архетип рыба по юнгу
Глава IX. Амбивалентность символа рыбы
Процесс Индивидуации в Эоне
Процесс Индивидуации в «Эоне»
Глава IX Амбивалентность символа рыбы
Юнг рассматривает далее сирийский Апокалипсис Баруха (который можно найти у Чарльза (1985)), где говорится, что время, предшествующее приходу Мессии, распадается на двенадцать частей, и Мессия придёт в двенадцатую. Как деление времени это указывает на двенадцать знаков Зодиака, из которых двенадцатым являются Рыбы. Двенадцатый является таким образом концом и началом. Затем из моря восстанет Левиафан. В то время как Бегемот является однозначно земным животным, два морских чудовища, упомянутые у Баруха, должны быть дупликациями Левиафана, и последнее также намекает на них как на мужскую и женскую формы. Вместе с тем в книге Иова и во всех более ранних текстах Левиафан только один. Затем он был противоположностью самого высокого Бога, но – поскольку он разделился надвое – Бог, так сказать, высвободил свой собственный внутренний конфликт и теперь может наблюдать конфликт двух враждующих братьев вне себя. Мы часто видим это разделение тени в современных снах, особенно там, где эго личности не осознаёт составляющих, которые оно должно знать. Если мы применим этот психологический опыт к мифологическому материалу, который мы обсуждаем, тогда мы можем предположить, что чудовищные противники Бога двоятся, поскольку Богообраз является незавершённым. Развивая это далее, рассматривая Христа как другую рыбу, мы можем утверждать, что именно человеческий элемент ранее отсутствовал в Богообразе, как мы действительно знаем из других источников (§181).
Юнг приводит далее многочисленные примеры амбивалентного отношения к рыбе. В Египте, например, её обычно считали нечистой и негативной, хотя среди многих положительных противоположностей я упомяну изображение на позднем эллинистическом саркофаге, где присутствует рыба, порхающая над мумией вместо обычной души-птицы. Ясно даже, что рыба на этом изображении – одна из трёх самых ненавистных рыб, которые, как утверждается, съели фаллос Осириса после того, как он был разорван на части Сетом. Эти рыбы были посвящены Тифону (Сету), который представляет «вспыльчивую, импульсивную, иррациональную и жестокую» часть души, поэтому действительно интересно, что она была представлены на этом саркофаге как изображение души, порхающей над мумией (§187).
Далее Юнг говорит о Горе и Сете, из которых первый был богом дня, а второй – богом ночи и которые были поэтому врагами. Эта пара богов (скрытые противоположности, содержащиеся в Осирисе) представляет собой интересную параллель к Бегемоту и Левиафану в отношении к Яхве. Но оба работают вместе, когда дело доходит до того, чтобы помочь одному богу Осирису достичь небесной квартерности (§187).
В арабской традиции область вокруг полюса видится в форме рыбы. Видение Бога, пережитое Иезекиилем, пришло с севера, несмотря на то, что север обычно считается местом рождения всякого зла. Такое совпадение противоположностей привычно для всех первобытных концепций Бога, для него это было тогда просто само собой разумеющимся. Но когда люди начинают размышлять сознательно, совпадение противоположностей становится крепким орешком, и мы стараемся избежать проблемы любым возможным способом. Положение дьявола в христианстве глубоко неудовлетворительно, но когда такие пробелы остаются коллективными доминантами, они обычно компенсируются из бессознательного. Алхимики, однако, стремились, по сути дела, к более или менее сознательному восстановлению первобытного Богообраза и таким образом были способны выдвигать парадоксы, которые шокируют нас своей откровенностью и которые, хотя и содержатся в христианской религии, никогда не выносились в сферу сознания. Кто говорит, например, об адском огне и одновременно о privatio boni (лат. лишение добра)? Хотя и то, и другое являются христианскими доктринами (§189).
Юнг говорит здесь: «То, к чему они стремились, было более или менее восстановлением первобытного Богообраза. Поэтому они могли выдвигать настолько шокирующие парадоксы, как тот, что божественная любовь полыхает в языках адского пламени» (§191, см. также Юнг 1944, §446).
Я работала некоторое непродолжительное время с Эммой Юнг, и кое-что, чему я у неё научилась, стало для меня с тех пор огромной помощью в установлении отношений с негативными эмоциями. У неё было огромное доверие к тому, что происходило из её собственного опыта. Она говорила, что если у вас ужасная депрессия, или вы сильно раздражены, или испытываете ещё какую-либо негативную эмоцию, которую вы обычно стараетесь подавить или избежать, необходимо воспринять эту эмоцию, насколько вы на это способны, как друга или как животное, установить с ней отношения и в конечном счёте сделать так, чтобы она сказала вам, почему вы её испытываете. Поэтому если у вас жуткая депрессия, вместо того, чтобы использовать алкоголь, прогулку или ещё что-то, обратитесь к ней, установите с ней отношения и спросите: «Полагаю, у тебя есть свои основания?» Я очень многое получила благодаря этой технике, и я думаю, когда алхимики говорят о любви Бога, полыхающей адским пламенем, это даёт некоторые сведения о картине переживания негативной эмоции без попыток убежать от неё.
