как чистить курицу по исламу
Можно ли опускать цыплят в кипяток перед ощипыванием?
Вопрос:
На многих фабриках куриц убивают, погружают в горячую воду, а затем ощипывают. Потом этих куриц продают в магазинах. Можно ли есть куриное мясо, полученное таким способом?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том
Чтобы ускорить производство, на многих фабриках и скотобойнях убитых куриц погружают в горячую воду, чтобы удалять перья стало легче и быстрее. На большинстве фабрик этот процесс осуществляется механически.
Что касается предписаний Шариата, то тут есть два метода производства.
Первый – курицу погружают в горячую воду, предварительно удалив все нечистое из ее тела: птице разрезают брюшко, извлекают из него кишки с содержимым и так далее. И в этом методе нет ничего дурного. Птица в этом случае полностью чиста, и употреблять ее в пищу разрешено (халяль).
Второй – курицу погружают в горячую воду, не потроша. Тогда у нас снова есть два варианта:
1) Если курицу погрузили в очень горячую, кипящую воду и птица находилась в этой воде столько времени, сколько хватает для того, чтобы нечистоты проникли в мясо, тогда животное становится нечистым (наджис) – и его запрещено (харам) употреблять в пищу.
Известный ханафитский ученый (факих), имам аль-Хаскафи (да помилует его Аллах) говорит:
«Это же решение (о нечистоте) выносится насчет цыпленка, которого, прежде чем выпотрошить, погрузили в кипяток, дабы ощипать».
Алляма Ибн Абидин (да помилует его Аллах) добавляет:
«В «Фатхе» (то есть в книге «Фатх аль-Кадир» Ибн аль-Хумама) говорится, что такой цыпленок не может вновь стать чистым, хотя, согласно имаму Абу Юсуфу, его можно очистить. Смысл этого (и Аллах знает лучше) – в том, что нечистоты проникают (в мясо) из-за воздействия кипятка…» (Радд аль-Мухтар ‘аля Дурр, 1/334)
Таким образом, если курицу поместили в кипяток, не удалив предварительно нечистоты из ее живота, и птица находилась в кипятке довольно долго, тогда она становится нечистой и запрещенной к употреблению в пищу (харам). И ее никак нельзя очистить, согласно более сильному мнению ханафитского мазхаба.
2) Второй вариант такой – курицу погружают в горячую воду, но не кипящую, или вода кипит, но птица не находится в ней так долго, что нечистоты проникают в мясо. Тогда птица остается дозволенной в пищу (халяль).
Алляма Ибн Абидин (да помилует его Аллах) далее, рассказывая об особом виде рыбы, вылавливаемой в Египте, говорит:
«Это не будет считаться нечистым, если мясо не находится в кипятке так долго, что (нечистоты) проникают внутрь мяса. Обе этих ситуации не относятся к рыбе самит, поскольку вода не достигает точки кипения и рыба находится в этой воде ровно столько, сколько требуется для того, чтобы тепло достигло поверхности кожи…» (Радд аль-Мухтар, 1/334).
В свете вышесказанного подытожим: курицу делает нечистой и не дозволенной в пищу сочетание двух вещей:
А) Вода должна кипеть.
Б) Птица должна находиться в этой кипящей воде столько, сколько требуется для того, чтобы нечистоты из желудка проникли в ее плоть, и тогда меняется вкус и запах мяса.
Учитывая все это, лучше всего вынуть нечистоты из брюшка и лишь затем погружать птицу в кипяток, и это вполне можно сделать. Если вы сами забиваете курицу, то следует поступать именно так.
Тем не менее, куриц забивают на скотобойнях, и на крупных фабриках нечистоты не извлекают перед погружением в горячую воду. Миллион убитых птиц погружают в горячую воду, а затем это куриное мясо продают в магазинах и готовят в ресторанах.
В большинстве случаев в этом нет проблемы, потому что, во-первых, вода не достигает точки кипения и, во-вторых, птицу погружают в воду всего на несколько минут, а этого недостаточно для того, чтобы нечистоты проникли в мясо.
Я лично посетил несколько скотобоен в Великобритании и увидел, что вода не была кипящей. Некоторые мои друзья проверяли температуру воды и отметили, что она не очень горячая. Шейх Таки Усмани (да сохранит его Аллах) в одном из визитов на крупную канадскую фабрику опустил руки в воду – и вода даже не обжигала руки, не говоря уже о том, что не кипела.
