блюда северной осетии алании
Удивительные рецепты осетинской кухни
Северная Осетия (Алания) славится не только великолепием гор, красотой долин, зеленью садов. Этот край известен древней культурой, традициями, в том числе застольными. Осетинские блюда готовятся по строгим правилам, которые не меняются веками. Кто хоть раз в жизни попробовал уалибах, давонджин или любой другой традиционный пирог, тот навсегда останется поклонником невероятной кухни Алании.
Особенности выпечки
Кочевое прошлое наложило отпечаток на традиционную кулинарию этого народа. Основной составляющей осетинской кухни считаются хлебные изделия, и разновидностей пирогов очень много. По форме лепешки могут быть круглые или треугольные. Первый вариант символизирует Солнце и бесконечность Вселенной. На стол традиционно принято подавать три пирога. Их выкладывают особым образом и разрезают на восемь частей.
Треугольную выпечку принято готовить к праздникам, она символизирует созидательную силу и плодородие.
К популярным начинкам для пирогов относятся:
Основной изюминкой блюда является дрожжевое тесто, которое необходимо очень тонко раскатать. Толстая лепешка считается признаком неопытности хозяйки. В тесто никогда не добавляют маргарин, а начинки должно быть много.
Технология приготовления пирогов немного поменялась с веками, например, сегодня не используют вариант выпекания на открытых углях. Однако основные принципы соблюдаются. Рецепты выпечки передаются из поколения в поколение, и у каждой хозяйки пироги получаются особенными.
Уникальность блюд осетинской кухни
Кулинария осетинского народа отличается оригинальностью, необычными вкусовыми сочетаниями и невероятными ароматами. Главный секрет блюд заключается в использовании натуральных продуктов и большого количества специй.
Супы готовят густыми и наваристыми. Первые блюда не отличаются сложной технологией, и любая хозяйка может взять на вооружение осетинские рецепты. Продукты понадобятся тоже самые простые. Например, знаменитый суп лывжа готовится из говядины, картофеля, моркови, чеснока и зелени. В Осетии в бульон добавляют чабрец, который придает пикантный вкус и аромат.
Не только пироги и супы составляют основу народной кухни. Традиционно много блюд готовят из мяса: баранины, говядины, домашней птицы. Варят большими кусками в казане или готовят шашлык на огне. К мясу подают цахдон – соус на бульоне (сметане) из чеснока или черемши.
Закускам в осетинской кухне уделяется не так много внимания. К ним относятся:
В качестве хлеба в этой стране готовят чурек. Лепешка печется из кукурузной муки и хранится до двух недель, не портясь и не покрываясь плесенью.
Что подают на сладкий стол
Самыми известными десертами считаются дзуката (хворост). Для приготовления лакомства используются:
Араку можно заменить коньяком или столовым вином. Жарится дзуката в казане или глубокой сковороде в кипящем масле. Перед подачей посыпают сахарной пудрой или поливают медом.
Подробные рецепты
Освоить секреты кулинарии древнего кавказского народа поможет сайт с популярными осетинскими рецептами. Там можно посмотреть, как готовить известные на весь мир пироги и другую выпечку, а также первые блюда, каши или мясо. Незамысловатая, на первый взгляд, еда способна разнообразить ежедневный рацион и подарить наслаждение необыкновенным вкусом.
Интересный факт. В Осетии пироги пекут исключительно женщины. Считается, что пока хозяйка не приготовит их 300 штук, она не может стать настоящей мастерицей.
Гастрономический тур в Северную Осетию: что можно посмотреть в регионе и что вкусного поесть
Гастрономия в путешествии — это не всегда экзотическая пища и «самое вкусное блюдо в регионе». Это прежде всего о том, где и в каких обстоятельствах вы едите. Вы не забыли об этом? Тогда сейчас же отправимся в Северную Осетию. И путешествовать по республике мы будем не одни.
Старый автомобиль мчится по горной дороге. Заур сидит за рулём, периодически бросая его и активно жестикулируя.
— Где поесть? Да везде, в любой деревне! Я вас угощу как своих гостей!
Заур — осетин и знает всё о местной кухне, по крайней мере, по его словам. Поэтому, когда он предложил поехать в гастрономическое путешествие, мы согласились не раздумывая.
Осетинская еда очень богата жирами и углеводами, поэтому рацион питания в путешествии нужно сбалансировать овощами и фруктами.
