бог еды в индии
Существует ли бог. 6. Боги в индуизме
И Н Д У И С Т С К И Е Б О Ж Е С Т В А
Вначале надо отчетливо уяснить, что в отличие от монотеизма, где бог один, индусы исповедовали так называемый политеизм — разновидность религии, где в основе стоит поклонение сразу многим богам. В индуистской религии насчитываются тысячи богов и полубогов. Даже сверхинформированному исследователю легко запутаться в божественной иерархии этих Царей Небесных.
Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов и дэвов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный пантеон греческих богов.
Среди этого разнообразия был и бог смерти Яма, по легенде, он первый умерший на земле человек, и это и произвело его в статус божества.
Из бесчисленного количества богов в индуизме принято выделять три главных божества индуистской мифологии — Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель, которые объединяются в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана (не путать с Брахма), которое трактуется как триединое божество.
Брахма — высшее божество, которое выступает в роли сотворителя мира, и соответственно, в силу своей роли он указывается первым в составе триады божеств. Будучи создателем вселенной в составе триады, Брахма противопоставляется как её хранителю Вишну, так и разрушителю Шиве. При этом исследователи отмечают, что в сюжетах мифов и легенд Древней Индии данное соотношение функциональных обязанностей соблюдается далеко не всегда и часто подвергается тем или иным модификациям.
Согласно индуистской космологии вселенная циклично создаётся и разрушается.
Продолжительность жизни Брахмы, творца нашей вселенной, как сообщалось в предыдущей главе, составляет 100 «лет Брахмы». Один день жизни Брахмы называется кальпа и равняется 4,32 млрд лет.
Каждую кальпу Брахма, одного за другим, создаёт 14 Ману, которые по очереди правят этим миром. Жизнь каждого Ману (манаватара) состоит из 71 чатур-юги *, что составляет 306 720 000 земных лет.
После смерти одного Ману, Брахма создаёт следующего, и так цикл продолжается до того момента, пока день Брахмы не заканчивается и все 14 Ману и вселенная уничтожаются.
Когда наступает ночь, Брахма ложится спать и спит на протяжении 4,32 млрд лет, то есть ровно столько, сколько длится его день. Следующим утром Брахма создаёт ещё 14 Ману в той же последовательности, что и в прошлый раз. Этот цикл длится 100 божественных лет, по истечении которого Брахма погибает и потом вновь создаётся новый Брахма.
В различных тенденциях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного бога Брахмы, либо как аватары** [1]
Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами. Из них наиболее популярны Кришна, Рама, Будда. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран.
В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество.
Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма. В большинстве традиций вайшнавизма, изначальным источником всех аватар считается Вишну и Нараяна.
Исключение составляют такие кришнаитские традиции, как гаудия-вайшнавизм, Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая, в которых источником аватар почитается Кришна.
Кришна является одной из форм Бога в индуизме, восьмой аватарой Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. В монотеистической традиции кришнаизма он почитается как верховная и изначальная форма Бога. Самые ранние свидетельства существования культа Кришны относятся к V-IV векам до н.э.
Честно говоря, мне так и не удалось до конца разобраться в происхождении, взаимоподчинённости и количестве индийских богов, полубогов, Ману и аватаров.
О Б Л И К Б О Г О В
В «Ригведе»*** описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные явления.
В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств. Считается, что число 330 миллионов является не результатом подсчета, но обозначением бесконечности и неограниченности божественного.****
Многие индуисты считают бесчисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмы) — многочисленными образами Верховной Личности Бога. Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единственным Богом.
Некоторые индуисты принимают как аватары центральные фигуры других религиозных традиций. В этом контексте к аватарам причисляются Иисус Христос и Заратустра.
Если в православии изображения Бога признаются неканоническими, а у мусульман изображение Аллаха и пророка Магомеда вообще запрещено, то индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом индивидуальных признаков (например, изображения в заголовке статьи).
Индуистская вера объясняет это тем, что Господь принимает человеческий вид в качестве милости к человечеству. В противном случае человек не мог бы ни воспринимать, ни следовать за его наставлениями. В одном из крупнейших произведений древнеиндийского эпоса «Махабхарате» упоминается случай, когда Кришна предстал перед Арджуной***** в своей вселенской форме, тот не смог выдержать её лицезрения.
Поэтому «Ему поклоняются только в видимой форме; без неё поклонение не должно проводиться. Его формы, предназначенные для поклонения, являются благом для всех.
