а савчук шоколадный торт
Костёр 1985-03, страница 48
Составил и оформил Л. Каминский
Мне стукнуло двенадцать. Я, конечно, устроил себе именины. Попросил у папы денег и купил несколько бутылок ситро и шоколадный торт для
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
— Спасибо,— говорю я Кольке.— Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька, тоже сосед, принес мне сказки Андерсена.
— Спасибо,— говорю я,— Витя. Книжка
— говорю я,— десная. Это ничего, что она не новая,
до меня ее все твои родственники перечитали.
Ленька, одноклассник, подарил мне набор фломастеров.
— Вот кстати! — говорю я.— Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть, цветов, особенно ими не разрисуешься. Вот я в магазине фломастеры видел — в наборе восемнадцать цветов!
Ну, сложил я подарки в угол и приглашаю всех к столу. Начал делить торт и разливать в стаканы ситро. Смотрю — что-то они, гости мои, какие-то скучные и вялые сидят. Я им уже и музыку веселую включил, а они все равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться.
Ушли они, а я недоумеваю: и чем я им не угодил? Может быть, им торт не понравился?
ИЗ Неполного соЪтт ш ^атт сочтит
РИС ЛАЖ’ САША Косген КО/г. Шарю/, Октана Остапчш-
ко]г- Ржевb Тлня Толстых/г Сыктывкар/, т ярмижо
/г. Полтава/, НИН* Иноземцева /дер. A^GM Леши-
Нам по музыке заданье: Выражать переживанья. Мы сидим, переживаем, Все на лицах отражаем! Мы по выраженью лиц Нахватали единиц. У Петровой только «пять» Все умеет выражать На лице Петрова: Как белеют облака, Как вдали блестит река, Как мычит корова!
Сжатое изложение
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение по тексту А.Ф.Савчука Шоколадный торт в 5 классе»
Урок развития речи в 5 классе на тему
«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.
Оборудование: карточки (текст, сжатое изложение, тема, основная мысль текста), карточки с текстом для изложения, картинки «Шоколадный торт» (каждому ученику).
2. Постановка целей и задач урока.
Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».
— Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?
— Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
— Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
— Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).
— Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.
— Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».
— Какова задача уроков развития речи?
(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).
— Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?
(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)
3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.
— А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)
— Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)
— Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)
4. Первичная проверка понимания.
— Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
— О чём говорится в тексте? Назовите тему.
— Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)
— Что вас поразило в рассказе?
— Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
— Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?
— Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
— В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
5. Стиль текста, тип речи (ПОР)
— Определите стиль текста. (Художественный)
— Тип речи? (Повествование)
6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.
— Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.
Б) Проверка самостоятельной работы.
— Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.
Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.
Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».
Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «…я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
— Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)
— Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)
— А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?
— А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?
(«гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)
— И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
— Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?
(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)
— Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
8. Работа над планом изложения.
(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)
Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
3. Невесёлое чаепитие.
9. Сжатие частей текста.
— Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Б) Приход гостей, подарки.
Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.
Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Г) Невесёлое чаепитие.
Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
10. Итог урока. Рефлексия.
— Что я узнал сегодня на уроке?
— Чему я научился сегодня?
— Как я изменился сегодня?
— А у меня были такие случаи в жизни?
— Как бы я повёл себя в подобной ситуации?
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
— В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).
1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).
2) Сжатый пересказ с опорой на план.
12. Выставление оценок.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
Витька принёс мне сказки Андерсена.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
3. Невесёлое чаепитие.
Просмотр содержимого презентации
«Сжатое изложение по тексту А.Ф.Савчука Шоколадный торт в 5 классе»
учитель русского языка и литературы
МОУ Троицко-Сунгурской СШ
— Какова задача сжатого изложения?
передача текста сжато, обобщённо
нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации)
Чем будем заниматься на уроке:
У нас сегодня урок развития речи.
Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
Александр Федорович Савчук (1905-1943) – журналист и писатель
— Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».
веселье, все поздравляют, дарят подарки
Чтение учителем упр.699 (стр.275)
Согласитесь ли вы с пословицей:
«Дорог не подарок – дорого внимание»
В чем основное намерение автора?
Рассказать о правилах гостеприимства,
показать, как не следует себя вести в подобной ситуации
Речь для одного, диалог, разговорные слова и предложения
Речь для многих, для всех
(образные слова, воздействовать)
(Информирование, воздействие. Периодические издания, телевидение, радио)
Типы речи повествование описание рассуждение
Стиль речи данного текста
Тип речи данного текста Повествование
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
— Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
« гости скучные », « не веселятся », « ковыряют торт ложечками », « смотрят в тарелки ». « Потом давай один за другим прощаться и ушли »
Языковой разбор текста.
Ключевые слова и выражения.
Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода
Приёмы сжатия текста.
Перечитаем текст. Используя приемы сокращения, уменьшим его объём.
На день рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками.
Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
Витька принёс мне сказки Андерсена.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
Пришли гости, принесли подарки. Коля – настольную игру «Хоккей», Витя – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
Сократите диалоги, обобщите информацию до 1 предложения.
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. Смотрит – гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
Конспект урока «Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 5 классе на тему
«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.
2. Постановка целей и задач урока.
Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».
— Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?
— Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
— Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
— Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).
— Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.
— Какова задача уроков развития речи?
(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).
— Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?
( экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)
3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.
— А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? ( День рождения)
— Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)
— Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)
4. Первичная проверка понимания.
— Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
— О чём говорится в тексте? Назовите тему.
— Только ли желает рассказать о Дне рождения? ( Осуждает поступок мальчика )
— Что вас поразило в рассказе?
— Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
— Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?
— Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
— В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
( Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
5. Стиль текста, тип речи (ПОР)
— Определите стиль текста. ( Художественный)
— Тип речи? ( Повествование)
6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.
— Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.
Б) Проверка самостоятельной работы.
— Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.
Второй абзац открывается предложением: « Ну, пришли они, гости ». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.
Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «… я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол ».
Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, « это ничего, что она не новая ». И фломастеры ему нужны: « Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
— Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)
— Зачем обращается к такому приёму? ( Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)
— А в следующем абзаце вновь: « Сложил я подарки в угол… ». Можно ли подарки складывать в угол?
— А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?
(« гости скучные », « не веселятся », « ковыряют торт ложечками », « смотрят в тарелки ». « Потом давай один за другим прощаться и ушли »)
— И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
— Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?
( Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)
— Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
8. Работа над планом изложения.
(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)
Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
3. Невесёлое чаепитие.
9. Сжатие частей текста.
— Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Примерный ответ : На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Б) Приход гостей, подарки.
Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.
В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.
Примерный ответ : Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Г) Невесёлое чаепитие.
Примерный ответ : Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
10. Итог урока. Рефлексия.
— Что я узнал сегодня на уроке?
— Чему я научился сегодня?
— Как я изменился сегодня?
— А у меня были такие случаи в жизни?
— Как бы я повёл себя в подобной ситуации?
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
— В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).
1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).