Минеральная вода и осетинские пироги
Наш новый друг считает, что завтрак должен быть лёгким и полезным для желудка. Он обещал накормить нас, но перед этим нужно обязательно заскочить к минеральным источникам.
Минеральные источники в горах Осетии
Фото: Иван Кузнецов
Горная вода вытекает из проложенных труб недалеко от серпантинов и стекает в сточные канавы — к ней не выстраивается очередей, никто не разливает её по бутылкам. И напрасно, ведь вода необычайно вкусная и, по заверениям местных, очень полезная.
Заур рассказал, что вода в горах теряет свои целебные свойства через 40 минут, поэтому набрать её в бутылки и привезти домой будет не очень хорошей идеей. Пробовать осетинскую горную воду нужно обязательно натощак, как мы и поступили.
В районе шахтёрского городка Мизур мы купили на завтрак домашний сыр, колбасу и несколько пирогов с разными начинками — всё натуральное.
Пироги являются основой местной кухни. У каждого осетина свой рецепт традиционных пирогов, но в целом существует три вида: давонджин (со сливочным сыром и черемшой), фыдджин (с мясом), сахараджин (со свёклой).
А вот вам интересный факт: пироги в Осетии подают стопкой по три штуки, где каждый слой символизирует одно из трёх начал — землю, небо и бога.
Осетинский пирог – это больше еда для удовольствия, но на завтрак можно съесть небольшой кусочек. Колбаса и домашний сыр будут классным белковым дополнением, однако слишком увлекаться ими не стоит. Путешественник забыл добавить к своему завтраку клетчатку – овощи или фрукты. Их здесь очень не хватает.
Поэтому если вы внимательно следите за своим рационом, сыр можно было бы дополнить, например, помидором.
Завтрак с видом на Зарамагское водохранилище
В районе маленькой деревушки Тиб, что на окраине Осетии, есть источник в горах. Вода там течёт «пугливая» — по легенде, она начинает вытекать только тогда, когда к источнику подойдёт человек с добрым сердцем и чистыми помыслами.
Вид на Зарамагское водохранилище
Фото: Иван Кузнецов
В этих местах можно позавтракать с самыми красивыми видами во всей Осетии: Алагирское ущелье просто невероятное! И, хоть «пугливой воды» мы не нашли (источник исчез под обвалом), мы встретили здесь десяток людей, набиравших минеральную воду в сотни бутылок. Местные продают её в Европу по высокой цене — говорят, что европейцы очень ценят качество тибской минеральной воды. В то же время соотечественники об этих местах знают крайне мало.
Здесь же садимся на берегу горной реки с видом на Зарамагское водохранилище и достаём наш завтрак. Осетинский сыр оказывается очень нежным и сливочным — на свежем воздухе в одиночку нетрудно съесть небольшую головку такого сыра. За сыром следует нежирная колбаса с тонкой лепёшкой, похожей на лаваш. Заканчиваем пирогами: они нежирные и пресноватые, но так даже лучше.
Мы в восторге от завтрака с красивым видом. Но Заур, кажется, недоволен. Он звонит кому-то по телефону и что-то долго объясняет на осетинском.
— Едем в Даргавс! — кричит он, запрыгивая в машину.
Горная река в селении Тиб рядом с минеральным источником
Фото: Иван Кузнецов
Лывжа и цахтон
Даргавс — небольшое село примерно в сотне километров от Тиба. Там находится легендарный Город Мёртвых — древний осетинский некрополь, действительно похожий на небольшой городок. Даргавский некрополь входит в число самых узнаваемых и знаковых достопримечательностей Осетии.
Фото: Иван Кузнецов
Как мы узнаём в дороге, рядом с некрополем, в одноимённой деревне живёт друг Заура. К нашему приезду тот обещал приготовить традиционный осетинский суп — лывжу.
Останавливаемся на краю деревни и проходим в небольшую хозяйскую беседку. Друг Заура, Алан, приносит глиняные горшочки с лывжой. Эта густая мясная похлёбка обладает насыщенным вкусом, а готовится очень просто. Для лывжи нужны говядина, картофель, лук, морковь, чеснок, укроп, чабрец и острый перец. Чтобы бульон получился ещё вкуснее, готовят лывжу на открытом огне. К супу подают соус цахтон — сметану, смешанную с чесноком и укропом.
Для мужчины-путешественника получился хороший обед, но в нём снова не хватает клетчатки. Сюда можно было бы добавить, например, овощной салат: обычный из огурцов-помидоров или капусту с морковкой.
