акула ест рыбу рисунок
Акула ест рыбу рисунок
Вы когда-нибудь слышали истории о сказочно разбогатевших людях, которые однажды обнаружили фонтан нефти у себя на заднем дворе? Так вот, забудьте их. В этом посте вы узнаете, как по-настоящему работают нефтяники на Восточно-Мессояхском месторождении на Гыданском полуострове ЯНАО, как не замерзнуть в Арктике и зачем там нужны беспилотники.
Как живут нефтяники
Большинство вахтовиков работает в закрытых рабочих зонах, которые утеплены настолько, что про мороз на улице можно забыть. Но есть работы и на открытом воздухе: грузовые операции, ремонт и профилактические обходы.
Кроме холода у Крайнего Севера есть еще одна особенность — полярная ночь, когда 40 суток подряд не видно солнца. Из-за постоянной темноты с непривычки можно и потеряться во времени. Но все компенсирует полярный день, который приходит в Арктику в начале июня и длится около месяца. Нефтяники говорят, что постоянно видеть солнце — бесценно. А для крепкого ночного сна на окнах вахтовых общежитий установлены шторы-блэкауты.
Людей со стандартным рабочим графиком иногда пугает продолжительность вахты, которая обычно длится 30 дней, а в условиях пандемии доходила и до 60. Главный плюс такого графика — отпуск между вахтами по длительности совпадает с количеством рабочих дней. Поработал 60 дней — столько же и отдохнешь. Семейные люди считают, что это позволяет посвятить супругам и детям гораздо больше времени, чем при офисной занятости, когда видишь семью только перед сном и уходом на работу.
Распорядок дня всегда примерно одинаковый: подъем в семь утра, планерка, работа по специальности до 8 вечера. Есть и ночные смены — производство непрерывное! Как отдыхать после работы, каждый решает сам. В свободное время нефтяники читают, играют в футбол, баскетбол или теннис в оборудованных спортзалах, ходят в тренажерку, смотрят телевизор и общаются под горячий чай в комнатах отдыха. С родными связываются по телефону или видеосвязи. Интернет, к счастью, на промыслах стабильный.
Меню на месторождениях такое, что, кажется, нефтяников на работу именно едой и заманивают. Кормят разнообразно, а еще устраивают дни национальных кухонь. Местные повара даже придумали фирменный салат «Недра Мессояхи». Каждый слой из рыбы, яиц, риса, лука и картофеля означает определенный пласт: нефти, газа, глины, воды, вечной мерзлоты. Познавательно и вкусно!
А вот в отношении алкоголя альтернативных мнений быть не может. На нефтепромысле нулевая терпимость к горячительным напиткам. У каждого работника проверяют пульс, давление, температуру, дыхание на алкотестере. Человека с признаками алкогольного или наркотического опьянения везут на медицинское освидетельствование, и если оно подтверждается, отправляют домой с последующим увольнением.
На чем ездят и летают нефтяники
Чуть ли не единственный транспорт, с помощью которого можно попасть на месторождение в тундре, — вертолеты. На воздушные перевозки влияет погода, которая часто бывает нелетной. В периоды туманов, плохой видимости, сильных ветров и метелей (мётел, как их здесь называют) нефтяники могут по несколько дней ждать рейса на вахту или домой. Но с мая по ноябрь вертолеты летают практически без выходных, пока не откроется зимник — временная дорога через тундру.
На самом нефтепромысле передвигаться пешком по дорогам запрещено, тротуаров для прогулок не предусмотрено. Зимой по пути от одного объекта к другому можно попросту замерзнуть, особенно если к холоду добавляется метель. Чтобы этого избежать, перемещаться разрешено только на спецтранспорте. А в тундру и вовсе можно выезжать только на ТРЭКОЛе — вездеходе с низким давлением в шинах и минимальным воздействием на чувствительные грунты. Транспортом на месторождениях управляют профессиональные водители. Они доставляют работников от жилого комплекса или административного здания к рабочим местам и обратно.
