из почек, которые находятся на очень близко расположенных узлах у основания побега, формируются надземные боковые побеги. Кущение характерно для злаков.
В зависимости от механических свойств стебля, характера роста и расположения в пространстве выделяют несколько морфологических типов побегов. Прямостоячие побеги характерны, например, для берёзы, подсолнечника однолетнего и василька синего.
У приподнимающихся (восходящих) побегов нижняя часть стебля лежит на поверхности почвы, а верхняя поднимается вертикально (например, клевер луговой и сабельник болотный).
У стелющихся (лежачих) побегов стебли лежат на поверхности почвы, не образуя корней (лапчатка гусиная и клюква обыкновенная).
У ползучих побегов стебли стелются по земле и укореняются благодаря образованию в узлах придаточных корней (земляника, клевер белый, плаун и плющ). Плющ – это ползучий кустарник, цепляющийся своими придаточными корнями за стены и стволы деревьев.
Цепляющиеся (лазящие) побеги прикрепляются к опоре с помощью усиков (например, горох и огурец обыкновенный).
У вьющихся побегов тонкие стебли обвивают опору (вьюнок полевой и лианы).
Побег развивается из почки. Почка – это зачаточный побег с укороченными междоузлиями. Она обеспечивает верхушечный рост побега и его ветвление.
В зависимости от строения различают вегетативные и генеративные (цветочные) почки. Рассмотрим их продольный разрез. В обеих почках расположены зачаточный стебель и зачаточные листья. В их пазухах уже находятся зачатки пазушных почек следующего поколения. В генеративных почках, кроме стебля и листьев, находятся зачаточные цветки или соцветия. В вегетативной почке на верхушке зачаточного стебля находится конус нарастания, представляющий собой образовательную ткань. В генеративной почке конус нарастания отсутствует. Снаружи почки покрыты почечными чешуями. Они защищают зачаточные листья и конус нарастания от неблагоприятных условий окружающей среды (высоких и низких температур). Открытые почки лишены защитных чешуй. Почечные чешуи часто покрыты густым опушением и смолистыми веществами. Вегетативные и генеративные почки отличаются по внешнему виду. Генеративные почки имеют более крупные размеры, и они более округлы.
По расположению на стебле почки бывают боковые и верхушечные. Верхушечные почки находятся на верхушке побега и обеспечивают апикальный рост побега (рост в длину). Самую первую верхушечную почку можно обнаружить ещё в зародыше. Из боковых почек развиваются боковые побеги. Боковые почки бывают пазушными и придаточными. Если почки находятся в пазухах листьев, это пазушные почки. Их положение на стебле напрямую зависит от листорасположения. Если боковые почки закладываются вне пазухи на междоузлиях, а также на листьях и корнях, то это придаточные почки.
Рассмотрим несколько растений, у которых придаточные почки образуются на листьях. Такими почками размножается комнатное растение бриофиллюм. У бегоний придаточные почки развиваются из эпидермальных клеток, расположенных поблизости от перерезанных жилок листа. У некоторых растений (например, осины и малины) придаточные почки образуются на корнях. Из них развиваются надземные побеги, которые называются корневыми отпрысками. Они играют важную роль в вегетативном размножении растений.
Многие многолетние растения образуют спящие почки. Они могут оставаться нераскрытыми определённый промежуток времени, т. е. находиться в состоянии покоя. Спящие почки возникают как пазушные или придаточные почки, но не развиваются в побег. Сигналом для выхода спящей почки из состояния покоя является повреждение или снижение активности нормальных почек. Хорошо известно появление молодой поросли на пнях или на стволах деревьев после обрезки ветвей. У хвойных растений спящие почки образуются редко, поэтому на пнях ели или сосны не образуется молодая поросль.
По расположению почек на побегах, по их форме, величине и окраске, опушению можно даже зимой определить, какое дерево или кустарник перед нами. Вы уже знаете, что почки располагаются на стебле. Исключение составляет ольха: у неё почки сидят на ножках. По этому признаку, а также по серёжкам и шишечкам ольху легко отличить от других деревьев, даже до распускания листьев.
Тополь узнают по его клейким смолистым заострённым почкам, обладающим своеобразным приятным запахом. Почка ивы покрыта только одной чешуёй, которая напоминает колпачок. Продолговатые крупные почки рябины опушены и поэтому хорошо различимы от почек других деревьев. Почки черёмухи имеют приятный запах, а почки бузины, наоборот, имеют неприятный запах.