Люди достигают наивысших целей, создавая Его образы в человеческой форме и поклоняясь Ему с величайшей преданностью.
Если Бог богов не установлен в определённой форме, ни поклонение, ни созерцание, ни даже молитва невозможны; так пусть поклоняются Ему, воплощенному в определённой форме.
Бог богов, привлеченный искренней преданностью святых, ради их блага милостиво принимает человеческий облик с четырьмя руками» (Парама-самхита, текст 3.5-9).
С О Т В О Р Е Н И Е М И Р А И Ч Е Л О В Е К А
В отличие от библейского Бога и мусульманского Аллаха, создавших человека из праха, праотец обитателей вселенной Брахма создал его, как и разнообразных живых существ, из своего тела и ума (глава 10 «Этапы творения, текст 1).******
Сначала Брахма создал четырнадцать планетных систем, намереваясь впоследствии заселить их живыми существами различных видов, затем были создана совокупность всех материальных элементов и сформированы сами материальные элементы, материальное знание и материальная деятельность.
На следующих этапах творения созданы объекты чувственного восприятия, знания и способность действовать.
Далее гуна******* благости, из которой создан ум, производит на свет управляющих полубогов.
Не менее лаконично «Бхагаватам» сообщает о процессе сотворения Брахмой человека.
«Сотворение человека, который существует только в одном виде и хранит съеденную пищу в желудке, происходит на девятом этапе творения (это последний этап – прим. А.С.). Люди находятся главным образом под влиянием гуны******* страсти. Они всегда хлопочут о чём-то в самой гуще полной страданий жизни, но при этом считают себя вполне счастливыми».
Комментарий: «Люди в большей степени, нежели животные, подвержены влиянию гуны страсти, и поэтому их половая жизнь носит более беспорядочный характер. У животных для совокупления существует определённое время, но люди могут заниматься этим когда угодно. Более развитое сознание дано человеку для того, чтобы он мог избавиться от страданий, сопутствующих материальному существованию, однако по своему невежеству люди думают, что сознание им дано для того, чтобы они создавали с его помощью всё новые и новые материальные удобства. Поэтому, вместо того, чтобы использовать разум для духовного самосознания, они используют его для удовлетворения своих животных потребностей в еде, сне, обороне и совокуплении. Чем больше у человека появляется материальных удобств, тем несчастнее он становится, но, введённый в заблуждение материальной энергией, он считает себя вполне счастливым, даже тогда, когда находится в самом пекле страданий. Страдания, сопутствующие человеческой жизни, отличают её от простой и естественной жизни, которой наслаждаются животные» (глава 10, текст 26 и полный комментарий к тексту).
Вполне вероятно, где-нибудь в недрах ведических многотомников более детально поведано о создании человека Всевышним. Но для моего исследования приведённых здесь данных вполне достаточно.
P.S. Автор приносит оправдания читателям за самые общие сведения об иерархии индуистских богов и традициях индуизма. Следует откровенно признать, что в этих научно-философских вопросах эрудиции технаря катастрофически мало. Желающие могут сами убедиться в справедливости моих оправданий, попробовав освоить основы индуизма хотя бы по всеведающей Википедии. Там совершенно невозможно продраться через бесконечные перекрёстные и возвратные ссылки на сопутствующие источники, набранные активным голубым шрифтом. Это чрезвычайно запутанная религиозная сеть.
В некоторых таких источниках исследователя правдиво предупреждают о нереальности разобраться хотя бы поверхностно в иерархии индийских богов, полубогов, дэвов и демонов, а также в перекрёстной системе несметных томов ведических манускриптов. Этому нужно посвятить всю жизнь с младых лет и под опёкой мудрых преподавателей.
Пусть всестороннее изучение этой непостижимой доктрины останется уделом профессиональных философов и историков.
Для меня ценно другое. Сопоставляя продолжительность жизни Верховного Господа Бога и его аватаров (глава 5. Ведическая шкала времени http://proza.ru/2021/03/23/592) со скромными параметрами жизни на Земле (глава 4. Солнечное время http://proza.ru/2021/03/18/486 ), легко представить безграничные размеры этой материальной сущности в масштабе вселенной.
Александр Соханский
1997-2021 г.г.