Как нефтяники общаются с местными
По подсчетам самих нефтяников, на территории Мессояхской группы месторождений живут десятки семей коренных ненцев, и в их личных хозяйствах — больше четырех тысяч оленей. Это говорит о том, что разработка трудных запасов ведется экологично. «Если бы экология была нарушена, ни одного оленя мы бы на Мессояхе не увидели, — рассказывает ведущий специалист по работе с коренным населением «Мессояханефтегаза» Юрий Лапсуй. — Нет экологии — значит, нет ягеля и нет оленей».
С коренными жителями тундры работники месторождения контактируют постоянно: рассказывают, какие объекты будут строить и зачем, советуются насчет расположения нефтяной инфраструктуры. Каждый план перед началом строительства проходит общественные слушания, чтобы его реализация не повлияла на местную экосистему. Если запланированный участок трубопровода пересекает пути миграции оленей, строят специальные оленьи переходы — труба в этом месте напоминает арку высотой до пяти метров. Под ней стада спокойно проходят к местам стойбищ и в период каслания — массового перемещения для рождения потомства. Ненцы говорят, что самки оленей рожают оленят только в тех местах, где когда-то появились на свет сами.
Нефтяники налаживают с местными дружеские отношения. Ненцы знают, что в случае чего с ними поделятся едой и топливом, придут на помощь, если заболеешь, помогут с вертолетом для экстренной доставки рожениц в больницу. К врачам Мессояхи местные жители обращаются не особо часто. Приходят только с болями или травмами, по мелочам не беспокоят.
Случаются и кинематографичные истории спасения. В апреле молодого оленевода, который потерял сознание за рулем снегохода, спас маркшейдер Александр Свиргун. Парень из коренных ехал через тундру вслед за отцом, в пути у него заболела голова, он отключился. Александр с коллегами нашел 17-летнего оленевода на снегу в мороз и отвез в здравпункт Мессояхи. Местный врач Олег Брезицкий осмотрел пациента, поставил предварительный диагноз, дал лекарства и вызвал санборт до Нового Уренгоя. Сейчас пациент чувствует себя хорошо, его уже выписали.
Эту историю описал в своем инстаграме блогер-нефтяник Антон Булковский. Подписывайтесь, чтобы следить за жизнью и работой нефтяников из первых рук!
При чем тут беспилотники
Процесс добычи нефти на месторождениях максимально автоматизирован, а участие работников в самых тяжелых процессах минимизировано. Для этого «Газпром нефть» развивает направление беспилотников, причем не только для разведки, но и для транспортировки грузов и контроля за строительством и готовыми объектами.
Беспилотная техника позволяет снизить риск для здоровья сотрудников и исключить человеческий фактор. Сейчас 60% трубопроводов «Газпром нефти» частично или полностью контролируют с использованием летающих беспилотников. Аппараты управляются дистанционно и оборудованы тепловизорами, фото- и видеокамерами.
За последние полтора года на самом северном нефтепромысле страны испытали сразу несколько типов беспилотников. Один — для доставки грузов по воздуху. Иногда проще и экологичнее отправить небольшой груз с помощью дрона, чем строить дорогу для автомобилей. Завозить на месторождение нужно многое: от строительных материалов до продуктов питания.
Умные аппараты планируют применять не только в воздухе. В начале 2020 года на Восточной Мессояхе испытали беспилотные «КАМАЗы». Беспилотники оснащены камерами и лидарами, данные с которых помогают встроенному искусственному интеллекту ориентировать грузовик на местности, строить маршруты и обходить препятствия. Видео с испытаний можно посмотреть здесь.
Конечно, полностью людей техника не заменит. По крайней мере, не в ближайшем будущем. Разведка, добыча и транспортировка требуют участия живых людей, понимающих суть рабочих процессов. Ведь именно человек поставит задачу, определит план полета, задаст высоту, проанализирует результаты и сделает выводы.
Человеческое отношение на Мессояхе заметно во всем: даже серьезную технику нефтяники умудряются ласково называть женскими именами. Вместо сухих аббревиатур ГПА-1 и ГПА-2 два газоперекачивающих агрегата компрессорной станции носят имена «Лариса» и «Дарья». Сотрудники говорят, что это напоминает им о доме и любимых.
Опасными огромными хищниками морей являются акулы, в последнее время их стали часто замечать рядом с сахалинским побережьем. Однако дети с удовольствием и интересом рисуют их на бумаге.
Простой метод
Данный урок поможет детям нарисовать морское животное поэтапно. Начинать лучше с легкого способа, который осилит даже ребенок.
Для этого потребуется: простой карандаш, ластик, лист бумаги. Для реализации творческого процесса нужно произвести следующие шаги:
Рисунок готов! Браво! Как видно изобразить акулу достаточно легко, можно немного усложнить работу.
Интересный рисунок
Данная работа сложной кажется только на первый взгляд. Получить желаемый результат можно, соблюдая следующие инструкции:
Таким образом можно изобразить большого кита либо, схожую по форме, рыбу.
На листе в клеточку
Такое изображение акулы очень понравится ребенку, так как оно будет более приближенным к мультипликационному образу. Нужно:
Мегалодон
Самая огромная акула существовала в эпоху динозавров, а называлась она — мегалодон. Нарисовать хищника поможет следующий инструктаж:
Акула-молот
Существует ещё один интересный вид морских хищников — рыба молот. Следующий урок научит рисовать такую неординарную особь.
Получив навыки рисования акулы, можно будет изобразить знаменитого персонажа из игры Бравл Старс, что еще больше порадует малышей.
Как нарисовать акулу поэтапно карандашом для детей
Как нарисовать акулу поэтапно карандашом для детей
Акулы являются опасными морскими хищниками огромного размера. Несмотря на это детям интересно их изображать на бумаге. Их всегда выделяет характерный плавник сверху, который возвышается над водой. Давайте разберём как нарисовать акулу поэтапно карандашом для детей.
Рисунок простым способом
Дельфина мы рисовали на одном из наших уроков. Предлагаем продолжить рисование морских животных. На этом уроке мы расскажем, как нарисовать акулу поэтапно для детей самого юного возраста. Начинаем, как обычно, с лёгкого творческого процесса, с которым вполне справится ребёнок.
Вооружайтесь простым карандашом и приступаем к рисованию:
Рисунок акулы готов. Видите, этот урок лёгкий и идеально подойдёт чтобы разобраться в технологии рисования этого морского хищника.
Интересный и лёгкий рисунок
Когда справились с первой работой, предлагаем усложнить задачу и нарисовать другую работу. Не переживайте этот урок тоже идеально подходит для новеньких или начинающих художников. Просто соблюдайте наши инструкции, чтобы получить достойный и удовлетворительный результат.
Как нарисовать акулу ребёнку:
Работа вторым способом готова. Этот творческий процесс немного сложней предыдущего, но мы уверены, что вы и с ним справились.
Рисунок по клеточкам
Если справились с предыдущим рисунком, то сложностей с этим изображением у вас точно не будет. Мы будем рисовать сразу чёрной ручкой, но вам стоит воспользоваться карандашом, а по завершении обвести рисунок.
Как изобразить акулу пошагово с помощью простого карандаша:
Рисунок по клеточкам на этом этапе завершается. Так, узнали как изобразить эту акулу по пошаговой инструкции для детишек. Если вы новичок в этом виде творчества, рекомендуем следовать нашему инструктажу.
Рисуем Мегалодона
Самым большим видом среди морских хищников, считается Мегалодон, который жил в эпоху динозавров. Он в несколько раз превосходит по своим габаритам белую акулу и является самым опасным среди всех видов. По инструкции ниже мы разберём как нарисовать акулу Мегалодон в своём альбоме.
Начинаем творческий процесс:
Рисунок готов. Теперь вы знаете как изображать Меголадона. Видите, работа несложная, даже для новичков, всё, что от вас требуется, это придерживаться нашего инструктажа.
Акула молот простым способом
Когда справились с предыдущими инструкциями, не стоит останавливаться. Кроме этих видов, есть ещё интересная разновидность данных морских хищников. Такой разновидностью является рыба молот. Предлагаем научиться рисовать её.