Маленькая деревня Даргавс
Фото: Иван Кузнецов
Самый вкусный шашлык
Заур предложил отправиться в Верхний Фиагдон, где расположен крупный монастырь. Признаться честно, мы подустали от скоростных путешествий по горным дорогам, но Заур убедил нас, что Фиагдон совсем рядом. По дороге, однако, Заура срочно вызвали во Владикавказ по работе.
Мы остановились в небольшой деревушке Дзивгис, что у подножия горы Кариухох. Заур обещал вернуться за нами к вечеру: такси в Осетии в горные селения не вызвать, и единственный шанс добраться до большого города — отправиться на частном автомобиле. Дзивгис оказался небольшим селением всего в несколько дворов. Отсюда открывался прекрасный вид на гору Казбек и Фиагдонское ущелье.
Вид на Казбек и Фиагдонское ущелье из селения Дзивгис
Фото: Иван Кузнецов
Внезапно пожилой мужчина вышел из дома и окликнул нас. Задав несколько классических для знакомства вопросов, он снова скрылся в доме. Через несколько минут он появился снова и пригласил нас внутрь.
— Нехорошо, что вы сидите здесь голодные. Пройдите в дом, там своего друга и подождёте.
Гостеприимный хозяин представился Эриком Елкановым и сразу провёл нас на кухню, где уже был накрыт стол для нас. Его супруга приготовила домашний сыр, мёд, собранный на вершине Кариухоха, травяной чай, пироги с бараниной и свёклой, рагу из овощей и бараний шашлык. Блюда были скромные, но выбор велик — по словам Эрика, главное, чтобы в каждом доме было изобилие.
Ужин получился очень сытным и более сбалансированным по БЖУ, чем завтрак и обед. Но вот пирогом вечером увлекаться не стоило. Вполне достаточно было бы просто поесть рагу с шашлыком и закусить всё это небольшим кусочком сыра.
Житель Дзивгиса Эрик Елканов
Фото: Иван Кузнецов
Оказавшись в гостях у осетина, помните — от угощений ни в коем случае не отказываться; этим вы нанесёте оскорбление хозяевам.
Заур просигналил нам со двора. Мы отблагодарили Эрика и семью Елкановых за гостеприимство, пожелав им всего хорошего. В ответ Эрик поделился секретным рецептом лучшего шашлыка, который мы ели на Кавказе, и попросил нас рассказать людям о крохотной деревне Дзивгис, где, прижавшись к огромной горе, живут пять маленьких дворов, жители которых всегда рады гостям. Для них у дзивгисцев всегда найдутся и сладкий мёд, и кров, и доброе слово.
Вид на селение Дзивгис и гору Кариухох
Фото: Иван Кузнецов
Истина в воде
Мы знаем, что вам уже не терпится узнать рецепт самого вкусного осетинского шашлыка. Никаких хитростей мы вам не откроем: вся осетинская кухня скромна и проста, как прямодушные местные жители.
Для того чтобы мясо получилось сочным, а вкус его полностью раскрылся, нужно полдня вымачивать его в минеральной воде. Желательно, чтобы это была вода из Тиба или любого другого горного источника (это важно!). Если таковых поблизости нет, бутилированная тоже подойдёт. Перед прожаркой добавьте соль, перец и кольца лука. Но весь секрет — именно в минеральной воде.
Национальная кухня Осетии: пальчики оближешь!
5 минут для чтения
Достопримечательности Северная Осетия
Национальная кухня – один из критериев, благодаря которому легче и приятнее знакомиться с традициями и культурой народа. Северная Осетия не является исключением. Осетинская кухня – нечто особенное, уникальное и органичное, отражающее пламенную душу жителей гор.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ ОСЕТИН: ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ ЗАСТОЛИЙ
Национальные блюда Осетии неотделимы от молитвы и застольной речи. На любом празднике ведущую роль играют старейшины, произносящие мудрые напутствия. Сама трапеза не обходится без характерных яств, подаваемых для гостей.
Мясо для древних осетин всегда было своеобразным деликатесом, поскольку в горах добыть его сложно. Домашний скот зачастую выступал в качестве денежного эквивалента. В старину представители народа питались скромно – повседневное меню состояло из чурека, хомыса (овсяного блюда) и молока, либо ключевой воды.
В советские времена кухня Северной Осетии впитала в себя российские традиции, частично ассимилировавшись с нашей кулинарией. Но в последнее время повара всё чаще пытаются вернуть старинный уклад трапезы и культуру приема пищи. Несмотря на некоторые приходящие метаморфозы, в глобальном смысле традиционное меню осетинской кухни за два века почти не изменилось, оставшись аутентичным и простым.
БЛЮДА ОСЕТИНСКОЙ КУХНИ
Особенности осетинской кухни сложились под влиянием кочевого образа жизни, который свойственен этому гордому народу. Посему местный рацион простой, но питательный. Основой выступают следующие блюда:
Осетинская кухня, рецепты которой просты в исполнении, может похвастать такими блюдами, как давонджын – пирог с черемшой, кабускаджын – капустный пирог, цахтон – острый и пряный соус, часто подаваемый к лывже. В блюдо входит жирная сметана и маринованный жгучий перец вместе с листьями.
Из десертов сказочно популярен осетинский хворост – дзуката. Его с удовольствием уплетают и дети, и взрослые. Дзуката – частый гость на свадьбах.
КАФЕ ОСЕТИНСКОЙ КУХНИ: ГДЕ НАЙТИ
Где можно отведать лучшие осетинские пироги? Дигория – регион, наполненный кафе и ресторанами национальной кухни. Но не только здесь можно познакомиться с традиционными блюдами Северной Осетии – рестораны осетинской кухни есть во многих городах России – от Владикавказа до Ростова-на-Дону. Например, славится вкуснейшими блюдами ростовская мини-пекарня «С пылу с жару», расположенная в Ленинском районе, а также кафе «Осетинские пироги» на Сладкова. Осетинская национальная кухня также достойно представлена во владикавказских ресторанах «Жемчужина» и «Къона».
Кухня Осетии неотделима от старинной культуры прекрасной республики, поэтому спешите впитать ее традиции вместе с вкуснейшими аутентичными кушаньями. А если удастся попасть в гости к местным жителям, то угощение обещает быть незабываемым!
Что попробовать в Осетии и как это приготовить
Что мы знаем об осетинской кухне? В сознании всплывают художественные фильмы с почти театрализованным кавказским застольем. Важные мужчины, поднимающие кубки, длинные речи, витиеватые тосты. И еще обязательно – осетинские пироги.
Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. И культура питания осетинского народа тесно связана с его вековыми политеистическими верованиями, на которые наслоилось более позднее православие.
Праздничный стол – место, где прежде всего молятся, а только потом едят
Застольные традиции – это главное, чем уникальна национальная трапеза осетин. Традиции вместе с языком, менталитетом и духом народа называется у осетин словом «фарн» – от древнеиранского – хварна, воспринимаемого символически как счастье, доля, судьба и бережется пуще всего остального, как бы далеко от Родины ни жила семья.
Осетинская кухня не слишком разнообразна, традиционных блюд немного, хотя они необыкновенно вкусные и аутентичные, поскольку приготовлены по строгим и почти неизменным правилам, как и века назад, с использованием тех же домашних продуктов.
Ритуал осетинского застолья довольно сложен. Причем основные традиции трапезы до сих пор соблюдаются даже среди молодежи, люди же постарше придерживаются практически тех же правил, что и их предки 200 лет назад. Правил десятки, если не сотни. Вот только некоторые из них.
Праздничный стол – место, где прежде всего молятся, и отношение к застолью должно быть самое уважительное. Поэтому нарушать вековые традиции и порядки нельзя.
Застолье может длиться очень долго, но никто не должен пьянеть. Мало того, вести себя за столом следует степенно, не проявляя большого рвения в еде и, тем более, в питье.
За столом обязательно есть старший, тамада (фынджы хистар). Это очень почетно. Он сидит во главе стола и от него зависит дух всего застолья и соблюдение правил. Справа от него сидит второй старший фидауджыты хистар, а слева третий. Старшими могут назначаться только самые уважаемые мужчины.
Женщины сидят за отдельным столом, а при строгом соблюдении традиций даже в отдельном помещении. Молодежь сидит поодаль. Не допускается сажать детей рядом со старшими, тем более, на колени. Их место за отдельным столом или рядом с женщинами.
В честь праздника на стол ставят непременные три пирога на одном блюде, голову и шею жертвенного животного (обычно, бычка), кладут «базыг» (правую лопатку животного), отваренные, а потом запеченные три правых ребра одним куском. А также физонаг (шампур с шашлыком, приготовленным из нечетного количества кусков легких, сердца и печени). Когда пирует много людей, то пироги ставят на стол из расчета по три пирога на каждые 6 человек.
