астафьев царь рыба проблема экологии

Экологические и нравственные проблемы в повести В. Астафьева “Царь-рыба”

Тот, кто живет в обнимку с природой, –
добры душой и лучше.
В. Астафьев

Никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Это проблема не только экологическая, но и нравственная.

В современном мире наблюдается несоответствие между гигантскими возможностям которые получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.

Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. “Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже… – говорит Астафьев. – Мы внушаем себе будто управляем

Писатель призывает к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации охотничьего и рыбного хозяйства страны: “Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать – миллионы, тонны, кубометры, киловатты, – но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?”

Писатель обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает утрачивать свое человеческое достоинство. Нарушение законов об охоте приводит к нарушению нравственных законов, к деградации личности. “Оттого и страшусь, – замечает писатель, – когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что перестав бояться крови… незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и… глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”.

Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми – вот главная проблема, которая рассматривается в “Царь-рыбе”. Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям – детям, женщинам, старикам, животным, природе, наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты.

Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев – Акима и Гоги Герцева. Их спор – это столкновение потребительского бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа – кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать.

Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он “сам по себе и для себя жил”, то Акиму любой встреченный в тайге человек – свой. Между Герцевым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего.

Герцев отвечает ему: “Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!” На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему.

А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.

Герой рассказа “Царь-рыба”, давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное – надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью “избыть вину, отмолить прощение”.

И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. “Прощенья, пощады ждешь? – спрашивает себя Игнатьич. – От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода. Прими… все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости”. Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича.

Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.

Виктор Астафьев всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны “удержать на своих плечах мир, устоять против его распада, разложения”.

Related posts:

Источник

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.12.2014 2014-12-15

Статья просмотрена: 11406 раз

Библиографическое описание:

Полякова, Д. В. Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба» / Д. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 795-797. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14349/ (дата обращения: 21.11.2021).

Экология — «наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой» [I, 355]. В более широком смысле экология — «наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах» [I, 355]. Проблемы окружающей среды волнуют в последнее время все большее количество людей, так как из-за ухудшения экологии подрывается здоровье людей, нарушается биосфера и гармоничное соположение природы и человека. Проблемы экологии рассматривают и изучают такие дисциплины, как философия, этика, литература.

Отечественная литература не смогла обойти этот вопрос стороной. Двадцатый век в России прошел под лозунгом грандиозного переустройства жизни руками человека. В советской литературе часто изображались наши победы над природой. И многие писатели того времени в своих произведениях начали призывать людей понять, что мирное сосуществование природы с человеком идет на пользу обоим. К этим писателям относились Ч.Айтматов, С.Залыгин, В.Распутин, В.Астафьев.

Становление этой проблемы в литературе можно проследить на примере творчества одного писателя. Мы рассмотрим два рассказа В.Астафьева ранний — «Васюткино озеро» (1956) и более зрелый — «Царь-рыба» (1972).

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка. Ведущую роль в его творчестве играет деревенская, или онтологическая, проза. Именно в ней автор чаще всего обращается к экологическим проблемам. Как обновляя и изменяя, сохранить и обогатить красоту окружающего мира? Эта проблема становится не только экологической, но и шире — нравственной.

В раннем рассказе «Васюткино озеро» изображено идиллические отношения между природой и человеком, и природа идет на помощь человеку. Виктор Астафьев, когда был ребенком, заблудился в тайге и долго блуждал один. События тех дней творчески воссозданы в рассказе. Описание ведется от лица повествователя. «Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца — совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину» [III, 3] — так начинается рассказ. У отца Васютки проблемы, и именно ему природа идет навстречу: он ребенок — и он безгрешен.

«Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. — Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время — ерши и пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать» [III, 4]. Дедушка Васютки прямо указывает на творящееся зло от действий человека наперекор Божьей воле и против природы. Подобная ситуация плохо сказывалась на общем настроении: «Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили. Рыба в эти ловушки попадалась ценная: осетр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов. Нет в нем азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвется наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров» [III, 5].