Весной почки растений набухают, образовательные клетки конуса нарастания начинают активно делиться, стебель трогается в рост, почечные чешуи раздвигаются и между ними появляются зелёные свёрнутые листочки молодого побега. Происходит рост листьев, в результате этого формируется побег. Из генеративных почек развиваются побеги с бутонами. Если побег развивается из почки в течение одного вегетационного периода, то его называют годичным побегом.
Побеги растут верхушкой, поэтому можно управлять их ростом и развитием. Если срезать верхушку молодого побега, то побег перестанет расти в длину, но у него начнут развиваться боковые побеги. В садах и парках каждый год подрезают деревья и кустарники, управляя их ростом. Подрезая побеги, садоводы придают деревьям и кустарникам необычные, красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие деревьев, урожайность и качество плодов.
Открытый урок по Биологии. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег
Тема учебного занятия: Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег.
Форма организации обучения: Классный урок.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Лабораторная работа.
Триединая цель урока: Изучить основные части побега, особенности их строения и функции; познакомиться с видоизменениями побега.
1. обучающие: Изучить основные части побега, особенности их строения и функции; познакомиться с видоизменениями побега.
2. развивающие: Продолжить формировать умение работать с натуральными объектами, доказывать соответствие строения частей побега выполняемыми функциями.
3. воспитывающие: Воспитать бережное отношение к природе.
работа с учебником;
работа с натуральными объектами;
рисунки учебника с изображением стебля, побегов, почек;
комнатные растения и гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями;
натуральные объекты (побеги тополя, клена, смородины);
таблицы «Типы корневых систем»;
12. Информационные источники:
Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Учреждений.– 8-ое изд., исправ. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил.
Биология.6-7 классы: Развернутое тематическое
планирование по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова / Сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 132 с.
Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.- сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2007.-256 с.
Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. / Сост. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
ВРЕМЯ
Приветствие. Определение отсутствующих. Организация внимания.
Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы после параграфов 6 рубрики «Проверьте свои знания».
Опрос учителем (устный).
Вопросы после параграфов 6 стр.
Подготовка к изучению нового материала.
Постановка проблемных вопросов (3).
Изучение нового материала
1. Побег, его основные части (стебель, листья, почка), их значение в жизни растений.
2. Стебель как составная часть побега и его функции.
3. Почка – зачаточный побег; разнообразие почек, их расположение на стебле.
Рассказ учителя, записи на доске и в тетради, работа с натуральными объектами, вопросы с обсуждением.
Доска, мел, рисунки учебника, натуральные объекты.
Работа с раздаточным материалом, с натуральными объектами, лабораторная работа.
Ответы на вопросы теста и ответы на вопросы рубрики, «Какие утверждения верны?»
Ответы на вопросы и утверждения, беседа.
Стр.38-40, окончить оформление лабораторной работы, ответить на вопросы 5-12 рубрики «Проверь свои знания» (устно), письменно подготовить ответ на вопрос: «Значение побега в жизни растения и для человека»
Запись на доске и объяснение учителя.
Доска, мел, слово учителя.
1). Приветствие. Определение отсутствующих. Организация внимания.
2). Домашнее задание. Форма контроля знаний – устный опрос.
3). Подготовка к изучению нового материала:
Подведя итоги по прошлой теме, можно переходить к сегодняшней.
Помимо корня к основным органам высшего растения относится еще и побег.
Зачем ежегодно обрезают декоративные кустарники?
Почему при выращивании томатов обычно удаляют боковые побеги?
Почему у огурцов, выращенных в теплице, при появлении пятого настоящего листа отщипывают верхушки?
На эти и другие вопросы вы сможете ответить сами, изучив тему «Побег».
ЦЕЛЬ нашего сегодняшнего урока:
Изучить основные части побега, особенности их строения и функции; познакомиться с видоизменениями побега.
Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь:
1. Побег, его основные части (стебель, листья, почка), их значение в жизни растений.
2. Стебель как составная часть побега и его функции.
3. Почка – зачаточный побег; разнообразие почек, их расположение на стебле.
1. Побег, его основные части (стебель, листья, почка), их значение в жизни растений.
Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образовываться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов.
Т.е. Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Слушают учителя, делают записи в тетрадь:
(Осевая почка (боковые плоские
цилиндрическая (зачатки новых побегов) органы,
расположенные на оси).
Слушают учителя, делают записи в тетрадь:
2. Стебель как составная часть побега и его функции.
Вегетативные побеги выполняют функцию воздушного питания, то есть образуют органические вещества в ходе фотосинтеза. Эта функция выполняется в основном листьями. А стебли как осевые, несущие органы, выполняют механическую, проводящую, запасающую функции растения.
Слушают учителя и вместе с ним заполняют таблицу:
Что значит проводящая функция?
Проведение веществ от корня к листьям и обратно.
Как вы думаете, в чем заключается механическая функция стебля?
Обеспечивает положение тела растения в пространстве;
Выносит листья к свету;
Выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра).
В чем заключается запасающая функция?
Отложение жира, крахмала и других органических веществ.
Что такое воздушное питание или фотосинтез?
Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ (крахмала) из неорганических веществ (вода, углекислый газ).
Проведение веществ от корня к листьям и обратно.
Обеспечивает положение тела растения в пространстве;
Выносит листья к свету;
Выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра).
Отложение жира, крахмала и других органических веществ
4. воздушное питание
Молодые зеленые побеги осуществляют процесс фотосинтеза
3. Почка – зачаточный побег; разнообразие почек, их расположение на стебле.
Следующим этапом нашего урока станет лабораторная работа.
Слушают учителя, делают записи в тетрадь:
Лабораторная работа № 8.
«Строение и расположение почек».
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение почек и расположение их на стебле.
1. Рассмотрите побеги клена, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
2. Рассмотрите внешнее строение почки. Какова функция наружных чешуек почки?
Ответ запищите. Чем цветочная почка отличается от листовой?
3. Сделайте продольный разрез листовой почки, рассмотрите, его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листики, зачаточный стебелек, точку роста.
4. Зарисуйте строение почки в разрезе,
5. Сравните строение листовой (вегетативной почки), и строение цветочной (генеративной) почки. Найдите черты сходства и различия.
Выполнение лабораторной работы:
Рассмотрите побеги клена, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле:
Очередное (береза, черемуха, тополь);
Субпротивное (клен);
Мутовчатое (элодея).
Находят на натуральных объектах.
2. Рассмотрите внешнее строение почки. Какова функция наружных чешуек почки? Ответ запищите.
Рассмотрим, какое строение имеют почки. Снаружи почка покрыта плотными кожистыми почечными чешуями.
Скажите, какую функцию выполняют плотными кожистыми почечными чешуями?
Защищают от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.
Как вы думаете, чем цветочная почка отличается от листовой?
Листовая почка состоит только из листьев, а цветочная кроме листьев еще включает в себя цветок.
3. Сделайте продольный разрез листовой почки, рассмотрите, его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листики, зачаточный стебелек, точку роста.
В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки; они так мелки, что едва заметны даже в лупу. Таким образом почка представляет собой зачаточный побег.
4. Зарисуйте строение почки в разрезе.
5. Сравните строение листовой (вегетативной почки), и строение цветочной (генеративной) почки. Найдите черты сходства и различия.
Если разрежем несколько почек, можно увидеть, что внутри одних на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называются вегетативные. Внутри других почек находятся зачаточные бутоны. Это генеративные (цветочные) почки. Генеративные почки по внешнему виду отличаются от вегетативных. Они крупнее вегетативных и более округлые.
Итак, побеги бывают вегетативные и генеративные.
Какие органы называются генеративными?
Какие органы называются вегетативными?
Генеративные органы выполняют функцию размножения (цветок, плод, семя), генеративные не выполняют такой функции (стебель, лист, корень)
Рассказ учителя: Делаем вывод после лабораторной работы.
Самостоятельный вывод учащихся:
Почка представляет собой зачаточный побег.
Так как почка содержит зачаточный стебель, зачаточные листья и зачаточные почки то, ее можно назвать зачаточным побегом.
4). Закрепление изученного материала:
Ответы на проблемные вопросы, заданные перед изучением параграфа.
Стр.38-40, окончить оформление лабораторной работы, ответить на вопросы 5-12 рубрики «Проверь свои знания» (устно), письменно подготовить ответ на вопрос: «Значение побега в жизни растения и для человека»
Лабораторная работа № 8.
«Строение и расположение почек».
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение почек и расположение их на стебле.
1. Рассмотрите побеги клена, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
2. Рассмотрите внешнее строение почки. Какова функция наружных чешуек почки?
Ответ запищите. Чем цветочная почка отличается от листовой?
3. Сделайте продольный разрез листовой почки, рассмотрите, его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизмененные листья), зачаточные листики, зачаточный стебелек, точку роста.
4. Зарисуйте строение почки в разрезе,
5. Сравните строение листовой (вегетативной почки), и строение цветочной (генеративной) почки. Найдите черты сходства и различия.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-637328
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.