Когда мы думаем о Нострадамусовом «короле севера», нам не следует забывать, каким парадоксом является север у древних авторов: это трон высших богов и Люцифера. Особенно имеет значение крик Бернарда Клервосского Люциферу: «И стремишься ли ты вкривь к северу? Чем более ты спешишь к вершинам, тем быстрее ты идёшь к закату» (§120).
Здесь я хочу сделать комментарий, что на самом деле идеей, которая вызвала такое бешенство после «Ответа Иову», было представление Бога как, так сказать, прообраза, как развития в каждой личности. В личности присутствует это разделение на две фигуры, если вы не сознательны там, где вы могли бы сознавать, и это как раз то, что Юнг показывает в книге и для чего, если вы помните, он так часто говорит, что если бы Яхве всего лишь прислушался к своей Софии, универсальному знанию внутри себя, он смог бы осознать, что у него самого также есть тёмная сторона. Если вы наблюдаете за снами, самое интересное, что, когда тень возникает как две фигуры, если вам удастся обнаружить их природу, одна будет ближе к сознанию, чем другая. Последняя будет более сложна для выделения и может быть смешана с архетипическим материалом.
Вопрос в целом очень интересен, но очень сложен. Вы знаете, что во сне очень часто появляются не одна, а две теневые фигуры. Если вы думаете о них, о том, что вы чувствуете по отношению к ним, об их наиболее выдающихся качествах и о том, что они означают для вас, вы, вероятно, обнаружите, что одна из них ближе вам, чем другая, и вы знаете о ней больше. С другой стороны, Юнг говорит, что удвоение любой фигуры – указание на то, что она просто поднимается на поверхность и выглядит как две, хотя в действительности она одна. Если взять идею фигур Бегемота и Левиафана в «Иове», они являются тёмной стороной Бога. Когда Иов очень несчастен и рассказывает Богу о своём несчастье, Бог просто хвастается удивительными животными, которых он сотворил, и Левиафан и Бегемот выступают как разделившаяся тень Бога. Если я правильно это понимаю, отброшенная тень затем раздваивается, когда двое сражаются друг с другом, как пара враждующих братьев, что обозначает стадию достижения большей объективности, на которой это может быть рассмотрено как конфликт. Когда я испытывала огромную трудность в распознании своей тени, поскольку она была для меня слишком неприемлема, мне приснились две женщины, которые, хотя они делали всё возможное, не могли понять друг друга, но затем они танцевали и таким образом смогли каждая пойти своим путём, просто случайно встретившись и став ближе друг к другу. Я думаю, что сначала человек просто совсем не видит, что его тень может сделать с ним что угодно, и следующий шаг – увидеть её как неприемлемую пару противоположностей, сражающихся друг с другом, из которой можно получить идею о том, что внутри вас также присутствуют эти две неприемлемые фигуры и происходит страшное разделение, поскольку в вас есть эти две женщины или две тени, которые ничего не знают друг о друге. Сначала это казалось мне пустыми словами, и мне никогда не удавалось добиться какого-либо успеха во взаимодействии со своей тенью до тех пор, пока я не получила идею о возможности синхронизации, как в танце. Удвоение, насколько я это вижу, следует связывать с опредмечиванием, но это мой собственный опыт, и это пришло ко мне не из «Эона».
Что такое архетип личности: основные виды, описание и тест на архетип
Маркетинг и брендирование личности — интересные направления в психологии, которые набирают популярность. С ними тесно связаны архетипы, теория о которых была создана Юнгом. Все образы заложены в коллективном бессознательном, а их основой выступают сказочные герои вроде Бабы Яги и Ведьмы. Многие примеры заложены в древней мифологии. Но какие бывают архетипы и каковы их особенности?
Что такое архетип?
Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.
Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.
Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.
Часто ставят знак равенства между психотипом и термином «архетип». Но это неверно!
Архетипы личности по Юнгу
Он не называл 12 или 7 основных персонажей, считая, что их бесконечно много. Дело в том, что структура психики очень многослойна, а культурные прообразы разнообразны. Поэтому ограничить круг архетипов невозможно. Но Карл Густав Юнг выделял основные архетипы.
Анима и Анимус
Мужские тенденции, заложенные в психике дамы, он называл Анимус. Истинно женское проявление — Анима. Постепенно они смешиваются, что и выливается в наше бессознательное.