Все главы исследования «Существует ли Бог»:
П Р И М Е Ч А Н И Я
* Чатур-юга — временной цикл продолжительностью 4 320 000 земных лет, разделенный на четыре юги (эпохи): Сатья-югу («золотой век», 1 728 000 лет), Трета-югу («серебряный век», 1 296 000 лет), Двапара-югу («медный век», 864 000 лет) и Кали-югу («железный век», 432 000 лет).
** Аватара — «нисхождение» — термин из философии индуизма обозначающий нисхождение божества на землю в человеческом облике. В русском значении слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», «явление» или «проявление».
*** Ригведа — один из четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды
**** «Индуистские божества». Википедия
***** Арджуна — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата»
****** здесь и далее в скобках ссылки на главу 10 «Этапы творения» трансцендентной книги «Шримад-Бхагаватам»
******* Гуна — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджо-гуна («гуна страсти»)
Тамо-гуна («гуна невежества»)
Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают (Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов)
«Страна контрастов»: почему в Индии много богов и кто из них главный
О полубогах, дарующих хорошую жену, славу, деньги и райское царство
Когда речь заходит об Индии, обычно люди уверены, что в этой стране распространено многобожие или политеизм. Это известное и отчасти верное представление. В Индии многие люди поклоняются разным богам (Шиве, Дурге, Ганеше и так далее), чтобы получить те или иные блага, как материальные, так и духовные. Однако, живя в этой стране второй год, изучая ее философию и общаясь с местными пандитами (учеными), я поняла, что все намного интереснее и не сводится к известному нам язычеству. О том, каким богам поклоняются индийцы и почему они это делают, я расскажу в новой статье «Реального времени».
Культ Дурги, Шивы и Ганеши
Вообще, традиционно Дурге поклонялись представители низших каст или даже люди вне каст (чандалы), которым были присущи низкие привычки — например, они ели мясо, что в Индии еще 150 лет назад считалось зазорным. Этим людям позволялось есть плоть убитых животных (не коров, а, например, коз, птицы, черепахи, рыбы, оленя, тигра), однако только после того, как мясо будет предложено богине Кали. Поэтому в дни Дурга-пуджи традиционно проходят огненные жертвоприношения (ягьи), во время которых животное закалывают со словами: «Сейчас я тебя съем, а потом ты меня», то есть люди, которые собираются есть мясо, соглашаются с тем, что в следующей жизни они будут точно так же убиты. Сегодня отношение к мясоедению в Индии лояльное, поэтому такие кровавые жертвоприношения животных — редкость даже во время Дурга-пуджи. Обычные церемонии состоят из предложения огню топленого масла, фруктов и зерна.
Ганеш чатурдаши — день рождения Ганеша
Есть, конечно, и менее экзотичные на взгляд западного человека культы. Почти в каждой торговой лавке можно увидеть изображения или статуэтки Ганеша в форме человека с головой слона и округлым животиком, поклонение которому устраняет препятствия на материальном и духовном пути. С грандиозным размахом празднуется в Индии день рождения Ганеша. Для той же цели материального успеха поклоняются богине Лакшми, картинки с ней тоже можно встретить на каждом шагу. И даже деньги благочестивые индусы называют «лакшми» и относятся к ним очень уважительно, например, если одна рупия упадет на землю, они поднимут ее и приложат ко лбу.
Широко распространено поклонение Господу Шиве в форме шивалингама из овального вытянутого вверх черного камня. Религиозные девушки в Индии и в наши дни поклоняются ему в надежде получить хорошего мужа. Правда, речь идет не о богатом муже, потому что, как сказано в писаниях, сам Шива, хотя и является мужем Дурги, то есть материальной природы, живет крайне аскетично, как отшельник, в местах кремации, которые считаются нечистыми. Он считается святой отреченной личностью, поэтому если девушка хочет получить в мужья разумного и благочестивого человека, Шива может такого дать. Поклоняются Шиве также с мотивами получить богатство, поскольку написано, что его очень легко удовлетворить: в этом я убедилась, когда своими глазами увидела современных поклонников Шивы — они практически ни в чем себя не ограничивают, не могут похвастаться чистоплотностью, курят ганджу, их волосы спутаны, а нравы оставляют желать лучшего. Не знаю, смогут ли они достичь успеха, подражая Шиве, но всякий раз, видя их, мне вспоминалась история из писаний о том, как Шива выпил океан яда и не умер: почему бы всем этим поклонникам не пойти до конца и не последовать его примеру во всем?
