а русскую едят кашу
Наша Кухня. Великий русский обжора Иван Крылов
Готовим Демьянову уху и стерлядь по-дворянски, рассольник с грибами и гуся с гречкой, вспоминая русского баснописца и величайшего обжору своего времени Ивана Крылова, которого потчевали цари и царицы, любили Пушкин и Жуковский, щедро угощали в Английском клубе и дворянских домах столиц
Глядя на фотографию Крылова в школьном учебнике легко можно поверить в его баснословный аппетит, русскую леность и неряшливость, которыми он также отличался, по словам современников. О гурманстве Крылова ходит столько анекдотов и небылиц, что рассказать все невозможно, но мы выбрали самые яркие.
А. С. Пушкин, любя писателя и подтрунивая над его обжорством, которое переходило все границы (Крылов мог съесть за одни присест около сотни устриц, запивая их портом, и это только в качестве «закуски») называл его в шутку «преоригинальнейшей тушей». Будучи всю жизнь холостым и имея отвратительнейшую кухарку, Крылов до своих 76 лет регулярно столовался по друзьям, клубам и царским резиденциям, благо автора любили все и везде.
Царская семья неоднократно приглашала «петербуржского Лафонтена» на обеды, желая удивить необычными блюдами и их оригинальной европейской подачей, что была похожа на современную, в ресторанах высокой кухни. Порции маленькие и не всегда понятные, так что неискушенный посетитель может остаться голодным или разочарованным. Коим оказался и наш баснописец на званом обеде императрицы Марии Федоровны, когда ему подали десерт:
А сладкое? Стыдно сказать – пол-апельсина. Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел!
Приверженец «еды по старинке», любитель многослойных кулебяк, русских каш, блинов и супов, Иван Крылов предпочитал обеды простые, но обильные. Каждое воскресенье он обедал в доме министра народного просвещения Оленина, и каждую неделю – у директора медицинского департамента Тургенева (не писателя), где ему запросто скармливали по 30 блинов за один присест, после которых, не вставая из-за стола, Крылов съедал поднос пирожков и кастрюлю ухи, а также миску сладкой гурьевской каши, выпивая несчетное количество графинов с киселями и водками. И это все не считая соленых и моченых яств – «мелочи», как их называл баснописец.
Потому сегодня я расскажу вам о тех любимых блюдах писателя, которые дошли до нас в описаниях современников. Правда, «пропорций» для Крылова не существовало, но в наших рецептах они указаны.
Демьянова уха
Фото: Fanfo / Shutterstock.com
«Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!»
— уговаривает хозяин друга в одноименном произведении Крылова «Демьянова уха». В столичных ресторанах послебасенного периода бульон делали из разной речной рыбы, и любую уху непременно норовили называть Демьяновой, чтобы заманить посетителя. Отличная реклама и маркетинг, сами понимаете. Вот один из ее вариантов.
Ингредиенты:
700-800 г речной рыбы разных сортов, предпочтительно благородных; 600 г картофеля; 1 луковица; 300 г помидоров; 2 ст. л. масла; 1 лавровый лист; 10 горошин черного перца; по 1 корню петрушки и сельдерея; по 2-3 ст. л. мелко нарубленной зелени укропа, петрушки и сельдерея; рюмка водки (опционально).
Рыбу филировать. Голову с вынутыми жабрами, плавники, хвосты и кости отварить в течение получаса в 2,5 литрах слегка подсоленной воды. Картофель нарезать кубиками, лук мелко нарубить, залить процеженным бульоном, добавить крупно порезанные корни петрушки и сельдерея. Варить около 20 минут. За 7-10 минут до окончания варки добавить подготовленные куски рыбного филе, нарезанные дольками помидоры, лавровый лист, перец горошком. В конце вынуть корни петрушки и сельдерея, добавить в уху сливочное масло и зелень. По желанию влить рюмку водки, как традиционно делали в русских трактирах.
Фото: MAR007 / Shutterstock.com
«Вот друга я люблю! – Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой».
Демьянова уха-солянка
Фото: IZOTOV DMITRII / Shutterstock.com
Современники пишут, что баснописец Крылов питал особую слабость к различного рода сборным солянкам и рассольникам.
