астафьев царь рыба о чем произведение
«Царь-рыба» (В. Астафьев)
Цитата: «Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».
Проблематика:
Смысл названия: Царь-рыба — это просто крупный осётр. Но в рассказе Астафьева он символизирует саму природу, которую человек пытается покорить себе и заставить служить своим целям. В финале рыба уходит, едва не погубив рыбака. Она погибнет от всех этих крючьев, которые в неё вонзились. И автор всерьёз опасается, что так может произойти и с природой: человек не покорит её себе, но основательно разрушит.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: рассказ «Царь-рыба» — это часть большого одноимённого повествования в рассказах. Все рассказы объединены временем и местом действия, а вот герои в них разные.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Сибири, время — современное автору.
Действующие лица
Игнатьич — рыбак, хваткий и деятельный мужчина.
Царь-рыба — гигантская рыба (по всей видимости, осётр). По мнению обитателей деревни, эта рыба вершит суд над грешниками.
Краткое содержание
Игнатьич — человек непростой: вроде бы и толковый, и деловитый, а с людьми у него отношения не ладятся. Даже с родным братом Игнатьич не может найти общий язык.
Игнатьич очень любит ловить рыбу. Ему в этом деле везёт: на клёв жаловаться не приходится. Иногда Игнатьич браконьерствует, отлавливая слишком много рыбы. Но угрызения совести его не мучают: Игнатьич только опасается, что его поймают.
Однажды снасти Игнатьича принесли сказочный улов — гигантскую царь-рыбу. Рыба была столь велика, что Игнатьич подумал было: не вытащу сам, надо звать на подмогу. Но тут перевесила жадность: делиться ведь придётся. Представив, что в этой рыбе примерно два ведра икры, Игнатьич собрался с духом и попытался оглушить осетра обухом топорика, но сам попал в воду. Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных: они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом-рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его. Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как звали девушку, которую обидел когда-то главный герой рассказа «Царь-рыба»?
Ответ. Глаша.
Обозначьте основную проблему рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба».
Ответ. Нравственная проблема. Проблема экологии является в рассказе лишь следствием проблем человечности: думая только о себе, мы забываем об окружающих (в том числе и о братьях наших меньших).
Что в царь-рыбе особенно сильно интересовало Игнатьича?
Ответ. Икра. Игнатьич подозревал, что сам не справится с царь-рыбой. Но звать на помощь не стал: он надеялся, что в рыбе не меньше двух вёдер икры, и не хотел делиться.
Краткое содержание «Царь-рыба»
Главные герои: Зиновий Игнатьевич (богатый человек, рыбак), Командор (младший брат и одновременно враг Зиновия), царь-рыба (огромный осетр)
Автор: Астафьев В.П. | Дата публикации: 1976 | Форма произведения: рассказ | Жанр: философский | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: 1-3 часа |
Темы: внутренняя борьба, ответственность, человек и животные
Игнатьич
Иллюстрация О. Михайлова
Главный герой произведения Зиновий Игнатьевич Утробин живет в сибирском поселке, который стоит на берегу речки, впадающей в Енисей. Он – наладчик станков на пилораме и, к тому же, заядлый рыбак. Местные зовут его просто – Игнатьич и относятся к нему с большим уважением. Внешне он производит впечатление очень аккуратного, следящего за своим здоровьем человека. Пьет он умеренно, поэтому лицо у него всегда «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Да и по характеру он отличается вежливостью и щедростью, никогда не берет денег с сельчан за какую-либо услугу (чаще всего это ремонт лодок), лишь просит их аккуратнее обращаться с мотором.
Рыбы Игнатьич вылавливал огромное количество, но никому даже в голову не приходило называть его браконьером. Его улов составляла самая отборная стерлядь, каждая весом не меньше килограмма. Местные подозревали, что он обладает каким-то сверхъестественным чутьем или знает колдовское слово. Единственным человеком, кто завидовал ему – был его брат Командор. И дом у его старшего брата был лучше и богаче, и в саду росли невиданные для этих мест цветы, и сам он слыл в поселке самым богатым человеком.