Поэтому, как правило, есть мясо птиц, которых после забоя опустили в горячую воду, дозволено (халяль). Однако, если обнаружится, что вода именно кипела и птица находилась в кипятке довольно долго, то не разрешается есть такое мясо.
Идеально же будет удалять нечистоты из брюшка птицы, прежде чем погружать ее в воду.
А Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Даруль Ифтаа
Лестер, Великобритания
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
На прошлой пятничной проповеди имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев обратился к мусульманам с важным заявлением. В нём говорилось о том, что по результатам проверок, проведённых на рынках Махачкалы и Буйнакска, установлено, что курицы, продаваемые на этих рынках, не режутся согласно нормам шариата. Таким образом, их нельзя продавать и употреблять в пищу, так как они являются мертвечиной. Имам призвал людей к бдительности при покупке кур и сказал, что продавцам, «которым наплевать на нормы шариата, придётся очень тяжко в Судный день». «Уточните, как их надо резать, режьте по шариату и не суйте мусульманам падаль», – заключил имам.
Исходя из этого, мы, основываясь на книге «Аль-Фикху-ль-манхаджи аля мазхаби-ль-имами аш-Шафии», вкратце перечислим основные условия, предъявляемые к забою скота (крупного, мелкого рогатого и птиц), чтобы мясо стало дозволенным для употребления в пищу, а продавцы и хозяева ферм не зарабатывали грехи, продавая людям мертвечину.
Условия действительности забоя животного делятся на три части:
– условия, предъявляемые к режущему;
– условия, предъявляемые к животному;
– условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание.
Условия, предъявляемые к режущему
1. Режущий должен быть мусульманином или представителем людей Писания (христианином или иудеем).
Доводом являются следующие слова (смысл) Всевышнего, в которых идёт обращение к мусульманам: «Кроме того, что вы зарезали» (Коран, 5:3). На дозволенность мяса, заколотого людьми Писания, указывает следующий аят Корана: «Еда людей Писания дозволена вам» (Коран, 5:3). Что касается мяса, которое было заколото язычниками, атеистами и т. п., то оно запрещено для употребления.
2. Животное нельзя закалывать во имя чего-либо или кого-либо, помимо Аллаха, а также с произнесением не Его имени. Если животное будет заколото ради какого-нибудь идола или, например, ради Пророка, то оно будет запретным для употребления, на что указывают слова Всевышнего, когда идёт перечисление видов запретной пищи: «Вам запрещены и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха)» (Коран, 5:3).
Если человек, закалывающий животное, будет соответствовать этим условиям, то такое мясо будет дозволено в употреблении, вне зависимости от того, будет ли этот человек мужчиной или женщиной, молодым или взрослым и т. п.
Условия, предъявляемые к животному
1. Необходимо, чтобы животное в момент заклания было живым и не находилось в предсмертной агонии по причине болезни, раны и т. д. На наличие жизни в животном указывают его активные движения. Кровь, которая вытекает из перерезанной шеи, не указывает на то, что животное при заклании было живым.
2. Необходимо перерезать трахею и пищевод (каналы, по которым проходит воздух и корм). Эти два канала должны быть перерезаны полностью. Оставление недорезанным даже небольшой части из этих двух каналов делает мясо недозволенным.
Доводом является хадис, который приводят Аль-Бухари и Муслим: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте, но не закалывайте животное зубами или когтями [животного]».
3. Животное необходимо резать одним быстрым движением, чтобы оно не умерло до того, как будут перерезаны трахея и пищевод.
Отсутствие движений животного до полного перерезания трахеи и пищевода указывает на то, что оно умерло до того, как был завершён процесс закалывания. В таком случае мясо животного становится запретным для употребления в пищу.
Условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание
1. Необходимо, чтобы орудие не причиняло раны своей остротой, будь оно железным, каменным, стеклянным и т. д.
Мясо является запретным для употребления в пищу, если животное было убито посредством тяжести удара какого-нибудь предмета, например, камня.
Доказательством является вышеприведённый хадис: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте», тогда как кровь может быть выпущена при помощи острого предмета.
2. Орудие не должно быть сделано из зубов, когтей или любых других костей, будь то домашнего или хищного животного, даже если они являются острыми и при их помощи можно пустить кровь. На запретность этого указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Но не режьте животное зубами или когтями».
Таким образом, при соблюдении этих трёх условий мясо заколотого животного становится дозволенным.