Ингредиенты:
2 ст. л. растительного масла; 1 белая луковица; 1 ст. л. томатной пасты; 1 ст. л. каперсов; 1 маленький соленый огурчик; 50 г оливок; 1 ч. л. сахара; 1 лавровый лист; 150 мл рыбного бульона; 150 мл бульона из раков; 600 г семги; 8 раков или креветок; 200 г отварного картофеля; 2 помидора; 2 сладких красных перца; по 1 ч. л. измельченной зелени петрушки и укропа; 4 ломтика лимона; соль, перец.
Лук и соленый огурец мелко порезать. Каперсы измельчить. Семгу разрезать на 4 куска. Помидоры освободить от кожицы и семян, нарезать. Болгарский перец запечь, порезать крупными полосками.
Лук, томатную пасту, каперсы, огурец, оливки и сахар быстро прогреть в масле. Добавить рыбный и раковый бульоны, лавровый лист, варить 20 мин. Положить семгу, раков или креветки, картофель, помидоры, перец. Выдавить лимонный сок, заправить солью и перцем. Подать, посыпав зеленью, с долькой лимона.
Рассольник с солеными грибами
Перловую крупу промыть несколько раз горячей водой. Отварить почти до готовности и опустить в мясокостный бульон.
Картофель порезать дольками; морковь, корни петрушки и сельдерея – соломкой. Репчатый лук нашинковать. Сначала заложить картофель, затем пассерованные на масле морковь, коренья и лук. В последнюю очередь вместо привычных соленых огурцов положить соленые грузди, порезанные кубиками. Подавать со сметаной и рубленой зеленью.
Стерлядь по-дворянски
Фото: Ailisa / Shutterstock.com
Это блюдо, равно как и предыдущее – одно из самых любимых Крыловым. Вот рекомендации по его приготовлению с адаптированными пропорциями из кулинарного сборника блюд русских писателей.
Промывают 1 кг стерляди и вытирают ее досуха полотенцем. Снимают кожу, нарезают рыбу кусками и кладут в кастрюлю. Наливают туда белого столового вина (так, чтобы наполовину покрыло рыбу). Добавляют 125 г сливочного масла и целый лимон без зерен, разрезанный вдоль. Кастрюлю накрывают крышкой и ставят на средний огонь. Всего четверть часа – и кушанье готово.
Птица с гречневой кашей
Фото: CCat82 / Shutterstock.com
Рассказывают, что Иван Крылов обожал индейку, называя ее «жар-птицей», но ее подавали только по большим праздникам и на званых обедах. А вот гусей и уток баснописец ел часто. В качестве одной порции и одной из пяти перемен блюд. Я не предлагаю вам повторять подвиги великого русского обжоры, однако сам рецепт – прилагаю.
Ингредиенты:
Тушка одного гуся (или утки) и ее же потроха; 100 г сала; 100 г сливочного масла; 1 чашка гречки; 2 луковицы; 150 г шампиньонов; 1 ст. л. зелени петрушки; 2 яйца; 1 ч. л. майорана.
Приготовление:
Обработанную тушку промыть и оставить на сутки в прохладном месте. Просушить, натереть салом, солью и майораном, салом также нашпиговать и снова оставить в прохладном месте на три часа.
Для начинки очищенные и промытые потроха ошпарить, слегка обжарить в 1 ст. л. сливочного масла, посолить, накрыть крышкой и протушить. Затем мелко нарезать. Лук и шампиньоны тоже мелко нашинковать, обжарить в 2 ст. л. сливочного масла. Сварить рассыпчатую гречневую кашу. Смешать с кашей гусиные потроха, лук и шампиньоны, добавить петрушку, соль и перец по вкусу, желтки яиц и взбитые белки.
Духовку разогреть до 180 градусов. Нафаршировать тушку, зашить, выложить в смазанную салом утятницу, поместить в разогретую духовку и довести до готовности, поливая время от времени выделяющимся соком. Подавать с тушеными овощами и зеленью.
Сочни с овсяной кашей
И последнее на сегодня любимое и простое блюдо писателя.
Овсяную крупу перебрать, промыть теплой водой и сварить густую кашу на воде. Добавить в нее сливочное масло и рубленые яйца. Полученную кашу уложить на поджаренные блины, сложить их пополам и обжарить еще раз. Подавать со сметаной и фруктовым киселем.
Рассказывают, что по окончании трапезы, где бы Крылов ни находился, он любил по русскому обычаю вздремнуть. В Английском клубе, который писатель посещал более 35 лет, долгое время оставалось незакрашенным пятно на стене, сделанное его головой. Засыпал после сытного обеда прямо в кресле, и никто сна счастливого человека не тревожил.
Садясь за стол в знакомых домах, Иван Андреевич повязывал себе салфетку под самый подбородок. Но обшлага пачкались, она развязывалась и падала, а он не замечал и продолжал маслить манишку и белый жилет, уплетая сосредоточенно за обе щеки все, что ставилось на стол. Отобедав, вставал и, помолившись на образа, всегда произносил: «Много ли надо человеку?».
Смех смехом, а дожил великий обжора и баснописец до 76 лет.
На его 70-летие в зал Дворянского собрания на Невском было приглашено 300 гостей. Угощение началось как раз с «Демьяновой ухи», которая была заявлена в литографированном меню с рисунками. Чего только не было на столах обеденного банкета, но. Юбиляру приходилось все время кланяться, благодарить и выслушивать длинные тосты.
Какая уж тут еда, когда сердце желудок покорило. Хочешь к блюду приступить, а слезы мешают. Так и пропал обед, и какой обед! Хоть бы на дом прислать догадались!
Потому этот день, 2 февраля 1838 года, остался для Крылова самым печальным гастрономическим днем.
Любя плотно обедать и плотно ужинать, как-то раз во время спора о диетах он сказал, накладывая себе изрядную порцию стерляди под желе: «Я ужинать перестану, наверное, в тот день, с которого перестану обедать».
Фото: Milanchikov Sergey / Shutterstock.com
Черная шутка о том, что Крылов умер, возможно, от переедания (рябчиками), принадлежит самому князю Романову, что, конечно же, неправда, но вполне могло произойти при таком нездоровом аппетите и невнимании к собственному телу. Умер писатель от воспаления легких, так как часто ходил по дому в неглиже перед открытыми настежь в суровую зиму окнами.
Иван Андреевич Крылов оставил после себя более двухсот басен, переведенных на все языки мира. Стихи, публицистические работы и кипы сатирико-просветительских журналов. Историю детской любви и болезненной страсти к основному физиологическому удовольствию – еде, о которых и поныне живы легенды. «Не могу… Не могу оскорбить вас отказом!».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Русская каша – сила наша»
Звучит песня «Ела Маша кашу»
Недаром так в народе говорят.
Кашу с удовольствием русские люди едят.
Вкусна, сытна, полезна,
Помогает от болезней,
Силы придаёт, к здоровью ведёт.
Особенно нужна для детей.
Готовится без затей,
Но помогает быстро расти.
И здоровый дух в здоровом теле обрести.
Не знали этого Даша с Иваном,
Часто спорили из-за этого с мамой.
Дети, надо в школу торопиться,
На столе вкусная каша дымится.
Лучше «Сникерс» проглочу.
Я тоже не хочу каши.
Мне бы на завтрак шоколадку, мармеладку,
Больше нет для меня радости.
Кушайте кашу, кушайте,
Да нравоучительную сказочку послушайте…
Как-то в холодные осенние дни заболела Дашенька, слегла в постель. Губки посинели, щёчки впали, бледный румянец и тот исчез. Горюют бабушка с дедушкой. Чем помочь внученьке, «солнышку» своему?
А тут пришла соседка тётя Нюра, навестить больную. Многих людей она из болезни вытащила. Увидела и сразу поняла, что Дашеньке поможет, и говорит: «Свари-ка ты, соседка, в русской печке кашу – рассыпчатую, вкусную, душистую. Да маслицем полей пусть внученька ваша поест и увидишь, что каша творит чудеса. Ведь в каше вся сила».
Выслушала бабушка соседку. Заставила деда печку пожарче истопить, сама крупу перебрала, помыла, посластила, масла топлёного положила и в печку поставила.
Долго «томилась» каша в печке. Вытащила бабушка чугунок. А из чугунка такой дух пошёл, каша пеночкой румяной затянулась.
Съела внучка одну ложку каши – сила в руках появилась. Съела вторую – губки заалели, съела третью – глазки засветились и румянец на щёчках появился. А как съела всю кашу, встала на ножки и говорит:
— Да ведь я совсем здорова, бабушка. Спасибо тебе за кашу целебную и тёте Нюре за добрый совет. Пойду с подружками погуляю.
С тех пор, стала Даша хорошо кушать, а особенно кашу полюбила. А бабушка, если Дашенька вдруг откажется от еды, нет-нет да скажет: «Ешь кашу больше. Кто мало каши ест, у того сил нет».
Так и повелось у нас в русском народе говорить: «Каша – сила наша».
И буду бегать, целый день, как белка.
И пойдёт обо мне, как о силаче, слава.
Исполнение песни «Манная каша»
Как появилась каша на нашем столе? Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепёшкой. Люди, как следует, отругали нерадивого кашевара, всё-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша».
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей.
У русичей существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать её в знак примирения. Кстати, отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (если не получалось договориться с врагом).
Без каши не обходились на Руси рождественские праздники, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и назывался «кашей».
С детства нам знакома добрая Сорока-белобока, которая кашу варила и малых деток кормила. ( Показ презентаций )
А сейчас угадайте мои загадки.
Что всегда поверх каши лежит?
Не едят меня одну, и без меня ничего не едят.
Во вред зубам. (Сахар)
Молодцы, ребята, всё назвали. А сейчас проведу для вас игру. Я буду называть продукты. Если они нужные для каши – хлопаете, а если не идут для каши – топаете.
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
Капуста кочанная… (Т)
Чернослив и изюм… (Х)
Перец болгарский… (Т)
Клубничное варенье… (Х)
Бисквитное печенье… (Т)
Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой.
А теперь ещё загадки,
Все они играют в прятки.
Крупу в них отгадайте,
Кто вспомнил – называйте,
Слайды из презентации.
Эта каша витаминов полна,
Хоть на вид она черна. (Гречневая)
Белые зёрнышки во рту тают,
О Китае вспоминают. (Рис)
Её любят маленькие дети,
Самая вкусная каша на свете. (Манная)
Сверкают, словно жемчуга.
Эта каша любимая моя. (Перловая)
Называют её кашей красоты,
Полюби её и ты. (Овсяная)
Сытно в брюшке. (Пшенная)
«Угадай крупу» (Крупа разложена по тарелкам, карточки с названиями круп)
«Угадай крупу на ощупь»
А уж как смекалист был русский народ. Разве не про пшенную кашу говорится в сказке «Каша из топора»? ( Показ сказки )
«Разберём крупу» (Тарелки со смешанной крупой)
У русского народа есть много примет связанных с кашей. Со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром», женщина вынимает кашу из печи и перво-наперво осматривает горшок,
в котором она варилась. Нет большего несчастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед. Но и это не всё. Если каша получилась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой в новом году с хорошим урожаем. Бледный цвет каши – предвестник несчастий для семьи.
Н а каше и гадали, особенно о будущем урожае. В канун Рождества, когда ели кутью, хозяин дома, зачерпнув полную ложку каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай будет в Новом году.
А уж сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о каше. ( Слайд из презентации )
Царский стол: Какую еду предпочитали русские правители, и Чем отличалась ли она от крестьянской
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Петр Первый разделял пищу на официальную и домашнюю. Первый вариант использовался при организации публичных обедов для иностранных министров. Тут подавались блюда европейской кухни. Но дома царь предпочитал простую еду и очень любил русскую кухню, сытную, вкусную, обильную. Из импортного на его столе были только хорошее вино да сыр, чаще голландский.
Петр I любил побаловать студнем с чесночком, кислыми щами и квашеной капустой, любил он каши, а жаркое приказывал подавать с огурчиками и солеными лимонами. Начинал трапезу с рюмки анисовой водки, а во время еды пил квас.
Екатерина II : изысканные завтраки и плотный ужин со смородиновой водой
Екатерина II любила разнообразие и изысканность. На столе всегда присутствовали как традиционные блюда, так и экзотические: компьенский гато, пулярды с трюфелями, чирята с оливками. День императрицы начинался рано, в шесть утра, тогда же подавался завтрак, состоящий из гренок и кофе со сливками. Зато обед был весьма обильным — самые разные супы, куриное мясо с овощами, отварная говядина и тушеная утка, лангусты, ягненок. Одних салатов можно было насчитать не менее 12 видов. Гарниры делали из грибов и тушеных овощей.
После обеда Екатерина с удовольствием ела десерты — она была без ума от слоеных пирожков с яблоками, бисквитов. Фрукты тоже входили в меню, а в Новый год предприниматель, чье имя не сохранилось, дарил императрице золотое блюдо, наполненное отборными персиками, сливами и грушами, что вызывало неизменный восторг у Екатерины.
Любимым блюдом императрицы была отварная говядина с квашеной капустой или солеными огурчиками. И ни один обед не обходился без смородиновой воды, которой Екатерина запивала калорийные блюда.
Павел I – борец с роскошью, щи да каша и Александр I – сторонник здорового питания
Павел I придерживался противоположной позиции и вел борьбу с роскошью. Его меню в сравнении с тем, что требовала подавать Екатерина, было аскетичным. «Маменькины повара» были уволены, набраны новые. Продукты они покупали на обычном рынке, а еда стала простой — каша да щи, жареное мясо и котлеты. Однако накладывали ее в дорогие фарфоровые тарелки. Павел предпочитал говядину с капустой, а запивал обед кларетом.
Александр I относился к своему питанию трепетно и придерживался особого гастрономического распорядка, который был составлен для него лейб-медиком Тарасовым. Рано утром царь угощался гренками из белого хлеба и зеленым чаем, в который наливали жирные сливки.
После утренней прогулки Александр ел фрукты, отдавая предпочтение свежей землянике. На обед подавали ботвинью (это холодная похлебка на кислом квасе и отваре свекольной ботвы). Очень нравилась императору зернистая икра, которая всегда присутствовала на столе. Вечером, после конной прогулки Александр пил чай, в который всегда добавлялся мед. А на сон грядущий перекусывал простоквашей или черносливом, очищенным от кожуры. Здоровое питание во всей красе!
Николай I – любимые соленые огурчики и никакого алкоголя
Николай I относился к еде просто и не требовал разносолов. Чаще всего на столе присутствовал капустный суп с салом, мясо, дичь и рыба, и обязательно соленые огурцы. Алкоголь император практически не употреблял, и вообще ел очень мало, предпочитая овощи.
Александр II – охотничьи обеды с медвежатиной
Александр II не выдвигал особых кулинарных требований. Современники писали, что меню он предпочитал европейское. Но особое удовольствие Александр получал от обедов на воздухе, так как увлекался охотой.
Для императора организовывали походные трапезы на пленере: он сам ел стоя или усевшись на пенек, так же должны были поступать и остальные. Несмотря на это, приносили столы, покрытые отглаженными скатертями, а в качестве посуды использовали фарфоровые тарелки и хрустальные графины.
Когда обед проходил во время охоты, Александр приказывал приготовить только что убитую добычу. Ему очень нравилась медвежатина, в особенности печень, которую следовало готовить на углях.
Александр III – сладкоежка и любитель кислого молока
Александр III предпочитал еду простую и здоровую, особенно выделяя кислое молоко. К обеду часто подавали поросенка под хреном, а простую пищу император любил приправлять различными изысканными соусами. Интересно, но обычные соленые огурчики он поливал пикантным соусом Cumberland, который делался из спелых ягод красной смородины, пряностей и портвейна. Вот такое необычное сочетание.
Посещая Финляндские шхеры, император ловил рыбу, которую потом ему готовили с отварным картофелем прямо на улице. Но настоящей страстью Александра были сладкие блюда. Он обожал фруктовые муссы и пастилу. После завтрака ему всегда подавали горячий шоколад. К этому напитку Александр предъявлял особые требования и сердился, если напиток был приготовлен неправильно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русская каша
Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.
«Русского мужика без каши не накормишь»
«Без каши обед не в обед»
«Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова «
Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.
Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение «заварить кашу».
Каша на Руси «определяла» даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: » с ним каши не сваришь». Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово «каша» было синонимом слова «артель». Говорили: «Мы в одной каше», что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово «каша» в этом значении.
Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.
Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется «зандури». Продается сегодня в России и американская полба. Называется она «спельта». Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и «полба», и «зандури», и «спельта», и «камут», названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.
Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.
Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были «мучные каши», т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!