Огромная рыба
Иллюстрация О. Михайлова
Однажды на рыбалке, уже наловив большое количество стерляди и, собираясь домой, Зиновий вдруг почувствовал, что в сети попалось что-то огромное. По всем признакам Игнатьич понял, что это осетр. Когда рыба показалась из воды, его поразило ее величие и красота.
Началась борьба человека с рыбой, в течение которой Зиновия посещали разные чувства. Его то охватывал страх, то он начинал испытывать восторг, представляя, сколько он выручит денег за икру, которой у осетра должно быть не меньше двух ведер. На смену восторгу приходила жадность при мысли о том, если икрой придется с кем-то делиться.
Борьба
В этой схватке никто не собирался сдаваться, ни человек, ни рыба. На Игнатьича волнами накатывали страх и отчаяние, тогда он начинал разговаривать вслух. Он ни в какую не хотел упустить такого осетра, которого местные жители называют «царь-рыбой», и которая попадается счастливчикам один раз в жизни.
Перевес в борьбе менялся то в сторону Зиновия, то в сторону осетра. В какой-то момент рыба дернулась, Игнатьич зацепился за крючок и начал тонуть. Разные мысли пронеслись в голове Зиновия в эти минуты, и он уже почти смирился с безысходностью. Единственное, его огорчало то, что попадет он в ад, потому что «у райских врат стучаться бесполезно…».
Царь-рыба
Иллюстрация О. Михайлова
Но напористость и жизнелюбие человека одержали победу – он все же смог выбраться из воды и забраться в лодку. Оба противника были ранены и истекали кровью. Во время борьбы Зиновию почему-то вспомнился увиденный им однажды утопленник с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти». Представив себя на его месте, Игнатьич «завизжал… и принялся дубасить рыбину по башке… принялся уговаривать рыбу скорее умереть». Но осетр не подчинялся, он оказался таким же упрямым, как и его противник.
Покаяние
Пронеслись в памяти Зиновия и школьные годы, когда он, сидя на уроке, представлял себя на рыбалке с удочкой в руках. Уже во взрослой жизни довелось ему побывать и председателем родительского комитета, и депутатом поссовета и, даже, дружинником. Вспомнил он и о Тайке, своей племяннице, которую задавил пьяный водитель. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», – с горечью подумал Зиновий.
Всю жизнь Игнатьич раскаивался за то, что плохо поступил с нравящейся ему девушкой – Глашей Куклиной. В свое время он поверил слухам, что девушка изменила ему с одним из приехавших на их лесопилку трудармейцев. Местные парни подсказали ему, как проучить «изменщицу»: зацеловать, затискать и овладеть ею. Но, увидев ее старенькие байковые штанишки, выкрашенные домашним способом, он остановился, «…поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор Глаша и Зиновий пребывали в состоянии тихой вражды.
Отслужив в Киргизии, Зиновий вернулся в родные края с женой. Глаша вышла замуж за счетовода. При встрече она всегда здоровалась, но Зиновий знал, что обиду она не простила. На его письмо с извинениями, которое он послал ей со службы, она не ответила. Вернувшись, он попытался лично извиниться перед ней, но она тихо сказала: «Пусть вас Бог простит…».
Освобождение
Краткое содержание В. Астафьев «Царь-рыба»
«Царь-рыба» – это глава из одноименного сборника произведений Виктора Астафьева. В ней рассказывается о рыбаке Игнатьиче, которому в сети попадается огромный осетр. Это противостояние с рыбой приводит к тому, что Зиновий полностью переосмысливает свою жизнь. В статье можно читать краткое изложение произведения Астафьева «Царь-рыба».
Основные персонажи
Также в рассказе упоминались:
Очень краткий пересказ
Чтобы написать сочинение по литературе и лучше подготовиться к экзамену, рекомендуется прочесть очень краткий пересказ повести.
Игнатьич – самый удалой рыбак в поселке. Свой талант Зиновий применяет в браконьерстве, совершенно не задумываясь о вреде, который он наносит природе. Как-то раз ему сильно повезло, и в сети попался большой осетр.
Игнатьич впервые увидел осетра таких крупных размеров
Вскоре главный герой понял, что не сможет с ним совладать, но не стал звать подмогу, потому что не хотел делиться добычей. Он попытался ударить рыбу топором по голове, но не удержал равновесия и упал в воду. Обратно подняться он уже не мог, потому что он застрял в удах. Осетр все бился о лодку, вгоняя уды глубже в себя и в Игнатьича.