Вооружаемся стандартным набором для рисования и приступаем:
На этом этапе работа завершёна. При желании можно всё раскрасить в подходящие цвета или дополнить картину рисунком корабля.
Изучив наш материал вы легко сможете изобразить акулу с ребёнком. Все наши уроки идеально подходят для обучения не только взрослых, но и детей. Поэтому рекомендуем к подобному творчеству привлекать своих малышей.
Акула ест рыбу рисунок
Издревле людей интересовал неведомый, загадочный подводный мир. Некоторые дерзкие мечтатели даже представляли в своих фантазиях причудливые подводные дома и корабли, в которых люди могли бы долгое время находиться или даже путешествовать в морских глубинах. С развитием технического прогресса фантазии принимали все более конкретные формы. Например, в нескольких своих произведениях писатель Жюль Верн очень подробно описывал корабль под названием «Наутилус». Он мог длительное время автономно находиться под водой, преодолевать огромные расстояния и опускаться на морское дно. За это фантаста даже стали называть «отцом подводных лодок».
Первые же реальные подводные лодки были очень скромных размеров, и часто там мог разместиться только один человек. На сегодняшний день мировая история подводного кораблестроения очень обширна. Но смогли ли современные инженеры приблизиться к идеалам фантастов былых лет?
Один из вариантов изображений подлодки «Наутилус» Жюля Верна
Самыми крупными из когда-либо построенных подводных лодок являются советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941 «Акула». Что же представляет собой и что может эта подлодка?
Как иногда говорят, война — двигатель прогресса. Поводом к созданию «Акулы» послужило политическое и техническое соперничество двух сверхдержав в XX веке, называемое «холодной войной». США и СССР соревновались во всех сферах, и строительство военного подводного флота не стало исключением. В конце 60-х годов XX века США начали создание стратегических атомных подводных лодок типа «Огайо», вооруженных ракетами «Трайдент».
В ответ на это в декабре 1972 года в Центральное конструкторское бюро морской техники СССР «Рубин» поступило тактико-техническое задание на проектирование субмарин следующего поколения. В требованиях к новым кораблям были указаны: малошумность, безопасность, высокая автономность плавания, возможность работы подо льдами Арктики, а главное — подлодки должны были нести новейшие на тот момент межконтинентальные баллистические ракеты «Р-39».
Главным конструктором проекта был назначен С.Н. Ковалев. На тот момент Сергей Никитич был уже очень опытным конструктором. Под его руководством разрабатывались подводные стратегические ракетоносцы первого и второго поколений. Новая лодка должна была превзойти по характеристикам все предыдущие и, по сути, стать родоначальницей третьего поколения.
Конструктор Сергей Никитич Ковалев
Сложность задачи состояла в том, что ракеты, под которые проектировался корабль, были очень больших размеров. Разместить шахты для их хранения и пуска в стандартном корпусе лодки не представлялось возможным. Именно этот фактор в большей степени и определил будущий облик корабля и его огромные габариты. Было принято уникальное в истории подводного кораблестроения решение.
Лодку решили сделать двухкорпусной, а шахты ракет разместить вне прочных корпусов — непосредственно между ними. Данная схема расположения напоминала катамаран. В каждом из корпусов должна была разместиться отдельная энергетическая система с ядерным реактором.
Схематическое устройство ТРПКСН проекта 941
Первая в серии подводная лодка «ТК-208» была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, а спущена на воду 29 сентября 1980 года. На носовой части корабля была изображена акула. Позже облик акулы появился и на форменных нашивках экипажа. Всего было запланировано к постройке десять, а построено и введено в строй шесть таких кораблей.
Строительство ТРПКСН проекта 941
Характеристики и возможности
Лодка получилась очень удачной, хотя при этом и весьма внушительных размеров. Длина «Акул» составила 172,8 м, ширина корпуса 23,3 м, средняя осадка 11,2 м. Для постройки этих исполинов на заводе был специально возведён новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире.