От безделья в такое непростое время Васютка и решает отправиться за кедровыми орехами. Перед дорогой мать велит взять хлеба и говорит ему: «Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать» [III, 7]. И далее автор комментирует: «Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери хлеб» [III,7]. Не знал тогда еще Васютка, что пригодится ему все это, ведь прежде всегда приносил назад хлеб.

«Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей» [III,7] — таково описание начала его непростого путешествия. Васютка уже заприметил деревья с кедровыми шишками, и вдруг он увидел глухаря, который привлек его внимание, потому что Васютке прежде не удавалось подстрелить эту птицу. И начал он вспоминать, как охотятся на эту птицу — подстрелить ее ему удалось, и он побежал вслед за раненой птицей в надежде поймать ее. «Теперь все — догоню!» [III, 10] — думал мальчишка и понесся быстрее за ней. Как только ему удалось насладиться своей добычей, вдруг осознал он, что заблудился, нет затесей на деревьях.

Стали ему вспоминаться слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» [III, 13] И начал Васютка разводить костер и готовить себе ужин из глухаря. Пока занимался делами, не чувствовал мальчик одиночества, но стоило улечься спать, как он затосковал.

Провел Васютка в тайге пять дней. Первое время погода была хорошей, как будто поддерживала его. Бредя по лесу, набрел он на озеро, то самое озеро, которое так необходимо оказалось для рыбаков его и соседнего колхозов, потому что в этом озере оказалось много белой рыбы.

Чем дольше был Васютка наедине с природой, тем больше его одолевало раскаяние, что не слушал учительницу, был недостаточно внимателен на уроках: «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть… — думал Васютка вслух» [III, 24].

Характерно и обращение многих героев к рекам, к природе на протяжении рассказа. Например, наконец, дойдя до Енисея, мальчик очень обрадовался: «Енисеюшко! Славный, хороший…» [III, 30] Когда мальчик был уже около реки, начался дождь, и он улегся под пихту, «широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залег под нее» [III, 27] — вновь природа оберегает Васютку.

На реке его подобрал бот и отвез домой, дома мальчик всем рассказал об этом чудо-озере и отвел туда отца и остальных рыбаков. Один из рыбаков сказал: «Вот и озеро Васюткино…» [III, 39]. С тех пор и повелось называть это озеро Васюткиным. В финале повествователь размышляет, что в масштабах нашей огромной страны это озеро очень мало, однако для рыбаков этого колхоза и одного соседнего Васюткино озеро имело большое значение.

Таким образом, в раннем рассказе «Васюткино озеро» В. П. Астафьев изобразил юного безгрешного мессию, который в эпоху экологических катаклизмов сумел с помощью природы найти богатое рыбой озеро. На протяжении всего пути, как в сказках, природа вела его, укрывала. Путь начался тетеревом, которого ему захотелось подстрелить. В пути он много размышлял о жизни, вспоминал свою учительницу, которую прежде не слушал, — и ему стало стыдно за это.

Спустя несколько лет В. П. Астафьев напишет рассказ о более зрелом рыболове, у которого весь путь окажется труднее, а нравственное очищение более болезненным. Это рассказ «Царь-рыба» из одноименной повести.

Игнатьич, главный герой рассказа, искупает свое постыдное надругательство над женщиной, которое автор помещает во второй части рассказа. Только после смертельной угрозы смог понять герой, как виноват перед этой девушкой.

Переход к рассказу о Глашке Куклиной связан с осознанием героя своего греха: «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи» [II, 148]. В этот момент Игнатьич потерял всякую надежду на спасение.

Глаша была девушка видная, и лейтенант Игнатьич, или как его звали в ту пору Зиновий, обратил на нее внимание. За слухи об измене хотел он наказать Глашу, «младой кавалер увел Глашку за поскотину, к тонко залитой вешнею водой пойме, прижал девку к вербе, оглоданной козами, зацеловал ее, затискал, рукою полез, куда велели мужики, науськавшие парня во что бы то ни стало расквитаться с «изменщицей»» [II, 149]. Но в итоге смелости у него хватило только поддать «хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду» [II, 150]. И ушел он — «с той поры легла между двумя человеками глухая, враждебная тайна» [II, 150]. Как будто нарочно В. П. Астафьев совершает ошибку во множественном числе слова «человек» с тем, чтобы обратить внимание читателя на это предложение, которое выделено, кроме того, в отдельный абзац.