Оба они слабели. Главный герой просил Бога развести их по разные стороны, но осетр все глубже вгонял уды в себя и в рыбака. Тут он вспомнил, как еще в детстве старик советовал детям отпустить Царь-рыбу при встрече с ней, если на душе есть тяжкий груз. В юности Игнатьич надругался над своей возлюбленной Глашей и бросил ее в реку за то, что та загуляла с другим. Он начал молить о прощении и Бога, и Глашу.
Неожиданно рыба качнулась и вырвалась из уд, разорвав свою кожу. Она уплыла, а сам Игнатьич попросил ее жить как можно дольше.
Краткое содержание повести
Хотя рассказ написан не по главам, все события в нем идут последовательно. Ниже составлено краткое содержание повести-противостояния рыбы и человека.
Зиновий Игнатьич живет в поселке Чуш, что на берегу Енисея. Ко всем он относится с определенной снисходительностью и всегда приходит на помощь нуждающимся. Плавал Игнатьич на лодке, окрашенной в бело-голубой цвет. Он всегда был хорошо одет, на праздниках не напивался до беспамятства и со всеми общался вежливо. Часто свой талант он растрачивает впустую, занимаясь браконьерством. Так он вылавливает редкую рыбу, продает ее, тем самым опустошая водоемы. Зиновий даже не задумывается о наносимом природе ущербе.
Местные очень уважают Игнатьича за его умение чинить любую технику и природный талант к рыбалке. Никто даже не сомневается, что Зиновий – лучший рыбак в поселке.
Супруга Командора, услышав о об этом конфликте, велела мужу идти извиняться перед старшим братом. Тот попытался оправдать свой поступок пьянством. На что Зиновий ответил, что за алкоголь его могут и капитанского звания лишить. Эта фраза лишь раззадорила Командора.
Однажды осенью Игнатьич пошел рыбачить на лодке. Он уже собирал рыб из самолова, когда почувствовал, что в сети попалось что-то крупное. Зиновий браконьерничал, и в тот момент он очень боялся встретить рыбнадзор, потому что, если к ним попадешься – ждет тебя стыд и позор, а если сопротивляться начнешь – тюрьма. Сначала по реке проплыло грузовое судно, а за ним – «грустный кораблик».
По поведению рыбы он понял, что на наживку клюнул осетр. Однако был у него очень странный вид, по которому он больше походил на «ящера», нежели на рыбу. Еще Игнатьича удивило и то, что в этих водах осетр вымахал до таких размеров.
Зиновий взглянул на рыбу под кормой, и что-то в ее виде показалось ему зловещим. Осетр зацепился за несколько крючков, и для надежности Игнатьич прикрепил еще, но рыба и не дернулась. Он стал осознавать, что одному это чудище не побороть, поэтому придется звать подмогу – Командора и механика. Рыбак насчитал, что с одного осетра ему достанется порядка двух ведер икры, делиться которой он не собирался. Жадность и скупость захватили разум Зиновия. Он не хотел отпускать добычу, но и идти за помощью Игнатьич тоже не стал. Он подумал, что словить «Царь-рыбу» удается только раз за всю жизнь, да и то не у всякого она клюнет. В Игнатьиче, с детства любившего рыбалку, проснулся азарт выиграть в противостоянии с осетром.
Тут рыбак вспомнил, как еще в детстве дед говорил, что при встрече с Царь-рыбой стоит ее отпустить и продолжить жить. Он откинул все эти мысли, ухватил топор и ударил по рыбине, но обух лишь проскользил по ее лбу. Тут рыба дернулась, Игнатьича качнуло, и он оказался за кормой. Его оглушило от удара, и теперь Зиновий шел ко дну. Осетр продолжал отчаянно вонзать крючки в себя и в рыбака.
Игнатьич поплыл к лодке и попытался взобраться на нее, но по пути в него всадилось еще несколько уд. А рыба тем временем садила крючки и в себя, и в ловца.