Самость
Именно смешение Анима и Анимус приближает к воплощению Самости. По своей сути, это некий образ индивида, которым человеку предначертано стать. Это прообраз Бога. Чаще всего Бог является в супер-личностях:
Иногда это символ, замкнутый по контуру. К примеру, квадрат или круг.
Один из собирательных образов по Юнгу — это Мать, представляющая начало всех начал. Персонаж закладывает принцип взаимодействия индивида с окружающим миром. Мать имеет светлую и темную сторону. Первое проявление — Хозяйка-Мать, которая выступает хранительницей тепла и семейного очага.
Для нее важна во всем гармония:
Хозяйка-Мать дает заботу, душевное тепло, любовь, ласку. В темном же проявлении Мать — это Хозяйка-Мачеха, для которой характерна хитрость змеи и воплощение ужасной старухи из детских сказок.
Активный стиль поведения и динамика — вот то, что олицетворяет Отец. Но Юнг предлагает 3 интерпретации такого архетипа. Например, Отец-Уран выступает загадочным персонажем. Мужчина наделен глубоким интеллектом, но он часто уходит в себя, что вызывает чувство безысходности.
Источник фото: shutterstock.com
Отец-Зевс — пример патриархального мужчины, для которого характерны власть, сообразительность, умение управлять, дальновидность, авторитет.
Существует еще образ Отца по принципу Кроноса. Иногда его изображают в виде Дьявола или Люцифера. Для дитя он принимает образ врага. Такой вариант приобретает характер диктатора, который излучает агрессию, стремление к тотальным победам и безграничному контролю.
Ребенок
Также Юнг рассматривает образ ребенка, считая его одним из наиболее важных, так как в нем соединяются мужские и женские начала, запас силы и слабости. Но этот образ имеет 2 разновидности. Первый — Грядущий Ребенок, для которого свойственны воля к жизни, сила духа и умение достойно переносить испытания свыше. Второй — Обиженный Ребенок, который изначально нуждается в защите.
Отдельно выделяются архетипы Скорпиона, Стрельца, Рака и прочих знаков зодиака.
12 архетипов по Пирсон
Еще одну классификацию предлагает Кэрол Пирсон. Чтобы создать свой личный бренд, очень важно понять, к какой категории ты относишься. Изучить не только сильные, но и слабые стороны характера. В этом как раз и может помочь предложенная К. Пирсон градация.
Источник фото: shutterstock.com
Простодушный
Для этих людей важно быть самими собой. Их цель — быть счастливыми. Но Простодушный, или Невинный (также встречается название Ребенок) не желает брать на себя ответственность за что-либо. Все решения оттягиваются до самого последнего момента. Наградой для Простодушного выступают оптимизм и вера.
Искатель
Иногда Искатель именуется иначе. Среди прочих названий распространены:
Его основное желание — свобода поиска своего «Я», причем, происходит это через освоение всего мира. Страхом для Пилигрима является приспособленчество и жизнь в ловушке без пульса жизни, но с ощущение внутренней пустоты. Искатель стремится жить полной и лучшей жизнью. Наградой для него становится умение быть честным, особенно по отношению к себе самому, и самостоятельность.
В качестве стратегии представители этого архетипа выбирают поиск, путешествия, отсутствие скуки и ловушек.
Мудрец
Этот архетип имеет и другие распространенные названия:
К чему стремится Ментор? Открыть истину. Но его самым большим страхом является невежество. Исследователь боится оказаться в заблуждении и быть обманутым.
Источник фото: shutterstock.com
Наградой для Оракула становятся интеллект и мудрость. В качестве стратегии этот архетип выбирает поиск знаний и информации. Но тут же и кроется основная ловушка. Мудрец может бесконечно изучать определенный вопрос, но так и не приступить к действиям.
Бунтарь
Этот образ чаще всего проявляется в революционере и мятежнике. Это может быть дикая женщина или харизматичный мужчина. Основной задачей архетип ставит революцию или месть. Его представители предпочитают шокировать, ломать и разрушать. Но не все, а только то, что перестало работать. В качестве награды они получают тотальную свободу.
Одним из ярких представителей этой группы выступает Мадонна.
Герой
В ком можно опознать Героя? Такой архетип — это солдат, конкурент, воин, спасатель, спортсмен, победитель, крестоносец. Всеми средствами он пытается доказать свою ценность, чаще всего выбирая сложные и мужественные поступки. Индивид стремится стать на 100% компетентным, могущественным и сильным.
Источник фото: shutterstock.com
Однако при этом у него вызывают страх:
Приобретенную власть Герой использует во благо мира, для его усовершенствования. Естественным окружением Воина становятся рабочее место, поле битвы, политические круга, улица или любое другое место, где трудности бросают вызов и нужно проявить максимум энергичных, активных и мужественных действий.