Многое в жизни обоих молодых людей изменилось, но «бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». [II, 150]. Пытался Игнатьич вымолить прощение, на что Глаша ему ответила: «Пусть вас бог простит, Зиновий Игнатьевич, а у меня на это сил нету, силы мои в соленый порошок смололись, со слезьми высочились. Во мне не только что душа, во мне и кости навроде как пусты…» [II, 151]

Покарала его этой рыбой природа. «Не зря сказывается: женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Природа, она брат, тоже женского рода!» [II, 151] — так рассуждает повествователь. Природа карает за всякие прегрешения, у Васютки в предыдущем рассказе не было особых грехов — озорство одно, а у Игнатьича — другое дело. Однако после случая с осетром и раскаяния за грехи свои «сделалось ему легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» [II, 152].

Помогать Игнатьич готов был безвозмездно, делал он это от души: «И никакого магарыча ему не надо.

— Чем тебя и благодарить, Игнатьич?

— Благодарить? — усмехнется Игнатьич. — Ты бы лучше в лодке прибрался, сам обиходился, руки с песком да с мылом оттер» [II, 131].

Однажды осенью вышел Игнатьич на Енисей и «завис на самоловах» [II, 135]. И вот ему попался осетр, «большой, но уже умаянный» [II, 137]. Началась борьба человека и природы, Игнатьич почувствовал, что тонет — ему начал вспоминаться дед, «поверья его, ворожба, запуки» [II, 148]. Дед много говорил о разных рыбах, о том, что можно смело ловить мелкую рыбу, однако про большую, про осетра он говорил: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царь-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!».. [II, 148] И был у Игнатьича грех, поэтому нелегко ему было совладать с природой, только после раскаяния он был отпущен.

В. П. Астафьев связывает воедино экологическую и нравственную проблемы. Так, в рассказе «Царь-рыба» главному герою не так легко дается лов крупной рыбы, потому что в молодости обидел девушку, которой сложно оказалось его простить. Повествователь размышляет о том, что природа мстит за женщину, так как она женского рода.

Таким образом, на примере двух рассказов мы хотели продемонстрировать, каковы отношения человека и природы в зависимости от своего нравственного облика. Безгрешный ребенок находит озеро с рыбой и помогает своему колхозу, потому что он безгрешен. На протяжении всего пути природа помогает ему. У Игнатьича все наоборот: природа напоминает ему о том, что он обидел молодую девушку — и природа совсем не готова ему помогать. Однако стоит отметить сходство героев В. П. Астафьева: и Васютка, и Игнатьич — сибиряки, они чтут законы природы, они выделяются, оба немного обособлены от сверстников. Для рассказов характерно обращение к природе, очеловечивание ее.

Итак, экологическая проблема в отечественной литературе, прежде всего, связана с приближенностью русского человека к земле, и базаровское потребительское отношение к природе не приводит ни к чему хорошему. Современная озабоченность сохранением природы — следствие больших ошибок человечества по отношению к природе при том, что в согласии они смогут достигнуть гораздо большего.

1. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь. — Казань, 1995. — 368 с.

2. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. — М., 1983. — 384 с.

3. Астафьев В. П. Лучшие рассказы для детей: Васюткино озеро, Царь-рыба и другие. — М., 2009. — 253 с.

Источник

Презентация на тему «Экологические проблемы и способы их решения. Отражение экологических проблем в повести В.П.Астафьева «Царь-рыба»»

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель нашей работы: Изучение, рассмотрение, выявление экологических проблем в мире, в природе своего села, в художественном произведении В.П.Астафьева «Царь-рыба», а также определения способов решения основных проблем экологического кризиса.