Начинает застолье старший мужчина. Он встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой – базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодежь подходит ближе. Старший произносит молитву. Все благоговейно слушают. Молитва в зависимости от повода, по которому собрались все присутствующие, может отличаться. При этом обязательно возносится хвала трем основным богам, среди которых Стыр Хуцау – великий Бог, Уастырджи – герой, божество осетинской мифологии, который со временем стал ассоциироваться со Святым Георгием. И Уацилла – бог, который с приходом православия стал ассоциироваться со святым пророком Ильей. А также другим богам и святым покровителям, среди которых Мады Майрам – Дева Мария.
В молитве обычно просят милости и защиты этих богов, а также процветания хозяевам дома и благополучия селению, в котором они живут. Также просят, чтобы застолье всегда собиралось по радостному поводу, а на столе всегда стояло три пирога. (Поскольку три пирога – это признак праздника, а два пирога готовят только на поминки). Все присутствующие мужчины сопровождают молитву возгласами хором: «Оммен, Хуцау»! (Аминь).
После того, как над пирогами прочтены молитвы и произнесен главный тост, пироги разрезаются на восемь частей (при этом их нельзя поворачивать!) и старший застолья раскладывает эти куски гостям. Только тогда можно начинать трапезу, в которой больше говорят и поднимают кубки, чем едят.
Символика трех осетинских пирогов
Вообще символика трех осетинских пирогов на одном блюде – это целый повод для культурологического исследования. Это символ единения Бога, земли и солнца. На поминальном обеде подают лишь два из них, поскольку символ солнца – лишь для праздников. Начинка может быть самая разнообразная, но почти в любую обязательно добавляется свежий домашний сыр или брынза. Вот самые распространенные варианты осетинских пирогов:
Пироги обыкновенно пекутся круглой формы, но есть особые случаи, когда их пекут треугольными, как символ триединства осетинских богов. А также – как символ триединства верхнего мира, который населён светлыми духами; среднего мира, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам; и нижнего мира, в котором царит могущество сил земли и воды.
Пирог Уалибах с сыром
Самый распространенный пирог – уалибах, с осетинским сыром. Вот его рецепт
Смешиваем в стакане сухие дрожжи, сахар, 1 ч л пшеничной муки, добавляем во все это теплое молоко. Оставляем на 10-15 минут, пока не поднимется пенка.
Пшеничную муку просеиваем, делаем в середине углубление, в которое вливаем свежий кефир, кладем соль, смесь дрожжей с молоком. Замешиваем мягкое тесто. Накрываем его чистой тканью и ставим в теплое место на 2–3 часа.
Для начинки: 300 г осетинского сыра надо отжать от остатков сыворотки, тщательно размять (масса должна быть однородной и эластичной), посолить, хорошо перемешать. Осетинский сыр сейчас продается во многих сырных лавках, но в крайнем случае его можно заменить адыгейским или несоленой брынзой (но тогда начинку не подсаливать).
Готовое тесто раскатать в лепешки толщиной 0,5–1 см. На середину кладем сырную начинку, разравниваем ее, затем края лепешки постепенно стягиваем к центру и соединяем. Нажимом ладони разравниваем поверхность пирога и, перевернув его швом вниз, еще раз разравниваем. В результате пирог должен иметь ровную поверхность, одинаковую толщину (около 2 см) и округлую форму. Пирог укладываем на подогретый, слегка смазанный маслом противень. Делаем в центре маленькую дырочку в тесте, чтобы выходил пар.
Пирог Фыдджын с мясом
Один из самых любимых осетинами пирогов – фыдджын, пирог с мясом. Тесто для него готовят так же, как и для уалибаха.
А вот рецепт начинки: 500 г не слишком постного мяса (говядины или баранины) пропустить через мясорубку с крупной насадкой. Добавить мелко нарезанную ножом среднюю луковицу, 2 измельченных зубчика чеснока, посолить и поперчить. Хорошо перемешать фарш руками и оставить на полчаса.
Формировать фыдджын можно двумя способами. Первый – также как уалибах и остальные виды осетинских пирогов. Второй – раскатывая 2 тонких слоя теста. Один укладывается на сковородку, на него фарш, сверху второй слой теста. В этом случае края слоёв защипывают и заворачивают внутрь, затем разравнивают поверхность пирога, а посередине делают отверстие для выхода пара. Готовый пирог смазывают растопленным сливочным маслом и подают горячим.