Чаще всего его можно опознать в новаторе, посреднике, целителе, враче, визионере, харизматичном лидере или шамане. Такая установка ставит своей целью реализацию желаний. При этом представитель группы стремится познать все фундаментальные законы. Понять, как устроена вселенная. Для выполнения своей миссии Волшебник стремится развивать видение. Но тут существует ловушка — Маг легко превращается в манипулятора.
Есть несколько трактовок этой версии. Под описание подходят Остряк, Джокер, Шутник, Проказник, Клоун, Комик, Дурак. В любом случае, Шут стремится повеселиться и беззаботно провести время. Для такого человека максимально важно жить прямо здесь и сейчас.
Источник фото: shutterstock.com
При этом Шут будет из каждого события извлекать максимум веселья и удовольствия. Он любит потешаться над окружающими. Жизненные сложности преодолевает с помощью шуток и юмора. Шут обожает новые впечатления, но тут-то и кроется основная опасность. Проказник может растратить впустую всю жизнь.
Любовник (любовница)
Часто этот архетип называют Соблазнителем, а его символом выступает легендарная Мэрилин Монро. Основное желание Соблазнителя — испытать чувственное наслаждение и добиться интимности. Любовник, или Эстет, выбирает особую стратегию. Ему важно стать лучше в эмоциональном, физическом и другом плане. В качестве награды Соблазнитель получает восхищение и страсть. Но самый сильный страх вселяют риск оказаться нелюбимым, нежеланным и остаться в одиночестве.
Славный Малый
Его можно распознать в самом обычном человеке. Этакий парень из соседнего двора или соседская девушка. Основное желание, которое характерно для этого персонажа, — связь с людьми, окружающими его. Такая персона боится выделиться и оказаться отвергнутой. Поэтому вполне может отказаться от собственного «я», чтобы взамен получить даже самые поверхностные отношения.
Источник фото: shutterstock.com
Заботливый
Продолжает наш список архетип Заботливый. Обычно он ассоциируется с:
Такой персонаж старается максимально защитить людей. Наградой для него становятся щедрость и сочувствие. Больше всего Опекун боится эгоизма, особенно своего собственного. Это альтруист в чистом виде, которому свойственны щедрость, сочувствие и стремление помогать.
Заботливый часто представлен в образе Хранителя, Родителя, Спасателя.
Правитель
Один из самых ярких образов структуры психики — Правитель. В женском воплощении это Императрица или Королева, реже — Принцесса. Увидеть представителей такой группы можно в руководителе, политике, начальнике, администраторе или менеджере, которые стремятся к контролю. Им важно создать успешную компанию, крепкую семью, процветающее дело.
Источник фото: shutterstock.com
Творец
Последний из 12 архетипов по Пирсон — Творец. Для него характерны воплощения музыканта, кузнеца, художника, писателя. Это изобретатель и мечтатель. Истинной наградой для Творца становятся воображение и творчество. Он обречен постоянно творить, иначе просто «задохнется».
Архетипы богинь
Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.
Источник фото: shutterstock.com
Афина
Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.
Гестия
К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия. Для Гестии очень важна самодостаточность.
Артемида
Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.
Женщины времен СССР — типичные образцы Артемиды.
Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.
Источник фото: shutterstock.com
Персефона
Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.
Деметра
Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.
Афродита
Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:
Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.
В некоторых интерпретациях есть прообразы Гекаты, Лисы, Амазонки, Жрицы, Прекрасной Елены, Гейши. Также распространены версии Фея, Муза, Лилит. Кстати, нечто подобное придумано и для мужских версий: Аполлон, Охотник, Дракон, Раненый Лекарь, Пуэра и т.д.
Как определить свой архетип
Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.
Тест на архетип
Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.
Какая вы греческая богиня?
1. В детстве (до 14 лет) вы:
a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;
b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;
c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;
d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;
e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.
2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:
a) я сама;
b) отец или дедушка;
c) ваш учитель, любимый писатель или философ;
d) мужчины;
e) мама, тетя, бабушка.
3. Как складывались отношения у ваших родителей?
a) родители часто ссорились или даже развелись;
b) меня воспитал отец (дедушка);
c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;
d) меня все холили и лелеяли;
e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.
4. Вы решили, что уже взрослая, когда:
a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;
b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;
c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;
d) почувствовала свою женскую привлекательность;
e) вышла замуж.
5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:
a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;
b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;
c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;
d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;
e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».
6. Любовь по-вашему — это:
a) полное взаимопонимание;
b) то, что мешает работе;
c) интересный опыт;
d) суть всей жизни;
e) хорошая основа для брака.
Результаты теста:
a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».
b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.
c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.
d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.
e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.
Видео
Узнать, как проявляется каждый женский архетип в одежде, можно из видео: