афанасьев фотография на которой меня нет план рассказа
План рассказа Фотография на которой меня нет Астафьева
Пересказ
Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку. Мамы и бабушки стараются получше приодеть детей, т.к. живут многие очень бедно. Фотографу отводят хорошую избу, всячески стараются угодить и уважить, чтобы он хорощо снимал ребят.
Сами школьники рассуждают о том, кто где будет стоять, когда их будут выстраивать для фотографирования. Дети думают, что в первые ряды поставят отличников, тех, кто хорошо учится. Повествователь и его друг понимают, что им не на что надеяться. Они будут на самом заднем плане, где и лиц-то не разглядишь. В отчаянии, желая доказать всем, что они люди совсем уж распропащие, они идут кататься с крутых снежных склонов, все изваливаются в снегу.
На следующее утро и даже еще ночью у мальчика-повествователя начинают сильно болеть ноги, он постанывает, встать с постели не может. Он сирота, его воспитывают бабушка и дед. Бабушка понимает, что происходит с ребенком, потому что приступ этой болезни случается с ним не впервые. Она будит ночью деда и требует растопить баню, чтобы отогревать ноги, растирает их лечебными снадобьями, ругая мальчика за неосмотрительное поведение. Мальчик молчит и подчиняется. Когда все бабушкино лечение окончено и ему становится чуть легче, в темноте избы он видит, как бабушка у иконы просит у Пресвятой Богородицы выздоровления для ребенка.
Мальчик, конечно, расстроен, что не сможет утром пойти в школу и фотографироваться вместе со всеми. За ним заходит друг Санька, повествователь порывается встать с постели, но ноги не слушаются, и он бессильно падает. Бабушка, утешая его, говорит, что, когда он поправится, она отвезет его в город в фотоателье, и там его сфотографируют. Санька решает тоже не идти в школу за компанию с рассказчиком.
Повествователь болеет. Ему скучно в доме. Он смотрит через окно на улицу и наблюдает, как оформлено пространство между рамами на окнах в соседских домах. Бабушка, на его взгляд, делает это лучше всех. Солнце светит ярче, дело идет к весне. Мальчик вспоминает, как весной бабушка выставляет из темного погреба горшки с комнатными цветами. Потом он каждый день с нетерпением ждет, когда же распустится яркий красивый цветок. Бабушка тоже радуется его появлению, словно это свидетельствует уже об окончательном наступлении весны.
Однажды во время болезни мальчика к ним в дом приходит учитель и приносит фотографию класса, на которую ребенок так и не попал. Бабушка принимает учителя очень почтительно и всё удивляется, какой он культурный и интеллигентный человек, как умеет хорошо вести разговор, никогда не возьмет лишнего куска за столом. Мальчик вспоминает о своих учителях в сельской школе. Они муж и жена, приехали к ним из города. Позже у них появляется ребенок. Деревенские жители часто тайком помогают им: то нарубят дров, то принесут молока или творога. Учителей очень уважают. Повествователь вспоминает, как учитель уже весной, в конце учебного года, отправился с ними в поход, сколько интересного он рассказал им о лесе, как пытался защитить детей, увидев гадюку.
Теперь уже не мальчик, а взрослый человек смотрит на ту самую старую фотографию. Он думает о том, как сложились судьбы его одноклассников, кто из них погиб на войне. Он вспоминает себя прежнего, того ребенка, каким он был тогда.
Урок литературы В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Сценарий конкурсного урока
Тема урока : В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
заинтересовать тематикой его произведений;
Развивать умения анализировать текст, работать с биографическим материалом (выбирать главное, существенное);
формировать общечеловеческие ценности, расширить понимание слова «дружба».
Проверка наличия необходимых к уроку принадлежностей (учебник, тетрадь, опорный конспект, биографический материал).
II . Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.П.Астафьева. Начнём анализировать ещё один его автобиографический рассказ «Фотография, на которой меня нет». Узнаем интересные факты из жизни Виктора Петровича, поговорим о таком понятии как дружба.
III . Изучение нового материала.
1)Диалог с опорой на ранее изученный материал
Вспомним, какие рассказы этого автора мы уже читали?
(«Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»).
О чем эти рассказы? Какие уроки мы из них извлекли?
Что вы помните из биографии этого человека? Хотелось бы знать больше?
Что именно из биографии этого писателя вы хотели бы знать?