Основные технические характеристики ТРПКСН проекта 941:
Скорость (надводная) — 12 узлов;
Скорость (подводная) — 25 узлов (46,3 км/ч);
Рабочая глубина погружения — 400 м;
Предельная глубина погружения — 500 м;
Автономность плавания — 180 суток (6 месяцев);
Экипаж — 160 человек (в том числе 52 офицера);
Водоизмещение надводное — 23 200 т;
Водоизмещение подводное — 48 000 т;
2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
Все требования, указанные в тактико-техническом задании, оказались соблюдены. На лодках 941-го проекта смогли разместить 20 больших межконтинентальных баллистических ракет «Р-39». Была предусмотрена возможность одновременного пуска всех ракет залпом. Это было проверено и подтверждено в ходе учений в 1998 году.
Хотя на кораблях данного класса обычно не предусмотрено торпедное вооружение, «Акул» также укомплектовали шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Лодка получилась значительно менее шумной, чем ее предшественницы проекта 667. Высокая автономность плавания позволяла лодкам данного типа совершать длительные походы. Большой запас плавучести обеспечивался особенностями конструкции, а прочность корпуса позволяла проламывать льды толщиной до 2,5 м.
Экипаж на палубе ТРПКСН проекта 941 после всплытия во льдах Арктики
Все для безопасности
По мнению большинства специалистов, в проекте 941 невероятно много было сделано для обеспечения безопасности корабля и экипажа. Различные технические решения превзошли свое время и, вероятно, будут применяться при проектировании подлодок будущего.
Сама по себе конструкция лодки уже на этапе проектирования предполагала взаимозаменяемость элементов, изоляцию отдельных блоков и максимальную безопасность. Так, например, изолированный торпедный отсек позволял «Акуле» сохранить плавучесть даже при взрыве невышедшей торпеды. Повреждение одного из прочных корпусов также не привело бы к гибели корабля.
Ядерные реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния. Расположение ракетных шахт вне прочных корпусов тоже способствовало повышению безопасности. К примеру, 27 сентября 1991 года на ТК-17 «Архангельск» произошло чрезвычайное происшествие: во время учебного пуска в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. На обычной однокорпусной лодке подобная авария могла привести к фатальным последствиям, но «Архангельск» дошел в порт своим ходом и отделался лишь легким ремонтом.
На случай, если борьба за живучесть корабля все же оказывалась безнадёжной, проектом были предусмотрены автономные всплывающие спасательные камеры, способные разместить весь экипаж.
Благодаря получившимся габаритам лодки конструкторы не были стеснены в пространстве при проектировании внутренних помещений, в том числе предназначенных для улучшения комфорта экипажа.
Сауна и бассейн на борту ТРПКСН проекта 941
На борту «Акул» были предусмотрены спортивный зал, обшитая дубовыми досками сауна, бассейн 2х4 м и глубиной 2 м, 4 душевых комнаты, 9 гальюнов и даже отдельное помещение для курения. Экипаж размещался в 2-х, 4-х и 6-тиместных каютах с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Удобства для экипажа обеспечивали очень высокую автономность плавания. Лодка могла до полугода нести боевое дежурство подо льдами Арктики.
Такой комфорт на подводных лодках не встречался ранее нигде. За это моряки негласно прозвали корабли данной серии «плавучим Хилтоном».
«Акулы» получились поистине колоссальными. Очень сложно представить этих гигантов в реальности. Для этого можно сравнить габариты лодки с привычными простому человеку объектами. Так, например, высота «Акулы» сопоставима с высотой 9-ти этажного дома. Их даже иногда называют «девятиэтажками». Длина лодки в полтора раза больше футбольного поля. А если поставить её на Красную площадь, то «Акула» займет почти всю ее длину.
Сравнительные размеры ТРПКСН проекта 941 и Красной площади
Современные подводные лодки 4-го поколения имеют однокорпусную конструкцию и, соответственно, гораздо более скромные размеры. От конструкторов 5-го поколения также требуют дальнейшего уменьшения габаритов. Вполне вероятно, мир уже никогда не увидит субмарин крупнее «Акулы», и право называться «самой большой подлодкой в мире» так и останется за ней. Но кто знает, какие задачи будут стоять перед подводными лодками, например, через двести лет?