Зиновий взмолился Богу, чтобы тот расцепил его с рыбой, но осетр не планировал сдаваться: он подплыл к лодке и уткнулся в бок Игнатьичу так, что тому показалось, будто рыба начала его жевать. Оба они теряли кровь и ослабевали. Зиновий вновь попытался взобраться в лодку, но рыба ухватила его за ногу. Тогда он начал бить ее по голове, а она потянула его за собой под воду.
Вдруг в ушах у него раздался шум, и Игнатьич решил, что потерял много крови и уже близок к смерти. Он начал вспоминать юные годы, когда его выдвигали в депутаты, но позже «отодвинули», потому что он – браконьер. Вспомнилось ему и то, как его племянницу сбили насмерть негодяи.
Он снова задумался о словах деда, который не советовал связываться с Царь-рыбой, если на душе есть тяжелая ноша. А у Зиновия такая ноша была. В 1942-м году в поселок заехали трудармейцы, с одним из которых загуляла Глашка, его возлюбленная. После этого по поселку о ней поползли дурные слухи, и Зиновий, не выдержав, завел девушку к реке, надругался над ней и столкнул в воду. С тех самых пор двое людей хранили эту страшную тайну. Будучи «молокососом», Игнатьич хвалился и гордился этим бесчестным поступком. Но время шло, он женился, и воспоминания о той ночи превратились в стыд и муку. Зиновий понял, что Царь-рыба – кара, посланная с небес.
Это фото иллюстрирует то, как Игнатьич из-за преступлений против природы находится на волоске от гибели, застряв в собственных удах
Уже с трудом открывая рот, он пытался просить у Глашки прощения. Неожиданно появился шум мотора и лодку качнуло водой. Осетр перевернулся и уплыл, разорвав свою кожу от самоловов.
Он кричал в след Царь-рыбе, чтобы та еще пожила. Сам Игнатьич был рад своему освобождению, ведь теперь и совесть его была чиста перед Глашкой. Он понял, что получил шанс жить иначе, без груза прежних ошибок.
Основная мысль повести
В этой повести В.П. Астафьев поднимает проблему экологии. По мнению автора, природа и человек неразрывно связаны, и к ней нужно относиться бережно и уважительно, иначе каждого может постигнуть наказание. Игнатьич из жажды наживы расхищал водоемы, тем самым нанося огромный вред природе. Более того, в душе он нес еще более тяжелую ношу после своего надругательства над Глашей. История, произошедшая с Зиновием, символизирует будущее человечества, если оно не перестанет беспощадно разрушать природу и не начнет жить в гармонии с ней.
Тем, кто хочет подробней изучить повесть, рекомендуется не ограничиваться чтением краткого содержания повести «Царь-рыба» и ознакомиться с ней целиком.
Анализ «Царь-рыба» Астафьев
Всего получено оценок: 123.
Всего получено оценок: 123.
С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.
Краткий анализ
Год написания – 1976 год.
История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.
Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.
Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.
Жанр – повествование в рассказах.
Направление – реализм.
История создания
Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но определённо обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.
В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.
Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.
В 1976 году была опубликована книга новелл “Царь-рыба”, она получила высокую оценку критики и признание читателей. В 1978 году Астафьев получает государственную премию СССР за своё произведение.
Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества. Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.
Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.
У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.
Композиция
У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией. Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает: у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Царь-рыбы».
По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовал на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах”, многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.
Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.
Анализ произведения «Царь-рыба» (В.П. Астафьев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.04.2020 · Обновлено 20.04.2020
Астафьев относится к писателям-деревенщикам, которые в своих произведениях пытались донести до читателя необходимость сохранения русской культуры, затрагивали темы экологии и сохранения окружающей среды, нравственности жителей деревни и города. Повесть Царь-рыба входит в одноименный цикл рассказов, объединенных местом и временем действия, темами браконьерства и отношений между человеком и природой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ произведения «Царь-рыба» по плану.
История создания
Рассказ «Царь-рыба» является ключевым в сборнике, что отражено в его названии. Сборник был написан в 1976 году и сначала публиковался в журнале «Наш современник» по мере написания новых рассказов. «Царь-рыба» был пятым.