Современные индусы обычно поклоняются сразу нескольким богам. Им проводят пуджи (службы), арати (поют прославляющие гимны) каждый день дома рано утром, произносят разные мантры, предлагают огонь, благовония и цветы. Также в определенные дни по лунному календарю индийцы постятся по нескольку дней, чтобы бог дал им определенное благо: здоровье, деньги, успех, поступление в университет, сдачу экзаменов, хорошую жену или мужа. Затем они приносят божество соответствующего бога из глины домой на все время поста, устраивают вечерние семейные арати, предлагают подношения, восхваляют божество, а затем вечером пируют. После окончания поста глиняное Божество относят в ближайшую святую реку.
В благодарность за свет и воду
Пантеисты верят, что каждое явление природы — это личность, и поклоняются богам ветра, дождя, солнца. Поклонение разным богам в Индии не совсем то же самое, хотя люди здесь тоже понимают, что за каждым материальным явлением (в том числе качеством характера, судьбой) стоит не некая безличная сила, а личность, которая управляет тем или иным видом энергии. О некоторых из них я уже рассказала. Бога ветра зовут Варуна, бога солнца — Вивасван, богиню знания — Сарасвати. Все они описаны в шастрах — священных писаниях, сохранившихся на территории Индии, как возвышенные разумные личности, которые своими аскезами и добродетелями заслужили такие высокие посты во вселенной. В их обязанности входит следить за исполнением законов кармы, то есть посылать живым существам то, что они заслужили своими поступками: допустим, дождь или засуху, неурожай или обилие урожая, войну или мирное время, бездетность или много детей, славу или позор. Они регулируют все процессы не только снаружи, но и внутри человека, посылая ему ту или иную болезнь: например, считается, что проблемы с пищеварением возникают тогда, когда человек чем-то прогневал бога огня Агни, который запускает в организме процессы переваривания пищи.
Согласно шастрам, долг каждого цивилизованного человека — выражать почтение и благодарность богам, которые дают ему свет, воду, злаки и многое другое. В противном случае человек считается вором. Поэтому писания рекомендуют проведение различных жертвоприношений для удовлетворения богов, когда огню предлагаются фрукты, злаки и топленое масло.
Также существует огромное количество правил, следуя которым, человек не вызывает недовольство богов, например, нельзя дуть на огонь или испражняться в воде. Этим правилам до сих пор следуют многие индийцы.
Поклонение Кришне или Вишну. Фото Индрадьюмны Свами
Кто такие полубоги
Во время изучения историй разных богов и ритуалов поклонения им мне все время было интересно: кто же из них главный, кто наделен самым большим могуществом? Позднее я нашла ответ на этот вопрос, читая основные трактаты и общаясь с местными пандитами (учеными).
В частности, вскоре я поняла, что в отношении описанных богов правильнее будет использовать термин не «бог», а «полубог», который широко распространен в писаниях. Также полубоги называются такими словами, как «девата», «сура», и их можно сравнить с архангелами и ангелами в христианстве. В «Ригведе» описываются 33 основных полубога, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 миллионов. Их положение можно объяснить с помощью такого упрощенного сравнения: каждый полубог — это что-то вроде менеджера, которого назначили управлять тем или иным отделом в корпорации. Однако над всеми менеджерами есть личность, владелец всей компании, и это как раз единый Бог. И описания этого единого Бога даются во множестве шастр. Поэтому, по сути, ведическую религиозную систему нельзя назвать политеизмом, она глубоко монотеистична.
Путаница возникает из-за того, что в Индии сохранилось много самых разных писаний, рассчитанных на разные уровни сознания людей. Для людей, которые хотят наслаждаться в этом мире и получить какие-то материальные блага, предназначены одни трактаты. Предполагается, что следуя данным в них правилам, они постепенно очистят свое сознание. Для тех, кто уже поднялся над мирскими целями и хочет получить духовное знание, здесь тоже есть свои труды. Более того, в них поклонение полубогам очень резко осуждается. Например, в признанном во всем мире философском трактате «Бхагавад-гита» поклонники полубогов названы глупцами.Там говорится, что их разум затуманен материальными желаниями, так как они не видят, что плоды поклонения полубогам преходящи.