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs
Вы когда-нибудь слышали истории о сказочно разбогатевших людях, которые однажды обнаружили фонтан нефти у себя на заднем дворе? Так вот, забудьте их. В этом посте вы узнаете, как по-настоящему работают нефтяники на Восточно-Мессояхском месторождении на Гыданском полуострове ЯНАО, как не замерзнуть в Арктике и зачем там нужны беспилотники.
Как живут нефтяники
Большинство вахтовиков работает в закрытых рабочих зонах, которые утеплены настолько, что про мороз на улице можно забыть. Но есть работы и на открытом воздухе: грузовые операции, ремонт и профилактические обходы.
Кроме холода у Крайнего Севера есть еще одна особенность — полярная ночь, когда 40 суток подряд не видно солнца. Из-за постоянной темноты с непривычки можно и потеряться во времени. Но все компенсирует полярный день, который приходит в Арктику в начале июня и длится около месяца. Нефтяники говорят, что постоянно видеть солнце — бесценно. А для крепкого ночного сна на окнах вахтовых общежитий установлены шторы-блэкауты.
Людей со стандартным рабочим графиком иногда пугает продолжительность вахты, которая обычно длится 30 дней, а в условиях пандемии доходила и до 60. Главный плюс такого графика — отпуск между вахтами по длительности совпадает с количеством рабочих дней. Поработал 60 дней — столько же и отдохнешь. Семейные люди считают, что это позволяет посвятить супругам и детям гораздо больше времени, чем при офисной занятости, когда видишь семью только перед сном и уходом на работу.
Распорядок дня всегда примерно одинаковый: подъем в семь утра, планерка, работа по специальности до 8 вечера. Есть и ночные смены — производство непрерывное! Как отдыхать после работы, каждый решает сам. В свободное время нефтяники читают, играют в футбол, баскетбол или теннис в оборудованных спортзалах, ходят в тренажерку, смотрят телевизор и общаются под горячий чай в комнатах отдыха. С родными связываются по телефону или видеосвязи. Интернет, к счастью, на промыслах стабильный.
Меню на месторождениях такое, что, кажется, нефтяников на работу именно едой и заманивают. Кормят разнообразно, а еще устраивают дни национальных кухонь. Местные повара даже придумали фирменный салат «Недра Мессояхи». Каждый слой из рыбы, яиц, риса, лука и картофеля означает определенный пласт: нефти, газа, глины, воды, вечной мерзлоты. Познавательно и вкусно!
А вот в отношении алкоголя альтернативных мнений быть не может. На нефтепромысле нулевая терпимость к горячительным напиткам. У каждого работника проверяют пульс, давление, температуру, дыхание на алкотестере. Человека с признаками алкогольного или наркотического опьянения везут на медицинское освидетельствование, и если оно подтверждается, отправляют домой с последующим увольнением.
На чем ездят и летают нефтяники
Чуть ли не единственный транспорт, с помощью которого можно попасть на месторождение в тундре, — вертолеты. На воздушные перевозки влияет погода, которая часто бывает нелетной. В периоды туманов, плохой видимости, сильных ветров и метелей (мётел, как их здесь называют) нефтяники могут по несколько дней ждать рейса на вахту или домой. Но с мая по ноябрь вертолеты летают практически без выходных, пока не откроется зимник — временная дорога через тундру.
На самом нефтепромысле передвигаться пешком по дорогам запрещено, тротуаров для прогулок не предусмотрено. Зимой по пути от одного объекта к другому можно попросту замерзнуть, особенно если к холоду добавляется метель. Чтобы этого избежать, перемещаться разрешено только на спецтранспорте. А в тундру и вовсе можно выезжать только на ТРЭКОЛе — вездеходе с низким давлением в шинах и минимальным воздействием на чувствительные грунты. Транспортом на месторождениях управляют профессиональные водители. Они доставляют работников от жилого комплекса или административного здания к рабочим местам и обратно.