Затем автор выстроил повести в отдельном сборнике, следуя композиционной логике. В сборнике он повествует о жизни людей у реки, частыми сюжетными ходами рассказов являются: преступление против природы и последующее наказание. Чаще всего это браконьерство в рыбной ловле. Все произведения в сборнике автобиографичны. Сам писатель долгое время жил в глубинке и наблюдал за нравами местных жителей.
История написания рассказа «Царь-рыба» была не менее драматична, чем история публикации. Автор имел напряженные отношения с цензурой. Но именно эта работа по счастливой случайности начала выходить в свет по частям и без правок! Писатель был удивлен, как и его друзья, но на втором выпуске уже получил предупреждение сверху: «Островата вещь-то, Виктор Петрович, почистил бы». Естественно, Виктор Петрович не почистил, и третий номер с рассказом не выпустили в печать. Однако к тому моменту книга стала резонансной, и не дать ей хода было уже невозможно. Рассказ просочился в зарубежную печать и вызвал полемику. Поэтому произведения Астафьева из этого цикла продолжили печатать, и «Царь-рыба» имел наибольший успех. Власти же сменили гнев на милость и наградили талантливого автора государственной премией СССР.
Жанр, направление
Рассказ «Царь-рыба» написан в реалистическом направлении и относится к деревенской прозе. Сам сборник автор определил, как «повествование в рассказах».
Доказать это нетрудно: в центре повествования один главный герой, других персонажей минимум, объем краткий, сюжетная линия — одна. Особенностью можно назвать рекурсию главного героя. Основной конфликт происходит в нем самом, внешняя борьба с осетром перенеслась во внутрь и вскрыла давний нарыв. Герой вспоминает свое прошлое, действие переносится туда же.
Смысл названия
Царь-рыбой в давние времена называли осетра, одну из самых ценных рыб. В рассказе и всем цикле этот мифический образ-символ гигантской рыбы олицетворяет собой всю природу, силу стихийную и властную над человеком. Это природа-мать, несущая в себе новую жизнь – множество икринок. Также в рассказе она олицетворяет судьбу и нравственное начало, способное судить и наказывать человека за его проступки.
Так вспоминает слова дедушки Игнатий, когда встречает царь-рыбу:
«А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье…»
Композиция
Композиция рассказа «Царь-рыба» – классическая: завязка, развитие действия и развязка.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ раскрывает взаимоотношения человека с природой и другими людьми. Отношение человека к природе становится показателем духовного состояния личности, его моральных качеств.
Главный герой, Зиновий Игнатьич, занимается браконьерством и незаконно ловит рыбу, хотя в ней не особо нуждается, им движет жадность. Он считает себя царем природы, думает, что она ему подвластна. Хочет поймать царь-рыбу, чтобы похвалиться перед односельчанами, и не зовет на помощь, потому что из-за жадности жалеет, что нужно делить добычу. За такое отношение к природе и жизни его и наказывает мифический осетр, ставя его в пограничную ситуацию между жизнью и смертью, чтобы герой осознал свои грехи и покаялся, испытал катарсис и духовно очистился.