Дается очень хорошее объяснение, почему так. Допустим, человек поклоняется богине Уме и получает хорошую послушную и красивую жену. Однако все равно жена будет отнята у человека в момент смерти, точно так же, как и его здоровье, знания и богатство. Поэтому тех, кто тратит время на поклонение полубогам, называют недальновидными людьми, которые не ищут вечного блага. А чтобы обрести это самое вечное благо, то есть больше не перерождаться в разных телах и уйти навсегда в духовный мир, шастры советуют поклоняться как раз единому Богу, который стоит над всеми полубогами и является причиной всех причин. Зовут его по-разному — Вишну, Нараяна, Кришна, Васудева, Говинда, Мадхава.
Я слышала немало жестких и прямых проповедей в разных индийских храмах, где людей призывали отказаться от поклонения полубогам и посвятить себя поклонению их источнику. При этом приводится интересное сравнение: если человек поливает корень дерева, то есть поклоняется Богу, то естественным образом насыщаются все листья и ветви дерева, то есть родственники, общество и полубоги.
Да и само поклонение полубогам в современной Индии уже давно перестало быть авторитетным процессом и превратилось в какую-то пародию. Люди не следуют никаким правилам и принципам, совершают ритуалы так, как им нравится. Тогда как в шастрах уточняется, что при поклонении полубогам необходимо соблюсти как минимум три правила: квалифицированный брахман (сейчас таких практически не найти), чистое место, в котором не совершаются четыре греха (не едят мясо, не занимаются сексом, не употребляют алкоголь и одурманивающие средства и не играют в азартные игры и, кроме этого, не ходят в туалет) и чистые подношения (зерно, масло гхи и многое другое).
Пандиты описывают нынешнее поклонение полубогам одним словом — «кичри», то есть разваренная похлебка из риса, дала и овощей, густая смесь всего со всем. На алтарях в домах обычно стоят изображения большого количества полубогов (от Ганеша до Кали, Лакшми), разных современных псевдоучителей и по утрам читаются мантры всем подряд — видимо, на всякий случай, чтобы хотя бы кто-нибудь из них послал благо.
Живя в Индии, я вижу, что индийцы, особенно из сельской местности, очень религиозны. Для них хороший выходной — это съездить всей семьей в храм, совершить паломничество. Однако зачастую все это делается с корыстными мотивами: улучшить здоровье, продвинуться по службе, удачно выдать замуж дочь. У индийцев есть понимание, что для исполнения этих желаний недостаточно прилагать только собственные усилия, нужны также благословения свыше. Но в основном они идут к полубогам, потому что даже невежественные деревенские индийцы прекрасно знают, что со своими материальными желаниями опасно обращаться к верховному Богу, Вишну или Кришне. Потому что в шастрах говорится, что Он может отобрать у человека и семью, и дом, и работу, и здоровье, чтобы избавить его от материальных привязанностей и даровать ему духовное благо. Далеко не каждый готов в одночасье стать святым и отказаться от привычной комфортной жизни.
Благодарю за помощь в написании статьи Дашу Бахутру и Ананда Гопику
Пантеон индийских богов и богинь: классификация и полный список
Известно, что в индуистском пантеоне множество богов. Их обычно рассматривают в качестве личностных проявлений безличного верховного Брахмана или же как аватаров верховных божеств, таких как Ишвара и Бхагаван. Еще один вариант – дэвы (всесильные существа).
Индуистских божеств чаще всего изображают в виде человекоподобных или получеловечных личностей. У каждого из них есть свои личные атрибуты. Жители Индии почитают большинство таких существ, как образы единого бога Брахмана. Все они нужны в качестве своеобразных посредников в общении с Высшим Божеством.
Так, например, «Ригведа» описывает более тридцати богов, каждый из которых олицетворяет определенную стихию природы. Позднее количество богов увеличилось до 330 000 000. В содержании текста часто упоминается термин «Коти» – это обозначение класса, вида. Дословно можно перевести как «десять миллионов». Однако есть мнение, что ни о каких миллионах речи быть не может. Всего божеств было 33 и не более того.
Другая теория гласит, что миллионное количество божеств – это всего лишь обозначение не подсчета, а символа бесконечности высших сил без каких либо ограничений.
Разнообразие и деление
Существует общее разделение на группы:
Возможно, именно они легли в основу сюжета знаменитого фильма Джеймса Кемерона.
Списки и описание
Тримурти
Высшими богами Тримурти являются:
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
Локапалы
К Локапалам относятся:
Общеиндуистские боги
Общеиндуистскими богами признают следующих существ.
Ведические божества
Ведических божеств довольно много, главные из них перечислены ниже:
Аватары Вишну
Известны десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего аватаров Вишну существует порядка тридцати.
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.