Также существуют действия, соблюдение которых является желательным при закалывании:
– чтобы человек, закалывающий животное, произнёс имя Аллаха, сказав «БисмиЛлях». На это указывают слова Всевышнего: «Ешьте же то, над чем произнесено имя Аллаха» (Коран, 6:118), а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте»;
– перерезать обе яремные вены на шее животного;
– чтобы лезвие ножа было хорошо наточенным;
– уложить животное на левый бок, оставив правую ногу свободной, чтобы оно могло двигать ею;
– чтобы режущий и само животное были обращены в сторону киблы (Мекки).
Однако произнесение имени Аллаха при заклании животного, согласно шафиитскому мазхабу, не является обязательным. На это указывает хадис, приводимый Аль-Бухари со слов Айши: «Однажды люди сказали: «О, Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». И это были люди, недавно принявшие ислам».
Заключение
К большому сожалению, элементарное незнание норм шариата, касающихся вопросов повседневной жизни мусульман, становится причиной того, что наша еда, наш заработок, наша одежда и всё остальное имущество является приобретённым запретным путём. При этом мы претендуем на любовь к Аллаху и Его прощение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам», – и Всевышний сказал: «O, посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас». А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, повторяя: «»О, Господь, о, Господь!» Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлён он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим, Ат-Тирмизи).
Убой животных по нормам Ислама
По мазхабу имама Аш-Шафии, человек, производящий убой животного или птицы или руководящий процессом убоя, должен:
а) быть практикующим мусульманином, знающим процедуру убоя в соответствии с требованиями Ислама;
б) быть совершеннолетним;
в) находиться в здравом рассудке;
г) обладать определёнными навыками и иметь необходимую квалификацию для совершения данной процедуры.
— животное и птица в момент убоя должны быть здоровыми, не заражёнными чем-либо, вызывающим изменение структуры мяса, которое может оказать вредное воздействие и представлять опасность здоровью и жизни человека.
— животное необходимо уложить гуманными методами на левый бок (желательно) по направлению к Кибле (Мекка, Саудовская Аравия) и свести к минимуму боль, причиняемую животному.
— непосредственно перед убоем, одновременно с перерезанием основных шейных артерий, лицом, производящим убой, должно быть произнесено упоминание имени Всевышнего: «Бисмиллях!» («С Именем Аллаха!»);
— использование магнитофонных или иных звуковоспроизводящих устройств и аппаратуры не допускается.
— убой должен производиться острым инструментом одним движением, во время убоя инструмент не должен отрываться от тела животного и птицы;
— в процессе убоя должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи;
— недопустимо резать горло животного прямо у основания головы. Гортань должна оставаться выше линии пореза;
— не допускается затачивать инструмент для убоя в присутствии животного и птицы;
— не допускается производить убой одного животного в присутствии другого;
— нельзя резать животное и птицу тупым инструментом, принося ему тем самым страдания;
— убой животного и птицы производится однократно, “распил” при убое прекращается, как только лезвие ножа отрывается от тела животного и птицы;
— разделка туши разрешается только после того, как вытечет основная часть крови и животное или птица перестаёт подавать признаки жизни;
— нельзя отрубать (отрезать) какую-либо часть тела животного или птицы сразу после убоя пока животное не умрет;
— не допускается сдирать с животного шкуру сразу после убоя пока оно не умрет;
— нельзя выщипывать перья птицы сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя опускать птицу в кипяток сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя употреблять в пищу мясо животных или птиц, убой которых совершён язычниками, атеистами, огнепоклонниками, вероотступниками.
Хотелось бы напомнить производителям и продавцам, использующим термин халал для рекламы своей продукции, что они несут ответственность перед Аллахом за обман покупателей, если их продукция не является халалом.
Ибрагим Абдуллаев,
руководитель Комитета по стандарту Халал при ДУМД
Материалы по теме:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Нормы забоя животного… согласно шариату
Забой животного согласно шариату.
На прошлой пятничной проповеди имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев обратился к мусульманам с важным заявлением. В нём говорилось о том, что по результатам проверок, проведённых на рынках Махачкалы и Буйнакска, установлено, что курицы, продаваемые на этих рынках, не режутся согласно нормам шариата. Таким образом, их нельзя продавать и употреблять в пищу, так как они являются мертвечиной. Имам призвал людей к бдительности при покупке кур и сказал, что продавцам, «которым наплевать на нормы шариата, придётся очень тяжко в Судный день». «Уточните, как их надо резать, режьте по шариату и не суйте мусульманам падаль», – заключил имам.
Исходя из этого, мы, основываясь на книге «Аль-Фикху-ль-манхаджи аля мазхаби-ль-имами аш-Шафии», вкратце перечислим основные условия, предъявляемые к забою скота (крупного, мелкого рогатого и птиц), чтобы мясо стало дозволенным для употребления в пищу, а продавцы и хозяева ферм не зарабатывали грехи, продавая людям мертвечину.
Условия действительности забоя животного делятся на три части:
– условия, предъявляемые к режущему;
– условия, предъявляемые к животному;
– условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание.
Условия, предъявляемые к режущему
1. Режущий должен быть мусульманином или представителем людей Писания (христианином или иудеем).
Доводом являются следующие слова (смысл) Всевышнего, в которых идёт обращение к мусульманам: «Кроме того, что вы зарезали» (Коран, 5:3). На дозволенность мяса, заколотого людьми Писания, указывает следующий аят Корана: «Еда людей Писания дозволена вам» (Коран, 5:3). Что касается мяса, которое было заколото язычниками, атеистами и т. п., то оно запрещено для употребления.
2. Животное нельзя закалывать во имя чего-либо или кого-либо, помимо Аллаха, а также с произнесением не Его имени. Если животное будет заколото ради какого-нибудь идола или, например, ради Пророка, то оно будет запретным для употребления, на что указывают слова Всевышнего, когда идёт перечисление видов запретной пищи: «Вам запрещены и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха)» (Коран, 5:3).
Если человек, закалывающий животное, будет соответствовать этим условиям, то такое мясо будет дозволено в употреблении, вне зависимости от того, будет ли этот человек мужчиной или женщиной, молодым или взрослым и т. п.
Условия, предъявляемые к животному
1. Необходимо, чтобы животное в момент заклания было живым и не находилось в предсмертной агонии по причине болезни, раны и т. д. На наличие жизни в животном указывают его активные движения. Кровь, которая вытекает из перерезанной шеи, не указывает на то, что животное при заклании было живым.
2. Необходимо перерезать трахею и пищевод (каналы, по которым проходит воздух и корм). Эти два канала должны быть перерезаны полностью. Оставление недорезанным даже небольшой части из этих двух каналов делает мясо недозволенным.
Доводом является хадис, который приводят Аль-Бухари и Муслим: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте, но не закалывайте животное зубами или когтями [животного]».
3. Животное необходимо резать одним быстрым движением, чтобы оно не умерло до того, как будут перерезаны трахея и пищевод.
Отсутствие движений животного до полного перерезания трахеи и пищевода указывает на то, что оно умерло до того, как был завершён процесс закалывания. В таком случае мясо животного становится запретным для употребления в пищу.
Условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание
1. Необходимо, чтобы орудие причиняло раны своей остротой, будь оно железным, каменным, стеклянным и т. д.
Мясо является запретным для употребления в пищу, если животное было убито посредством тяжести удара какого-нибудь предмета, например, камня.
Доказательством является вышеприведённый хадис: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте», тогда как кровь может быть выпущена при помощи острого предмета.
2. Орудие не должно быть сделано из зубов, когтей или любых других костей, будь то домашнего или хищного животного, даже если они являются острыми и при их помощи можно пустить кровь. На запретность этого указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Но не режьте животное зубами или когтями».
Таким образом, при соблюдении этих трёх условий мясо заколотого животного становится дозволенным.
Также существуют действия, соблюдение которых является желательным при закалывании:
– чтобы человек, закалывающий животное, произнёс имя Аллаха, сказав «БисмиЛлях». На это указывают слова Всевышнего: «Ешьте же то, над чем произнесено имя Аллаха» (Коран, 6:118), а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте»;
– перерезать обе яремные вены на шее животного;
– чтобы лезвие ножа было хорошо наточенным;
– уложить животное на левый бок, оставив правую ногу свободной, чтобы оно могло двигать ею;
– чтобы режущий и само животное были обращены в сторону киблы (Мекки).
Однако произнесение имени Аллаха при заклании животного, согласно шафиитскому мазхабу, не является обязательным. На это указывает хадис, приводимый Аль-Бухари со слов Айши: «Однажды люди сказали: «О, Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». И это были люди, недавно принявшие ислам».
Заключение
К большому сожалению, элементарное незнание норм шариата, касающихся вопросов повседневной жизни мусульман, становится причиной того, что наша еда, наш заработок, наша одежда и всё остальное имущество является приобретённым запретным путём. При этом мы претендуем на любовь к Аллаху и Его прощение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам», – и Всевышний сказал: «O, посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас». А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, повторяя: «»О, Господь, о, Господь!» Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлён он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим, Ат-Тирмизи).
Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Чем халяльная курица отличается от обычной? 5 интересных фактов и 3 рецепта
Можно ли есть курицу халяль православным? Какие блюда из нее можно готовить? Почему халяльные продукты стали модными? Рассказываем подробно!
Покупатели, вне зависимости от вероисповедания, все чаще выбирают продукцию с маркировкой «халяль» — для многих это уже стало особым «знаком качества» продукта. Чем же на самом деле отличается производство халяльной курицы от обычной? Рассказывают специалисты Группы агропредприятий «Ресурс», выпускающей халяльный бренд «AN-NOOR».
Строгий контроль
Халяль переводится с арабского как «всё то, что разрешено и допустимо в исламе», противоположностью халялю является харам (то, что запрещено). Надпись «халяль» на упаковке курицы обозначает, что ее производство осуществляется согласно исламским традициям. Продукты питания или другие товары с маркировкой «халяль» проходят обязательную сертификацию по стандартам Халяль-ППТ-СМР и по международным стандартам GSO. На каждом предприятии, производящем такие продукты, осуществляется строгий контроль всех этапов: от выращивания птицы до приема, убоя, упаковки и хранения — за это отвечает супервайзер или инспектор халяль. Можно быть увереным, что халяльная курица не содержит компонентов и добавок, которые мусульманам нельзя употреблять в пищу. И такую птицу совершенно точно можно есть людям, исповедующим другие религии, и даже атеистам!
Продукция также проходит проверку в лабораториях
Питание
Цыплята растут в максимально естественных условиях на натуральных подстилках из дробленой соломы и лузги подсолнечника. Это позволяет им развиваться гармонично, без стресса. В процессе выращивания используются натуральные растительные корма на основе зерновых и масличных культур без компонентов животного происхождения, стимуляторов роста и ГМО. Качество питания непосредственно влияет на здоровый рост курицы.
Процесс кормления цыплят автоматизирован — корм поступает в кормушки
Обработка и упаковка
Ряд ученых полагает, что при негуманном обращении с животными, когда они обеспокоены, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны. Из-за этого она становится более густой и после убоя не выходит в полном объеме из тушки. А это вредно, так как в крови содержатся болезнетворные микробы и бактерии, которые могут впроследствии нанести вред человеку. По стандарту GSO 993 «Животное. Требования к забою согласно Исламскому закону» транспортировка от площадки выращивания птиц до комбината, где происходит убой, не должна быть продолжительнее трех часов в дороге — это позволит избежать стресса.
Курица халяль — продукт чистый и физически, и духовно. Главное отличие таких кур от обычных – это процесс ритуального убоя: на линии над каждой птицей на арабском произносится « БисмилЛах! » (в переводе «Во имя Аллаха!» ), голова птицы поворачивается в сторону Каабы и перерезается артерия таким образом, чтобы вся кровь вышла естественным образом. Обескровливание после убоя по исламскому стандарту GSO 993 должно длиться не менее трех минут!
Производство автоматизировано с помощью современного оборудования
После убоя производится дальнейшая обработка птиц, они ошпариваются водой температурой 53-55°C, что позволяет, опять же, очистить тушку от крови и бактерий. Даже компоненты упаковки должны иметь сертификат халяль, чтобы не содержать ничего вредного. Продукцию халяль всегда хранят отдельно от нехаляльной.
«Халяль» на упаковке — это знак качества
Что приготовить из курицы халяль?
На самом деле, из курицы халяль можно готовить все, что угодно! Мы подобрали для вас три рецепта из курицы на все случаи жизни: они подойдут как для обычного семейного ужина, так и для праздничного обеда.
Карри из курицы
Это блюдо очень популярно в Индии, Малайзии и Тайланде. В каждой стране оно готовится на свой лад, но принцип остается одним — курица томится в очень пряном, остром соусе и подается с рисом или лепешками. Куриное мясо пропитывается специями и приправами и становится невероятно вкусным и ароматным.
Курица тушеная с кабачками и перцем
Наш рецет будет особенно актуален летом, когда под рукой много спелых сезонных овощей. На гарнир можно подать рис или картофельное пюре, а можно просто нарезать свежий багет, чтобы было чем собрать вкусный соус. Это блюдо — прекрасный выбор для домашнего ужина.
Жареные ножки на сковороде с соусом из чеснока и зелени
Жареные куриные ножки — любимое с детства блюдо. Поджаренные до румяной корочки ножки мы предлагаем полить заправкой из зелени и чеснока и дать немного пропитаться. Подавайте ножки с жареной картошкой и салатом из свежих овощей.