По мере борьбы с осетром, который опрокидывает лодку и рыбака, герой вспоминает прошлое и думает, за что его могла так покарать судьба. Оказывается, давным-давно он любил одну девушку из деревни, но она предпочла ему приезжего офицера. Он уехал, Глаша осталась, и мужики подговорили Игнатьича проучить гулящую девку. Он завел ее в чащу, получил то, что хотел, и пнул ногой в реку — неглубоко, для наказания. Потом он просил прощения, но понял теперь, что этого мало. Бог вступился за женщину. Осознав это, он освободился от рыбы и выжил.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон перечислил образы в рассказе «Царь-рыба» в формате таблицы:
Зиновий Игнатьич | Самый богатый рыбак на селе, человек замкнутый, хитрый и алчный. У него сложные отношения с семьей, они с братом враждуют. Из его воспоминаний известно, что он поступил жестоко по отношению к женщине и поднял на нее руку. Им движет одна цель — нажива. Поймать рыбу он хочет в качестве трофея, чтобы получить деньги и похвастаться перед односельчанами. В какой-то момент эти мотивы становятся для него важнее жизни, но он раскаивается в своих прегрешениях и освобождается от рыбы. |
Глаша | Ведомая и легкомысленная девушка, которая, впрочем, была обманута так же, как и Зиновий. Офицер уехал, а она осталась наедине с суровыми деревенскими нравами. Глаша отличается кротостью и покорностью судьбе. Она не стала жаловаться на обидчика и снесла оскорбление без ропота. |
Царь-рыба | Это символ природного божества, которое наделено некоей судебной властью. В фольклоре местных жителей такая рыба — сама судьба. Ее удается встретить единожды, но необходимо отпустить, иначе удача обернется проклятием. Эту рыбу нельзя трогать, она священна для рыбаков, ведь они сильно зависимы от речной стихии и могут пострадать от ее гнева за чрезмерную жадность и неуважение к хозяину вод. |
(жизненный путь, природа и человек, быт и нравы деревни, любовь)
Тематика рассказа «Царь-рыба» может быть описана подробнее, но растягивать разбор ею Многомудрый Литрекон не хочет (и так много информации). Поэтому если Вам необходимы дополнения, напишите в комментариях, и они появятся:
Проблемы
Проблематика рассказа «Царь-рыба» тоже может быть расширена по Вашему указанию:
Основная идея
Смысл рассказа «Царь-рыба» заключается в том, что человек — не царь природы, она сильнее его. Человек своими поступками вредит экологии, хотя должен жить в гармонии с окружающим миром и не злоупотреблять его ресурсами. За плохое обращение с матерью-природой, попытки покорить и подчинить ее себе, главный герой наказывается «свыше».
Главная мысль рассказа «Царь-рыба» состоит в нравственном очищении Игнатьича, которому была необходима эта встреча. В его воспоминаниях о Глаше мы видим негативные стороны его личности, трусость, жажду мести. Но в итоге герой кается и просит прощения, он понимает, что поступал плохо, и это его очень мучает. Мы видим, что он неплохой человек, чтобы встать на путь нравственности ему нужно озарение, что с ним и происходит в итоге борьбы с царь-рыбой.
Чему учит?
Рассказ «Царь-рыба» учит человечности, разумному пользованию природными ресурсами. Главное и ценное в жизни не нажива и богатство, не статус, а сама жизненная энергия, духовная гармония, жизнь в соответствии с законами природы и законами духовной чистоты.
«…и ему сделалось легче… от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
О чем заставляет задуматься Астафьев? Каковы нравственные уроки в рассказе «Царь-рыба»? Они состоят в том, что человеку нельзя зазнаваться и думать, что окружающий мир создан исключительно для его наживы. Нужно ответственно использовать то, что дано, и давать взамен. Жители деревни только берут рыбу и живность, но не заботятся о природе. Не менее бездумно они распоряжаются друг другом. Женщина в деревне становится такой же рыбой, которую берут, не спрашивая, и даже наказывают за сопротивление. В семьях мы видим соперничество и борьбу за материальные ценности. Вот к чему ведет хищнический менталитет рыбаков, которые грабят не только окружающий мир, но и своих домочадцев. Мы может сделать для себя такой вывод: в основе человеческих отношений должен быть обмен, а грабеж. Мы должны поддерживать нормальное состояние экосистемы и нашей семьи, а не драться за кусок, убивая всех на своем пути.
Критика
Художественные средства в рассказе «Царь-рыба» весьма изобильны и интересны. В качестве одного из главных изобразительных средств в рассказе автор использует ассоциации между человеком и природой. Астафьев раскрывает человека через природу и наоборот, используя метафоры и сравнения:
«И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная… Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Человек — это дитя природы, он должен быть един с нею, поэтому она помогает ему обличить и осознать его грехи. В повествовании о борьбе Игнатьича с рыбой его образ обобщается, и автор называет иногда его “человек”, а не по имени. Тем самым показывая масштаб взаимоотношений человека и природы.
О мастерстве автора писали многие критики:
«Огромный и неспокойный талант Виктора Астафьева — это талант действия и убеждения, нескончаемых хлопот по обретению человеком своей лучшей сути. Он не может мириться с заржавевшей правдой бытия, говорящей, что всегда и во все времена были добро и зло, поровну того и другого. Он против зла в любых долях», — писал В.Г.Распутин о писателе В.П. Астафьеве.