а митяев мешок овсянки цель
Конспект урока по внеурочной деятельности по чтению 1 класс А. Митяев «Мешок овсянки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внеурочная деятельность по чтению 1 класс
Тема. Рассказ А.Митяева «Мешок овсянки»
I .Организационный момент.
(Мотивационно-вступительная часть. Создание эмоционально положительного фона.)
II . Актуализация знаний
Картинки: солдата, гусара и богатыря.
III . Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
V . Домашнее задание
Учитель читает стихотворение:
На степном просторе
Он взлетает в небо,
Не страшны защитнику
— О ком это стихотворение?
О военных, о защитниках Родины.
— Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня.
С древних времён и до наших дней существует такая почётная, но трудная и опасная профессия – Родину защищать.
Игра «Кто защищает Отечество»
Рассмотрите воинов – защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности и до наших дней. (Богатырь в кольчуге, гусар, солдат)
Обер-офицер Лейб – гвардии Измайловского полка, офицер войны 1812 года.
Рядовой солдат времён ВОВ.
— Правильно. А теперь давайте познакомимся с военными профессиями
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом А.Митяева.
— Какие его рассказы мы уже читали?
— А сегодня прочитаем рассказ «Мешок овсянки».
Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. Мы будем говорить, как наши доблестные солдаты каждый день стремились приблизить конец войны. На войне были разные интересные ситуации. Чаще, конечно же, солдаты ходили в атаку. Но были моменты, когда они отдыхали в минуты затишья. В основном наших солдат хорошо кормили. Вся страна в тылу работала для того, чтобы нашим защитникам на фронте было чуть-чуть легче. В тылу делали не только снаряды и военную технику, но и заготавливали продукты и эшелонами (поездами) доставляли на фронт.
Были такие моменты, когда солдаты попадали в окружение, и тогда к ним не поступало продовольствие. Им приходилось голодать. Иногда они ели только сухари, размоченные в воде.
Перед тем, как пойти в атаку. Солдаты часто оставляли свои вещевые мешки с документами и некоторыми личными предметами, едой прикопанными в траншеи, чтобы по возвращении их снова найти. Если солдат погибал, то его еда доставались товарищам.
А.Митяева «Мешок овсянки».
Судя по названию можете вы предположить о чём этот рассказ?
Сидите тихо и слушайте внимательно.
(Первичное чтение рассказа учителем)
— Постарайтесь понять о ком этот рассказ? Кто главные герои?
Осенью шли долгие холодные дожди.
С подвозом еды стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки.
– Ну и находка! – обрадовались солдаты. – Будет пир горой, кашу сварим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
Вдруг в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий
– Эй, братва! – крикнул он, простуженным голосом. – Давай мешок сюда! Не клали – не берите.
Он всех удивил своим появлением, и мешок ему сразу отдали, потому что солдаты перед атакой вещевые мешки оставляли в окопах.
Началось большое наступление, во время которого Лукашука ранило. Пуля попала ему в грудь. Он упал и потерял сознание.
Лукашук очнулся от того, что санитар перевязывал рану. Потом он положил солдата в фанерные саночки. Когда солдата привезли в госпиталь, он увидел, что его саночки тащили три собаки, которые очень устали и лежали в снегу.
К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной каши. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
— В этом тексте были сложные слова. Может кто-то знает, что они означают.
Траншея – длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы.
Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
Наступление (войск) – нападение на врага.
Повторное чтение рассказа детьми «цепочкой».
Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы. Заполнение мнемотаблицы.
— В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?
— Из чего варил суп повар? Как он это делал?
-Что нашёл солдат Лукашук?
— Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку?
— Куда пошёл Лукашук с бойцами?
— Что случилось с Лукашуком во время наступления?
— Кого увидел солдат, когда очнулся?
Для кого была нужна Овсянка? Зачем?
Дети читают: Овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя.
— В тяжёлые годы войны рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди и гибли, как люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Самыми верными помощниками солдат в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.
Дети: У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы.
-Какое произведение читали?
— Кто автор этого рассказа?
— какие умения формировали?
Игра собери пословицу:
Родина – мать, умей за неё постоять.
— Какие качества необходимы для защитника Отечества?
(любовь к Родине, смелость, сила, ловкость и т. д.)
Если тебе понравился урок, и ты был активным, нарисуй смайлика довольного, улыбающегося. Если ты мог бы лучше, то спокойного. А если ты не старался, и тебе ничего не понравилось, то грустного, недовольного.
Прочитать рассказ вместе с мамой или папой. Нарисовать иллюстрацию к нему.
1)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
5)формируем умение находить ответы на вопросы
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста
2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
1)формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои мысли и эмоции;
2)формируем мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
— воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
Митяев А. «Мешок овсянки»
Вопросы по произведению:
1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?
2. Почему все-таки отдали мешок?
3. Почему «рыжий» не поделился овсянкой с голодными солдатами?
4. Почему санитар не ел овсянку сам?
5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?
6. Как собаки помогают людям в мирное время?
Конспект открытого занятия по развитию речи «Мешок овсянки» (старшая группа)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект открытого занятия по развитию речи чтение художественной литературы
Воспитатель МДОУ № 20 «Золотой петушок» г.Кыштым: Ахметшина Олеся Федоровна
Тема : «Мешок овсянки»
Возраст: старшая группа 5-6 лет
Цель: продолжать знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну в тяжелые годы войны. Закрепить у детей умение различать рода войск.
Развивающие задачи. Развивать диалогическую речь, мышление, память, творческое воображение.
Предварительная работа:
Беседа о празднике «День Защитника Отечества»,Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор»,
Баллады К. Симонова «Сын артиллериста»,
рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники»
Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены»
Методы: Наглядный и словесный
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодняшнее наше занятие посвещенно ко дню «Защитника Отечества» которое празднуется 23 февраля
Воспитатель приглашает детей, организует приветствие (упражнение «Доброе утро» дети стоят в кругу и передают друг другу мяч со словами «Доброе утро, Саша… Владик…») молодцы ребята, а теперь давайте присядем на свои стульчики,
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Наша Армия» написал его Владимир Степанов
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
Воспитатель:
О ком говорится в стихотворении?
Дети: О военных, о защитниках Родины. (инд. ответ)
Воспитатель: В стихотворении говорится о военных, которые «взлетают в небо». Кто это?
Дети: Это летчики, космонавты. (инд. ответ)
Воспитатель: А кто «уходит в море»?
Дети: Это моряки, подводники. (инд. ответ)
Воспитатель: А кто стоит «в дозоре у границы»?
Дети: Это пограничники. (инд. ответ)
Воспитатель: Вот об этих людях мы и будем говорить сегодня.
Воспитатель: Но сначала давайте посмотрим на экран и познакомимся с новыми для вас словами.
Траншея- это земляные сооружения, для защиты стрелков и обеспечения условий для стрельбы.
Проговорить эти слова со всеми детьми, Индивидуально с детьми ОВЗ
С древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия — Родину защищать.
Сегодня, дети, мы будем говорить о том времени, когда на нашу страну напали фашисты, и как наши доблестные солдаты каждый день стремились приблизить конец войны. На войне были разные интересные ситуации. Чаще, конечно же, солдаты воевали, ходили в атаку. Но были моменты, когда они отдыхали в минуты затишья. В основном наших солдат хорошо кормили. Вся страна в тылу работала для того, чтобы нашим защитникам на фронте было чуть-чуть легче. В тылу врага не только делали снаряды и военную технику, но и заготавливали продукты, и эшелонами (поездами) доставляли на фронт.
Были такие моменты, когда солдаты попадали в окружение, и тогда к ним не поступало продовольствие. Им приходилось голодать. Иногда они ели только сухари, размоченные в воде.
Перед тем, как пойти в атаку, солдаты часто оставляли свои вещевые мешки с документами и некоторыми личными предметами, едой прикопанными в траншеи, чтобы по возвращении их снова найти. Если солдат погибал, то его еда доставались товарищам.
Но сначала давайте сделаем физ минутку
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Чтение рассказа Анатолия Митяева
1. О ком этот рассказ?
2. Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
3. Кто не дал им сварить кашу? Как оценили поступок рыжего солдата боец Лукашук?
4. Что случилось с рядовым Лукашуком? Кто его спас?
5. Для кого приготовил кашу рыжий солдат? Почему поставил ее в снег?
6. Почему он был худой? Почему не ел сам кашу?
7. О чем вы сегодня узнали на занятии? Кто еще помогал на фронте нашим солдатам?
Какой эпизод вы хотели бы услышать еще раз?
Чтение детям понравившегося эпизода.
Самоанализ мероприятия по развитию речи (чтение художественной литературы) « Мешок овсянки».
Возраст: Старшая группа ( 5-6 лет)
Воспитатель – Ахметшина Олеся Федоровна
Конспект ОД разработан с учётом индивидуальных особенностей воспитанников старшей группы.
Длительность составила 20 минут.
Списочный состав детей группы: 23 человека, образовательная деятельность проводилась с детьми в количестве: 22 человека.
Для успешного проведения ОД весь демонстрационный материал был подготовлен заранее.
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
Развивать диалогическую речь, мышление, память.
Далее я прочла детям стихотворение «Наша Армия» Владимира Степанова,что бы вызвать у детей эмоциональный отклик и настроить их на дальнейшую деятельность.
Структура мероприятия соответствовала поставленным задачам. Темп выбран оптимальный. При планировании открытого мероприятия, были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне, учитывая возрастные особенности. Дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно выполняли предложенные задания, поддерживали разговор, охотно отвечали на вопросы. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно.
Так же были использованы различные методические приемы: наглядный метод (демонстрационный материал: показ предметных картинок, презентации)
Словесный –чтение стихотворения, чтение самого рассказа «Мешок овсянки».
Длительность мероприятия соответствовала нормам для детей старшего дошкольного возраста.
С поставленными программными задачами в ходе мероприятия я справилась.У детей был вызван интерес к сюжету рассказа, так же закрепили умение образовывать существительные обозначающие воинов-защитников различных военных профессий, пополнили словарный запас новыми словами (шинель, санитар, траншея).Дети охотно вступали в диалог. Отвечали на поставленный вопрос полным ответом. Так же индивидуально проговорили новые слова с детьми ОВЗ.
Считаю, что поставленные задачи были выполнены. Мероприятие своей цели достигло.
Презентация к уроку по внеурочной деятельности чтение 1 класс А. Митяев «Мешок овсянки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Реактивная установка Катюша
Начались кровопролитные бои за освобождение нашей Родины
Анатолий Митяев Анатолий Васильевич Митяев родился 12 мая 1924 года в селе Ястребки Рязанской области. Закончив 9-й класс в подмосковной Клязьме, подал документы в лесной техникум. Летом 1942 года записался добровольцем на фронт, и уже на третий день пребывания в армии был в бою. Служил орудийным номером в гвардейском миномётном дивизионе.
Анализ рассказа «Мешок овсянки» Словарная работа: Траншея- длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей Атака – наступление на врага Санитар –помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым
Словарная работа Траншея – выемка в грунте, окоп.
«Зоркий глаз» (задание для следопытов) Укажите неточность, допущенную художником. Попытайтесь объяснить причину этой неточности.
Собаки Во время Великой Отечественной войны на фронтах служило: Было создано: 168 специальных воинских частей, использовавших собак 40 000 собак 13 отдельных специальных отрядов 29 отдельных рот миноискателей 69 отдельных взводов нартовых отрядов 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства
Разыскивали диверсионные группы противника Собаки подрывали вражескую технику
Служили связистами Вытаскивали раненых с поля битвы
70 лет прошло со дня окончания этой страшной войны. Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым. Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Уроки во внеурочной деятельности позволяют расширять знания детей об истории нашей Родины. Презентация к рассказу А. Митяева «Мешок овсянки» поможет донести до первоклассников знания о Великой Отечественной войне.
О том, как собаки помогали во время войны человеку, спасая их жизни.
Номер материала: ДБ-1601728
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект ООД. Составление пересказа по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки» с помощью мнемотаблицы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».
Цель: Развитие связной речи у старших дошкольников.
Образовательные задачи:
Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Праздник победы» Совершенствовать навык слогового анализа слов. Учить образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий. Продолжать учить составлять пересказ с опорой на мнемотаблицу.
Развивающие задачи. Развивать диалогическую речь, развивать чувство ритма, мышление, память, координацию речи с движением, творческое воображение.
Воспитательные задачи. Воспитывать уважение и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов.
Оборудование:
Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки», набор предметных картинок (богатырь, гусар, солдат ВОВ), мнемотаблицы.
Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор»,
Баллады К. Симонова «Сын артиллериста»,
рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники»
Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие диалогической речи.
Воспитатель приглашает детей в кабинет, организует приветствие (упражнение «Доброе утро» дети стоят в кругу и передают друг другу мяч со словами «Доброе утро, Саша… Витя…») и предлагает детям занять места за столом.
В. Послушайте стихотворение «Наша Армия»
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
В. Степанов
2. Игра «Кто защищает Отечество»
Рассмотрите воинов — защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь в кольчуге, гусар, солдат)
3. Дидактическая игра «Телеграф»
В: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в военный телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой штаб». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают односложные, двусложные, трехсложные слова, подбирая их по степени трудности (танк, солдат, офицер, генерал).
4. Игра «Азбука Морзе». [Развитие чувства ритма.]
В. Когда вы играли в игру «Моряки», то выбирали радиста, который передавал сообщения азбукой Морзе. Сейчас вы все станете радистами и будете вслед за мной передавать, простукивать разные сообщения. Слушайте внимательно.
Логопед прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу кулачками.
ООооОО ОоооОО оооОоо ОооОоо
Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем.
5. Физминутка «Капитан». (Координация речи с движением).
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает им поиграть в капитана.
Матросская шапка, Маршируют по кругу друг за другом.
Веревка в руке.
Тяну я кораблик Маршируют в обратном направлении.
По быстрой реке.
И скачут лягушки Выполняют прыжки, сидя на корточках.
За мной по пятам,
И просят меня: Поднимаются, «отдают честь».
«Прокати, капитан!»
А. Барто
6.Подготовка детей к восприятию нового произведения. Первичное чтение. В. Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом А. Митяева «Мешок Овсянки». Эта история произошла во время Великой Отечественной войны. Сидите тихо и слушайте внимательно. (Рассказ А. Митяева дан в сокращении)
7. Словарная работа.
8. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
9. Беседа по содержанию рассказа. Ответы на вопросы. Заполнение мнемотаблицы (Приложение).
• В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода? (Педагог выставляет картинку № 1 в таблицу)
Д. Это происходило осенью. Погода была холодная и дождливая. (инд. ответы)
• Из чего варил суп повар? Как он это делал? (Педагог выставляет картинку № 2 в таблицу)
Д. Повар сыпал в горячую воду крошки от сухарей и солил. (инд. ответы)
• Что нашел солдат Лукашук? (Педагог выставляет картинку № 3 в таблицу)
Д. Солдат нашел целый мешок овса. (инд. ответы)
• Что неожиданно произошло? Почему Лукашук вернул находку? (Педагог выставляет картинку № 4 в таблицу)
Д. В траншею спрыгнул другой содат и забрал мешок с овсом – это был его мешок. (инд. ответы)
• Куда пошел Лукашук с бойцами? (Педагог выставляет картинку № 5 в таблицу)
Д. Лукашук с бойцами пошел в наступление на врага. (инд. ответы)
• Что случилось с Лукашуком во время наступления? (Педагог выставляет картинку № 6 в таблицу)
Д. Его ранило пулей в грудь, он упал и потерял сознание. (инд. ответы)
• Кого увидел солдат когда очнулся? (Педагог выставляет картинку № 7 в таблицу)
Д. Он увидел рыжего солдата, который забрал мешок с овсом. (инд. ответы)
• Для кого была нужна овсянка? Зачем?
Д. Овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя. (инд. ответы) (Педагог выставляет картинку № 8 в таблицу)
10. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
В: Вслушивайтесь, как я читаю.
11. Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд)
12. Пересказ по частям. (3-5 человек)
13. Итог.
Логопед: Молодцы ребята, вы составили хорошие рассказы. Какие качества необходимы для защитника Отечества?
Д. Любовь к Родине, смелость, сила, ловкость и т.д. (инд. ответы).