(К доске выходят два ученика и по очереди записывают вопросы, задаваемые классом).
2)Работа с биографическим материалом и опорными конспектами.
Ребята, у вас на партах есть опорные конспекты.(Приложение 1) В них проставлены определённые даты. Ваша задача из листов с биографическим материалом(Приложение 2) выбрать нужные события и проставить их в хронологическом порядке. Здесь же вы найдёте ответы на поставленные вами вопросы.
На эту работу я отвожу вам 5 минут. Успехов!
Приступаем к ответам. Какие же события в жизни В.П.Астафьева соответствовали указанным датам?
1942г.- ушёл добровольцем на фронт
1951г.- написал первый рассказ «Гражданский человек»
1953г.- издана первая книга «До будущей Весны»
1968г.- первое издание повести «Последний поклон»
1975г.-1-я Государственная премия РСФСР им. М.Горького
1989г.- присвоено звание Герой Социалистического Труда
29.11.2001г.- не стало В.П.Астафьева)
(Ученик зачитывает по опорному конспекту). На какие вопросы, записанные на доске, вы нашли ответы? Молодцы! Несколько оставшихся вопросов – стимул к дальнейшему изучению биографии В.П.Астафьева. Жду ваших ответов на них на ближайшем уроке.
Какие основные темы творчества В.П.Астафьева вы заметили? Запишем их в наши конспекты.
(1)Осмысление судьбы современника. 2)Трагический опыт войны)
3) Сообщение ученицы о книге «Последний поклон».
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью, точнее главой книги «Последний поклон». Именно эту книгу автор считал самой сокровенной. Кстати, как вы понимаете значение слова «сокровенный»?
Прослушаем сообщение об этой книге.
4) Работа со статьёй учебника.
Обратимся к учебнику и прочитаем статью на стр.202.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос № 1.
Что нового мы узнали о главном герое? (Его имя).
Проблемы, затронутые автором в его произведениях, никогда не устареют. Назначение человека на земле, дружба, милосердие, добро и зло, детские впечатления, формирующие личность – вот некоторые из них. Понять творчество Астафьева – значит понять и принять общечеловеческие ценности, нравственность, которая лежит в основе человеческой жизни.
Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Кто из героев запомнился? Почему?
Продолжим работу в опорных конспектах.
Какова тема рассказа? (Жизнь и быт сибирской деревни).
Основная мысль? (Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа…)
Какие сюжетные линии можно обозначить?
Я помогла вам немного, обозначив их количество.
(-дружба Саньки и Витьки;
-учитель и учительница;
-деревенский быт, взаимоотношения односельчан)
Составим план рассказа. Некоторые части я уже озаглавила, теперь подберите вы недостающие заголовки. (См. Приложение 1)
Кто же главные герои рассказа?
Что нового узнали о Саньке и Витьке?
(Ребята подросли, стали друзьями, их не рассорил случай с обманом)
Зачитайте, как автор отзывается об успехах мальчишек в школе.
Как они отнеслись к известию о приезде фотографа?
Что же случилось с Витькой?
Почему, если не смог пойти фотографироваться Витька, не пошёл и Санька?
Как это его характеризует? Подтвердим цитатой из текста (стр.208).
Стало ли легче Витьке от этого?
Что же в этом хорошего? Ведь он не помог, не поставил Саньку на ноги?
6) Диалог о друзьях, о дружбе.
Можно ли взаимоотношения мальчиков назвать дружбой? Настоящей дружбой?
Как вёл себя Санька в рассказе «Конь с розовой гривой»?
Изменился ли Санька?
Почему? Кто или что этому помогли?
(Семья, деревенские жители, взросление, иное понимание дружбы).
Какой урок получил Витька от Саньки?
Почему не забыл автор Саньку, дружка детства, хоть и не было его на старой школьной фотографии?
Под чьим влиянием сделал Санька правильный выбор в случае с фотографией?
Может ли человек сам себя воспитывать или ему нужна помощь окружающих?
Нужны ли человеку друзья или можно обойтись без них?
Есть ли у вас друзья? Настоящие? Поднимите руку у кого много друзей?
Почему друзей не может быть много?
Зависит ли дружба от исторических условий, жизненных обстоятельств, материального положения?
Изменилось ли сегодня это понятие? Может ли оно вообще изменяться?
Прочитаем слова, ставшие эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку : «Дружба, настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная». В.П.Астафьев.
Как вы понимаете их значение?
IV . Подведение итогов
Что нового из биографии В.П.Астафьева вы узнали сегодня на уроке?
Какой вопрос на уроке вызвал больше всего затруднений?
Какое задание было самым запоминающимся?
Просмотрим опорный конспект
Осталось ли что-нибудь незаполненным?
Посмотрите на экран, проверьте точность заполнения.
Что вызвало затруднения?
V . Домашнее задание
Перечитать текст рассказа, сделать закладки и отметить в тексте материал по сюжетной линии «Учитель – учительница».
По желанию написать сочинение – размышление «Дружба – это…»
(Д.З. изложено в опорном конспекте)
Опорный конспект по рассказу
В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
I . Биография В.П.Астафьева
Основные темы творчества: 1)
II . Анализ рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Основная мысль (Зачем?)-
8.Размышление о деревенских фотографиях.
III . Домашнее задание
Перечитать текст и отметить материал по сюжетной линии «Учитель и учительница».
Написать сочинение-размышление «Дружба-Это…» (по желанию).
Вы можете сравнить определение, данное в словаре и ваш личный опыт, впечатления.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1059352
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературе » В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)
Тема: В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа
Урок развития речи 8
Цель: углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева;
выявить художественную идею главы, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем; особенностей образов героев рассказа, авторской позиции; формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; развивать нравственно-эстетические представления учащихся о роли учителя и о проблемах, связанных с отношением к профессии учителя в современном обществе.
Основное содержание урока: автобиографический характер рассказа; развитие представлений о герое-повествователе; подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.
Основные виды деятельности: различные виды пересказов; устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции; подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Личностные: развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных качеств личности и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные: умение определять понятия, делать выводы и обобщения, строить логическое рассуждение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях различных жанров.
Познавательные: прогнозировать содержание, умение выделять главное.
Регулятивные: формулировать учебную задачу.
Коммуникативные: строить диалог; умение работать в группе, доказывать своем мнение, подтверждая аргументами из текста.
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности авторского мировоззрения.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: презентация, учебник, раздаточный материал
Психологический настрой к уроку.
2.Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
-С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
-Что нового о сельской жизни первой половины XX века вы узнали из рассказа?
-Что вам известно о биографии писателя?
-Какие произведения Виктора Петровича мы с вами изучали ранее?
3.Мотивация учебной деятельности
На сегодняшний урок вы должны были принести семейные фотографии.
-Дороги ли вам эти фотографии?
-Чем ценны эти фотографии для вас? Дорожите ли вы фотографиями, на которых вас нет?
Фотографии, на которых нас нет, могут также быть яркими эпизодами из нашей жизни. В основном на них запечатлены наши друзья или родные – братья и сестры, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Храним их потому, что это память о дорогих нам людях. Глядя на них, мы вспоминаем радостные или важные моменты нашей жизни.
4.Сообщение темы урока
-Что у меня в руках? (песочные часы)
-Что они символизируют? (время – символ быстротечности жизни).
-Можно ли остановить время? Как? (стоп-кадры в наших семейных альбомах).
-Чем является семейный альбом? (биографией).
-Можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока?
Определение целей и задач урока.
Учащиеся проговаривают тему урока. Оформление записей в тетрадях.
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков
Экспресс-опрос по рассказу Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
1.С кем жил мальчик этого рассказа? (у бабушки и дедушки)
2.Как звали друга мальчика? (Санька)
3.Какое время года происходят события? (зима)
4. Какой болезнью страдал мальчик? (ревматизм)
5.Почему простуда далась мальчику с трудом? (сильно простудился)
6.От кого ему передалась болезнь? (от матери)
7. Где поселили фотографа? (у десятника сплавконторы)
8. Сколько лет было учителю? (25)
9. Как звали бабушку рассказчика? (Катерина Петровна)
10.Почему, когда учитель гулял с ребятами в лесу, он не знал того, что обычно знают простые, деревенские люди? (он жил там, где нет тайги и леса)
11.Где учитель с ребятами встретили змею? (в лесу)
12.Кем была жена учителя? (учительницей)
13.Как относились люди к учителю? (уважали, любили)
14.Кто еще не стал фотографироваться? (Санька)
15. Каким образом фотограф очутился в этом селе? (приехали сами)
16. Какая река находилась рядом? (Енисей)
17. Как подписана фотография? (Овсянская школа)
Взаимопроверка (оценка результатов).
-Обратимся к рассказу. Почему рассказ назван именно так? Как название связано с его темой и основной идеей? (название рассказа тесно связано с его последними абзацами. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах. В словах героя чувствуется грусть, тоска и печаль. Название связано с сюжетом рассказа).
-Какое событие описывает автор в рассказе? (приезд фотографа)
-Смог ли Витька сфотографироваться с классом? (нет, застудил ноги)
—Как поступил его друг Санька?
-Кто лечит героя (его бабушка)
Бабушка – доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, ласковая, справедливая, седина, добрые, морщинистые руки, варежки, колыбельная, валенки, шерстяные носки.
Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева (употребление диалектных и устаревших слов, от этого речь звучит убедительно и выразительно).
Задание: по цитате из текста определите, о ком из героев рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» идет речь:
№ 1. «…они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун».
— Учитель Евгений Николаевич и его жена, Евгения Николаевна.
№ 2. «(…) три раза заговаривала пупок дитенку».
— Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.
№ 3. «Она отозвала учителя в куть и с напором, правда, конфузливым, взялась его убеждать: «Им тама нельзя».
№ 4. «(…) был пристроен на ночь у десятника сплавконторы».
№ 5. «Сам он давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве, лесозаготовках и выжиге извести».
— Десятник сплавконторы Илья Иванович Чехов.
№ 6. « (…) гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки».
№ 7. «…стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался».
— Рассказчик и его друг Санька.
№ 8. «Раскидал одежонку, прижал ноги, ровно бы вывернутые в суставах, к горячим кирпичам русской печи, потом растирал ладонями…».
— Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.
№ 10. «Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью».
— Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.
№ 11. «Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования».
— Санька, друг рассказчика.
— Бабушка рассказчика, Катерина Петровна.
№ 13. «Потом его словно коробейники из мешка вытряхнут, нарядного, пьяного, с гостинцами и подарками».
— Терентий, муж тетки Авдотьи.
— Тетка Авдотья, соседка.
Работа со схемой системы персонажей
1.Бабушка – 1 группа
2.Учитель – 2 группа
3.Друг Санька – 1 группа
4.Жители деревни – 2 группа
1.Докажите, что взрослый герой знает, то произойдет с мальчиком, поэтому даёт оценки будущим событиям?
2. Каким предстаёт перед читателем взрослый герой, рассказывающий историю своего детства?
3. Почему герой не помнит фамилию учителя?
4.Что такое автобиографический рассказ?
7.Итог урока. Рефлексия
— О каком времени жизни героя поведал писатель?
-Так о чём же этот рассказ?
-Что символизирует фотография в рассказе?
-Год написания рассказа?
-Из какой повести эта глава?
-Как вы думаете, какие испытания пережил человек в военное время?
-Почему Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью» народа, настенной его историей?
-Сегодня на уроке я открыл…
Оценка своих результатов.
Дать письменный развёрнутый ответ на вопрос: « Почему В.П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобычной летописью нашего народа, настенной его историей»?
Индивидуальное задание. Прочитать рассказы В.П.Астафьева, выявить особенности жанра. Подготовить общение о поэтах XX века ( Н.Рубцов, Н.Заболоций).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методическая разработка урока литературы В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)
Тема урока :«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)
Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательная цель : провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.
Воспитательная цель : способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
беседа по вопросам;
элементы анализа текста.
портрет В. П. Астафьева;
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий
И близких всех душа не позабудет…»
Учитель : Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.
-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».
-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.
-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.
-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)
Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)
Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)
Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)
Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)
Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)
Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)
Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)
Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)
Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)
-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?
-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)
-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)
-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.
-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.
-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
-Чем живет русская деревня в эти годы?
-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)
-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)
-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех)
-Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?
-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»
-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)
-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»
-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)
-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)
(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)
-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)
-Хорошая бабушка у Витьки?
-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)
-Кто был инициатором этого события? (Учителя)
-Расскажите об учителях Виктора.
-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)
-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»
-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.
-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)
-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).
-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)
-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.
-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)
-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)
-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )
-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)
-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»
-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».
-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)
-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.
Написать сочинение «По страницам семейного альбома».