Лывжа с бараниной
Кроме непременных трех пирогов, без которых немыслимо осетинское застолье, в кухне этого народа наиболее любимы блюда из мяса. Это чаще всего баранина или говядина. Меньше едят свинину и птицу. Если вы хотите угостить выходца из Осетии, приготовьте ему лывжу. Это универсальное блюдо из тушеной баранины с картошкой – нечто среднее между густым супом и жаркое. В зависимости от количества бульона оно может служить первым или вторым блюдом.
900 г не постной бараньей мякоти, лучше от задней части, надо порезать кусками размером примерно 4 на 5 см. Залить холодной водой так, чтобы она лишь закрыла мясо, и поставить на огонь. Если вы хотите добиться ароматного, прозрачного бульона, заливать мясо надо только холодной водой, довести до кипения и сразу снять пену. Солить, перчить – это уже потом, после закипания. Пока мясо тушится в небольшом количестве воды, нарезаем лук и картофель. Лук режем полукольцами, картофель пополам.
На Кавказе все овощи, и тем более картофель нарезают крупно. Так лучше ощущается вкус продукта. Есть отдельное удовольствие в том, чтобы разломить готовую картофелину, распробовать ее текстуру, насладиться вкусом. Репчатый лук, наоборот, режем мелко, чтобы он отдал в бульон свой аромат. В Осетии нет традиции пассеровать лук, его кладут в блюдо сырым. Когда мясо почти готово, солим, перчим и кладем овощи. Тушим, пока картофель не станет мягким.
Подавать лывжу лучше в глиняном горшочке, поскольку толстостенная глиняная посуда с крышкой держит температуру до часа и более, как будто блюдо только что с огня. Вы можете неспешно беседовать, а ваша лывжа останется такой же горячей и ароматной.
Острый соус Цахтон
К любому мясу, в частности к лывже, необходим цахтон. Это очень густой и острый соус на основе домашней сметаны. В осетинской кухне, если мы хотим получить ее настоящий вкус, важно, чтобы все продукты были как дома. Если сметана, то самая лучшая, если сыр – то только свежий, осетинский. Для цахтона нужен маринованный жгучий перец вместе с листьями. Его заготавливают в Осетии с осени: листья и плоды. Баночку с такой заготовкой можно найти на рынках. Листья надо перебрать руками, чтобы не попали жесткие части стеблей. Затем крупно нарезать. Добавить сметану. В принципе, готовят и с домашним кефиром. Это тоже вкусный вариант. Затем подсолить по вкусу, в зависимости от того, насколько солон маринованный перец-основа. Добавить черный перец для запаха. И, наконец, последний штрих. Берем сухой красный перец «птичий глаз» и измельчаем его в пыль ладонями (лучше в перчатках, иначе ладони будут «гореть»), добавляем в блюдо. Этот перец очень острый, достаточно всего одного маленького стручка.
Что пить, как пить
Традиционное осетинское застолье бывает затягивается надолго. Не принято вставать из-за стола, пока все не съедено. При этом тосты следуют один за другим. Среди национальных напитков самыми излюбленными всегда были пиво, арака́, брага, квас. Известны также производные спиртных напитков – например, двайно (арака двойной перегонки) и «напиток тутыра» (смесь араки с квасом). Осетинское пиво широко известно на территории Северного Кавказа и России в целом. По преданию, пиво изобрела Шатана, главная героиня эпоса осетин.
В процессе застолья есть ритуалы поднесения торжественных бокалов гостям и хозяевам дома. Так, после молитвы и трех тостов, первый ритуальный бокал преподносится афсинтан (людям, готовившим еду и накрывавшим на столы), второй – женщинам-гостьям, обычно самой старшей из них, третий – старшей женщине в семье. Ведущий застолья поручает трем молодым людям отнести такие же бокалы к столу, за которым сидят соседи и родственники. Часто такой жест внимания делается и в адрес молодежи. Затем хозяин дома с двумя молодыми людьми преподносит почетные бокалы прочим гостям.
Однако это ничуть не значит, что осетинское застолье сопровождается обильными возлияниями. Напротив, дойти до состояния опьянения считается бесчестьем, позором. Поэтому далеко не все торжественно подносимые бокалы выпиваются до дна. Женщины могут, приняв почетный бокал и поблагодарив, отослать его назад. В этом никакой обиды быть не может. Да и в остальном традиционная осетинская праздничная трапеза – это скорее общее театрализованное действо, в котором все члены общины находят удовольствие в соблюдении множества обычаев, чем просто праздничный стол, за которым едят, пьют и веселятся.