Как нефтяники общаются с местными
По подсчетам самих нефтяников, на территории Мессояхской группы месторождений живут десятки семей коренных ненцев, и в их личных хозяйствах — больше четырех тысяч оленей. Это говорит о том, что разработка трудных запасов ведется экологично. «Если бы экология была нарушена, ни одного оленя мы бы на Мессояхе не увидели, — рассказывает ведущий специалист по работе с коренным населением «Мессояханефтегаза» Юрий Лапсуй. — Нет экологии — значит, нет ягеля и нет оленей».
С коренными жителями тундры работники месторождения контактируют постоянно: рассказывают, какие объекты будут строить и зачем, советуются насчет расположения нефтяной инфраструктуры. Каждый план перед началом строительства проходит общественные слушания, чтобы его реализация не повлияла на местную экосистему. Если запланированный участок трубопровода пересекает пути миграции оленей, строят специальные оленьи переходы — труба в этом месте напоминает арку высотой до пяти метров. Под ней стада спокойно проходят к местам стойбищ и в период каслания — массового перемещения для рождения потомства. Ненцы говорят, что самки оленей рожают оленят только в тех местах, где когда-то появились на свет сами.
Нефтяники налаживают с местными дружеские отношения. Ненцы знают, что в случае чего с ними поделятся едой и топливом, придут на помощь, если заболеешь, помогут с вертолетом для экстренной доставки рожениц в больницу. К врачам Мессояхи местные жители обращаются не особо часто. Приходят только с болями или травмами, по мелочам не беспокоят.
Случаются и кинематографичные истории спасения. В апреле молодого оленевода, который потерял сознание за рулем снегохода, спас маркшейдер Александр Свиргун. Парень из коренных ехал через тундру вслед за отцом, в пути у него заболела голова, он отключился. Александр с коллегами нашел 17-летнего оленевода на снегу в мороз и отвез в здравпункт Мессояхи. Местный врач Олег Брезицкий осмотрел пациента, поставил предварительный диагноз, дал лекарства и вызвал санборт до Нового Уренгоя. Сейчас пациент чувствует себя хорошо, его уже выписали.
Эту историю описал в своем инстаграме блогер-нефтяник Антон Булковский. Подписывайтесь, чтобы следить за жизнью и работой нефтяников из первых рук!
При чем тут беспилотники
Процесс добычи нефти на месторождениях максимально автоматизирован, а участие работников в самых тяжелых процессах минимизировано. Для этого «Газпром нефть» развивает направление беспилотников, причем не только для разведки, но и для транспортировки грузов и контроля за строительством и готовыми объектами.
Беспилотная техника позволяет снизить риск для здоровья сотрудников и исключить человеческий фактор. Сейчас 60% трубопроводов «Газпром нефти» частично или полностью контролируют с использованием летающих беспилотников. Аппараты управляются дистанционно и оборудованы тепловизорами, фото- и видеокамерами.
За последние полтора года на самом северном нефтепромысле страны испытали сразу несколько типов беспилотников. Один — для доставки грузов по воздуху. Иногда проще и экологичнее отправить небольшой груз с помощью дрона, чем строить дорогу для автомобилей. Завозить на месторождение нужно многое: от строительных материалов до продуктов питания.
Умные аппараты планируют применять не только в воздухе. В начале 2020 года на Восточной Мессояхе испытали беспилотные «КАМАЗы». Беспилотники оснащены камерами и лидарами, данные с которых помогают встроенному искусственному интеллекту ориентировать грузовик на местности, строить маршруты и обходить препятствия. Видео с испытаний можно посмотреть здесь.
Конечно, полностью людей техника не заменит. По крайней мере, не в ближайшем будущем. Разведка, добыча и транспортировка требуют участия живых людей, понимающих суть рабочих процессов. Ведь именно человек поставит задачу, определит план полета, задаст высоту, проанализирует результаты и сделает выводы.
Человеческое отношение на Мессояхе заметно во всем: даже серьезную технику нефтяники умудряются ласково называть женскими именами. Вместо сухих аббревиатур ГПА-1 и ГПА-2 два газоперекачивающих агрегата компрессорной станции носят имена «Лариса» и «Дарья». Сотрудники говорят, что это напоминает им о доме и любимых.