как доказать что человек часть живой природы
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Человек стр. 10 – 15
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник вспоминает, что такое человек.
1) Подумай, чем человек отличается от других живых существ.
Он отличается от других живых существ тем, что обладает разумом. А также тем, что способен изменять окружающий мир, приспосабливая его под свои нужды.
2) Понаблюдайте за своими сверстниками. Постарайтесь описать проявления внутреннего мира человека. За какие душевные качества вы цените этого человека?
Внутренний мир проявляется в поступках и эмоциях.
Если я вижу, что моя подруга Ира радуется моей хорошей оценке, я понимаю, что она переживает за меня, волнуется, а значит я ей не безразлична.
Я очень ценю свою подругу за её умение сопереживать, за то, что в трудную минуту она может поддержать меня, а в счастливую разделить радость.
Внутренний мир проявляется в интересах и увлечениях.
Я знаю, что мой друг Миша мечтает стать океанологом и потому много читает про жизнь обитателей морских глубин, а затем очень интересно о них рассказывает.
Миша обладает богатым воображением и фантазией и поэтому с ним интересно общаться.
3) Обсудите в паре, а затем в классе, как возникают богатства внутреннего мира человека.
Эти богатства возникают в результате анализа и обработки информации в мозгу. Человек воспринимает окружающий мир, а его мозг запоминает эту информацию. Но каждый из нас обдумывает полученные сведения, вырабатывает своё к ним отношение, анализирует их и делает выводы. А потом фантазирует и придумывает то, чего ещё нет, что ему пока не известно. Так формируется наш внутренний мир.
Проверь себя
1) Как доказать, что человек — часть живой природы?
Он — часть природы, потому что живёт и взаимодействует с другими объектами окружающего мира. Он — часть живой природы, потому что является живым. Он дышит, двигается, кушает и пьёт. Он растёт и развивается, он рождается и умирает, как животные или растения.
2) Чем человек отличается от животных?
Он отличается от животных наличием разума
3) Где у человека «помещается» разум?
Разум помещается в мозге.
4) Из чего складывается внутренний мир человека?
Внутренний мир складывается из чувств и эмоций, переживаний, особенностей характера, воображения.
5) Перечисли ступеньки познания человеком окружающего.
Первая ступень — восприятие, получение информации об окружающем мире.
Вторая ступень — память, сохранение полученной информации.
Третья ступень — мышление, анализ информации.
Четвёртая ступень — воображение, представление того, чего нет.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: психология, восприятие, память, мышление, воображение.
Психология — наука, которая изучает внутренний мир.
Восприятие — способность получать информацию об окружающем мире.
Память — способность хранить информацию.
Мышление — способность анализировать информацию.
Воображение — способность представить то, чего нет.
2) Вместе с друзьями поиграйте в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Примеры таких игр вы найдёте в рабочей тетради.
Примеры игр для развития восприятия, мышления, памяти и воображения для 3 класса
«Запомни позу», игра на восприятие для 3 класса
Игроки принимают разные позы, потом гасят на мгновение свет и меняют позы. А когда свет включают, ведущий должен показать позы, которые принимали игроки.
«Любимый цвет», игра на память для 3 класса
Игроки называют ведущему свой любимый цвет, а потом быстро меняются местами. Ведущий должен назвать любимый цвет каждого игрока.
«Вопрос-ответ», игра на мышление для 3 класса
Игроки смотрят на картинку и задают по ней вопросы. Кто не сможет задать вопрос или дать ответ — проигрывает.
«Бывает — не бывает!», игра на воображение для 3 класса.
Ведущий называет различные предметы, явления или события, а игрок должен быстро ответить бывает такое или нет.
На следующем уроке
Вспомни, что такое семья. Как зовут членов твоей семьи? Какие народы России ты знаешь? Какие страны мира тебе известны?
Семья — это самая маленькая, но очень важная часть общества. Это самые близкие родственники, родители и дети.
Моих родителей зовут Олег Петрович и Ирина Сергеевна. Моего брата зовут Илья.
В России живут представители разных народов — русские, татары, башкиры, немцы и ненцы, чукчи, белорусы, украинцы, дагестанцы, калмыки и многие другие.
Мне лучше всего известны страны: Китай, Казахстан, Украина, Белорусь, Греция, Турция, Египет, Индия и многие другие.
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 10 – 15
Как устроен мир. Человек
1. Как доказать, что человек — часть живой природы?
Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.
2. Чем человек отличается от животных?
Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)
3. Где у человека «помещается» разум?
Разум у человека помещается в головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир.
4. Из чего складывается внутренний мир человека?
Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире. Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др. Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека. Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.
5. Перечисли ступеньки познания человеком окружающего.
ВОСПРИЯТИЕ. Органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.
ПАМЯТЬ. Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.
МЫШЛЕНИЕ. Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.
ВООБРАЖЕНИЕ. Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.
Стр 15 учебник Окружающий мир 3 класс 1 часть Плешаков
№1. Как доказать, что человек — часть живой природы?
Человек — часть природы, её живого мира. Так как он без неё не выживет, не сможет жить.
№2. Чем человек отличается от животных?
От других живых существ его отличает разум; человек — разумное существо. Это связано с особым развитием его головного мозга.
№3. Где у человека «помещается» разум?
Разум находится за пределами восприятия и тела, что бы понять нужно отстраниться от себя, от своего ума.
№4. Из чего складывается внутренний мир человека?
Складывается в стремлении к духовному развитию.
Ответы на задания для домашней работы
№1. Запиши в словарик: психология, восприятие, память, мышление, воображение.
Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Восприятие — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Память — форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Воображение — способность вырабатывать новые идеальные образы на основе имеющегося в сознании материала.
№2. Вместе с друзьями поиграйте в игры, которые развивают восприятие, память, мышление и воображение. Примеры таких игр вы найдёте в рабочей тетради.
Вспомни, что такое семья.
Семья очень важная часть общества. Она объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.
Как зовут членов твоей семьи?
Отец (Александр), Мама (Ирина).
Какие народы России ты знаешь?
Русские, Украинцы, Казахи, Татары, Ханты.
Какие страны мира тебе известны?
Россия, Франция, Германия, Китай, Япония, США.
Урок 1. Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира
Урок 1. Человек как часть живой природы, место человека
в системе органического мира
Сформировать представление о человеке как о части живой природы: создать условия для формирования научного мировоззрения у учащихся, о месте человека в системе органического мира
Урок постановки учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Обучающийся будет знать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; научится сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью
Будут сформированы : интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; систематизировать информацию, формулировать проблему; получит возможность научиться : ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные – научится : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах, систематизировать информацию; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Систематика, отряд Приматы, систематическое положение
Мультимедийная доска или проектор. Карточки с заданиями
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru (далее выбрать предмет, класс, необходимый раздел) 1
Организационная структура урока
Методи-
ческий
прием
Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
На первом уроке учитель организует знакомство с учебником и рабочей тетрадью
Осуществляют самопроверку готовности к уроку
Осуществлять самопроверку, самоконтроль, уметь организовывать свою учебную деятельность
II. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:
– Давайте вспомним, что изучает биология? (Биология – наука о живой природе.)
– Назовите предмет изучения науки анатомии. (Анатомия изучает внутреннее строение органов живых организмов.)
– Что является предметом изучения науки «систематики»? ( Многообразие живых организмов.)
– Дайте полное определение науки «систематика». (Это наука, изучающая все многообразие живых организмов и разрабатывающая принципы классификации.)
– Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей: Вид, Класс, Отряд, Царство, Род, Тип, Семейство.
Правильная последовательность (может быть выведена на слайд презентации):
– Что изучает раздел биологии – эволюционное учение? (Это раздел биологии об историческом развитии (эволюции) живой природы.)
– Как вы объясните понятие «эволюция»? (Процессы необратимого изменения, протекающие в природе.)
– Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.)
– Заполните таблицу (см. Ресурсный материал к уроку). В таблице приведено несколько утверждений. В первом столбце «ДО» вам надо указать знак «+», если вы согласны с утверждением, и знак «–», если не согласны. Время на выполнение 3 минуты.
Наблюдает за выполнением работы
Слушают вопросы учителя. Осущест-
вляют анализ ответов одноклассников. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают мнения одноклассников.
Составляют правильную последовательность биологических понятий
Демонстрировать способность к структурированию собственных знаний, организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Строить высказывания, понятные для одноклассников и учителя.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
III. Мотивация изучения нового материала.
Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Составление плана работы
Вводная беседа, постановка проблемы.
Записи в рабочей тетради.
Работа по учебнику
Подводит обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:
– Я думаю, что некоторые утверждения заставили вас задуматься или вызвали у вас затруднения. В чем причина?
– Сегодня мы узнаем, какие из представленных утверждений верны, а какие – нет. Раскроем тайну положения человека в систематике, определим виду Человек разумный систематическое место.
– Что нам для этого необходимо? (Выдвигают свои идеи.)
– Все правильно: необходимо привести в систему знания о человека как части живого мира, вспомнить систематические категории, определить место человека в системе органического мира.
Озвучивает тему и цель урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
– Какие факты могут служить доказательством того, что человек является неотъемлемой частью природы? (Для человека характерны все свойства живых организмов, он зависит от климатических факторов природы, от других живых организмов, которые являются пищей для него; он также сам влияет на живую природу.)
– Для каких целей необходимо изучение строения человека, процессов его жизнедеятельности? (Выдвигают свои идеи: для сохранения здоровья, поступления в медицинский университет и др.)
Отвечают на вопросы учителя, предполагают, что у них недостаточно знаний о человеке как представителе класса Млекопитающие.
Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Слушают мнения одноклассников
Демонстрировать способность к самоопределению, целеполаганию, постановке учебной задачи, установлению причинно-следственных связей
Вопросы учителя и устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учащихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией
Записи в рабочей тетради.
Работа по учебнику
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание:
– Используя текст учебника на с. 5–7 и далее слайды презентации, заполните столбик «после». Для этого вновь прочитайте утверждения. Напротив утверждений, с которыми вы согласны, ставьте знак «+», если же вы не согласны с данными утверждениями, ставьте знак «–». Ваши суждения могли измениться. Время на выполнение 5 минут.
Наблюдает за выполнением работы. Организует работу по исследованию проблемной ситуации. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся:
– В каких утверждениях ваше мнение изменилось и почему? Какие из данных предложений вызвали у вам большие трудности? Какие утверждения остались непонятны для вас?
Организует фронтальную работу учащихся. Подводит учащихся к раскрытию темы урока.
– Человек относится к типу Хордовые, как и рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. Одним из основных признаков хордовых является наличие осевого скелета – хорды на ранних стадиях развития. У позвоночных животных хорда дает развитие позвоночнику. На ранних стадиях эмбрионального развития у всех хордовых образуются зачаточные жабры. У водных организмов и у личинок земноводных они сохраняются, а вот у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, включая человека, они редуцируются, исчезают.
– Что же касается происхождения и родства человека с животными, можно обратиться к эволюционному учению. В своих книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу о том, что человек является неотъемлемой частью живой природы. Ч. Дарвин распространил на человека основные положения эволюционной теории, тем самым ввел в русло естественнонаучных исследований проблему происхождения человека. В книге «Происхождение человека (1871) ученый привел убедительные доказательства в пользу того, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. К семейству крупных человекообразных обезьян относят азиатских орангутангов, африканских гориллу и шимпанзе. На сегодняшний день они являются нашими ближайшими родственниками, что доказывается данными сравнительной анатомии, цитогенетики (проводит анализ строения хромосом в ядре) и, конечно же, данными молекулярной биологии. Молекулярная биология рассматривает последовательности аминокислот в молекулах белков. Последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. Следствием этого являются близость групп крови, взаимозаменяемость многих белков (например, гормонов), сходные заболевания
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.
Формулируют ответы на вопросы.
Определяют принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию.
Представлять информацию в различных формах.
Участвовать в коллективной беседе
Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя
Учитель проводит релаксационные упражнения для обучающихся
Осуществлять профилактику утомляемости
V. Первичное закрепление изученного материала.
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения:
– Предлагаю вам самостоятельно определить систематическое положение человека. Из предложенных вариантов каждой строки выпишите верный ответ:
Подцарство: Многоклеточные, Одноклеточные.
Тип: Членистоногие. Хордовые.
Подтип: Позвоночные, Бесчерепные.
Класс: Птицы, Пресмыкающиеся, Млекопитающие.
Отряд: Приматы, Первозвери, Сумчатые.
Вид: Человек разумный.
Ответ : Царство: Животные. Подцарство: Многоклеточные. Тип: Хордовые.
Подтип: Позвоночные. Класс: Млекопитающие. Отряд: Приматы. Семейство: Гоминиды. Род: Человек. Вид: Человек разумный.
Подводит обучающихся к выводу о связи человека с живой природой. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников.
Строят схему «Место человека в системе органического мира»
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
VI. Рефлексия учебной деятельности
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:
– Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызывало у вас затруднение при работе с таблицей?
– Что нового вы узнали на уроке?
Осуществляют самоанализ деятельности
Воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками
VII. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке
Формулировать выводы на основе наблюдений, высказывать свое мнение и позицию
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 5; знать систематическое положение человека; дополнительно: подготовить сообщение «Что изучает молекулярная биология»
Читать задание. Задавать уточняющие вопросы