Задачи Сбор, изучение информации о глобальных проблемах мира, своего села Анализ и выявление проблем в повести В.П.Астафьева «Царь-рыба» Изучение способов решения глобальных проблем Создание мультимедийной презентации с использованием фотографий, видео Развитие навыков работы в парах с заданным материалом Поднятие учеников на новый уровень осмысления глобальных проблем Умение анализировать полученную информацию и видеть причинно-следственные связи Обратить внимание на нравственные аспекты в рассмотрении глобальных проблем

Актуальность Экологические проблемы являются актуальными и в наши дни, особенно в этом году, названным годом экологии. Мы, учащиеся 11 класса МОУ Петряксинской СШ, хотели бы своей работой привлечь внимание учащихся школы и убедить их в том, что необходимо изучать экологические проблемы, выявлять их и находить способы решения этих проблем.

Глобальные проблемы Сокращение полезных ископаемых Проблемы мирового океана Загрязнение атмосферы Браконьерство Отражение экологических проблем в произведениях русских писателей

Сокращение полезных ископаемых Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, сланцы, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, которые впитали в себя энергию солнца. Однако следует помнить, что примерно половина добытой человечеством нефти была выкачана из недр земли за последние 10–15 лет. Добыча и продажа полезных ископаемых стала золотой жилой, и предприниматели не заботятся о глобальной экологической ситуации. Спасти землян от потери источников энергии может только развитие альтернативных проектов: сбор энергии солнца, ветров, морских приливов, горячих земных недр и так далее.

Проблемы мирового океана Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты и поставляет до 1/6 белков животного происхождения, которые употребляют в пищу жители Земли. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой оскудение водных, пищевых ресурсов, нарушение кислородного баланса в атмосфере. В течение ХХ века сильно увеличились выбросы в мировой океан неразложимых синтетических веществ, продуктов химической и военной промышленности.

Загрязнение атмосферы В 60-х годах считалось, то загрязнение атмосферы характерно только для больших городов и индустриальных центров. Однако впоследствии выяснилось, что вредные выбросы могут распространяться на огромные расстояния. Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой. Кислотные дожди, появляющиеся в атмосфере наносят лесу урон, сопоставимый с вырубкой

Браконьерство Браконьерство-осуществление добычи животных, рыб или полезных ископаемых, используя браконьерские орудия лова и/или перечисленные в законных актах.

Экологические проблемы в произведениях русских писателей В этом году мы познакомились с произведением Виктора Астафьева «Царь-рыба», которое состоит из нескольких новелл, в каждой из которых поднимается своя экологическая проблема: отношение к животным, отношение к природе или же взаимоотношения человека и природы.

Уха на Боганиде В этой новелле рассказывается о том, как природа кормит человека. Дети вырастают, но при этом помнят, как они выжили благодаря «Рыбацкому артелю».

Царь-рыба В этой новелле рассказывается о двух братьях, которые в силу своей жадности, себялюбия, эгоизма потеряли близких себе людей, но Царь-рыба – царь всей природы – расставляет все по местам.

Бойе В этой новелле рассказывается о брате меньшем – собаке Бойе, который был кормильцем целой семьи, своего рода хранителем. Но он пал жертвой халатности и жестокости человека к природе.

Мусор МУСОР — проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, в том числе учащихся 11 класса Петряксинской СШ. Так как, к нашему большому сожалению, это проблема коснулась нашего села. Около машино-тракторной мастерской есть большая свалка, в которой много мусора. И этот мусор бросили не посторонние люди из соседних сел и т.д., а сами же жители села Петряксы.

Пути решения Изучить способы сортировки, переработки и утилизации мусора. Организовать общесельский субботник с целью очистки села от мусора и устранения свалок.

Вывод Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако мы, люди, в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды.

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Номер материала: ДБ-555405

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть фото астафьев царь рыба проблема экологии. Смотреть картинку астафьев царь рыба проблема экологии. Картинка про астафьев царь рыба проблема экологии. Фото астафьев царь рыба проблема экологии

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *